Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предисловие автора ко второму изданию.




Книга для учителя начальных классов под названием «90 уроков психологического развития младших школь­ников» была опубликована нами в 1995 году (издательст­во «Луч»). Ее замысел - предоставить учителю системати­зированный поурочный подбор заданий для проведения работы по психологическому развитию учащихся с I по III классы. Идея целенаправленного систематического разви­тия младших школьников на специальных уроках сразу же была очень активно поддержана многими учителями начальных классов. В 1995/96 учебном году началось ап­робирование предложенной нами развивающей програм­мы 29 учителями начальных классов, работающими в раз­ных видах общеобразовательных учреждений в различ­ных регионах страны. С каждым новым учебным годом количество учителей-экспериментаторов увеличивается.

Изданная небольшим пробным тиражом книга быст­ро разошлась среди учителей и школьных психологов. Продолжающийся спрос на нее вызвал необходимость ее новой публикации. При подготовке второго издания мы учли, что с 2000 года обучение в начальной школе будет вестись четыре года, поэтому второй вариант книги, на­званный нами «120 уроков психологического развития младших школьников», рассчитан на четырехлетнее начальное обучение. Кроме того, учитывая пожелания учителей, в новом издании книги увеличено количество заданий на развитие пространственных представлений учащихся, добавлены задания на развитие звуко-буквенного анализа, произвольного внимания, вербально-смыслового мышления.

Успешное трехлетнее апробирование программы «Уро­ки психологического развития», закладывающей в.школь­никах психологическую основу обучения, позволяет на­деяться на широкое массовое внедрение ее в практику начальной школы с целью оказания эффективной психо­логической помощи всем учащимся.

Н.П. Локалова

Психологический институт РАО Москва, сентябрь 1999 г.

РАЗДЕЛ I

О развивающей программе для младших школьников

«Уроки психологического развития»

Психологическое развитие школьников как путь гуманизации современного

Образовательного процесса

Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся. Реформирова­ние системы школьного образования в свете гуманисти­ческих тенденций должно начинаться с переосмысления его цели и основной задачи.

Основываясь на современных теоретико-психологиче­ских представлениях о когнитивных репрезентативных структурах как носителях умственного развития, ко­нечную цель школьного образования можно представить следующим образом: формирование учащихся как высо­коразвитой открытой когнитивно-личностной систе­мы, способной к саморазвитию, самоорганизации и са­моопределению. Средством же ее развития выступает ус­воение знаний об обобщенных способах и формах ин­теллектуальной деятельности, являющихся, таким об­разом, залогом дальнейшего развития и самостоятель­ного приобретения в будущем новых знаний.

В связи с этим комплексная психолого-педагогиче­ская задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкрет­ных знаний по школьным дисциплинам, но и сформи­ровать у учащихся представления об обобщенных при­емах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного разви­тия, а с другой стороны - это путь формирования пси­хологической основы обучения, обладающей внутрен­ним потенциалом развития, который позволит в буду­щем осуществляться не только саморазвитию и саморе­гуляции личности, но и эффективному самостоятель­ному приобретению знаний. Обобщенные знания о вы­полнении интеллектуальных операций формируются в работе с реальным конкретным содержанием, отвеча­ющим не только требованиям школьного обучения на данной ступени, но и актуальным потребностям самих учащихся.

В последнее время учителя начальных классов отме­чают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уров­нем их когнитивно - личностного развития. Поэтому ока­зание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время стано­вится особенно актуальной задачей.

В определенной мере задача психологического разви­тия учащихся решается в рамках развивающих систем обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давы­дова). Но, согласно опубликованным данным, классы, в которых обучение ведется по развивающей системе на­чального обучения Л.В. Занкова, имеются в 30% школ, а по развивающей системе обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова - в 10% школ. Таким образом, по мень­шей мере в 60% школ дети учатся по традиционным учебным программам, развивающий эффект которых, как известно, крайне низок.

Широкому распространению развивающих систем обу­чения препятствует прежде всего необходимость специ­альной достаточно длительной психолого-педагогиче­ской подготовки учителя. Но школа, особенно традици­онная, не может ждать. Ей психологическая помощь нужна уже сейчас. Принципиально важным здесь явля­ется то, что психологическая помощь ученикам, прежде всего в виде коррекционно-развивающей работы, должна осуществляться в первую очередь самим учителем. При этом в центре внимания должны оказаться дети, психологически слабо подготовленные к обучению, те, которые в большей мере в такой развивающей работе нуждаются.

Условия эффективности психологической помощи сос­тоят, с нашей точки зрения, в следующем:

· органичное включение в традиционную организа­цию учебного процесса в массовой общеобразова­тельной школе;

· проведение психологической развивающей работы учителем в привычной для него форме;

· отсутствие необходимости для ее реализации в пе­реучивании учителя либо в его длительной специ­альной подготовке;

· простота материального обеспечения работы.

Привычной формой учебной работы для учителя яв­ляется традиционная классно-урочная форма организа­ции учебного процесса. Именно поэтому предложенная нами развивающая программа получила название «Уро­ки психологического развития».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...