Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семь свидетельств Нового Завета




 

 

Во-первых , мы перечислим те отрывки Нового Завета где слово «крестить» употребляется в связи с Духом Святым. Примечательно, что таких отрывков семь - а ведь семь это число Духа Святого .

 

В Ев. от Матфея 3:11 , Иоанн Креститель противопоставляет свое служение служению Христа:

 

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

 

Хотя в русском переводе употреблен творительный падеж (Духом Святым), в греческом оригинале употреблен предлог «в», что соответствует русскому предложному падежу. Это относится и к крещению в воде, и к крещению Духом Святым. В обоих случаях, в греческом языке употреблен предлог «в». Фактически, только этот предлог (и, соответственно, предложная форма существительного) употребляется с глаголом «крестить».

 

В Ев. от Марка 1:8 , Иоанн Креститель так говорит о Христе:

 

Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

 

И в этом случае, с обоими формами глагола «крестить» в греческом оригинале употребляется предлог «в».

 

В Ев. от Луки 3:16 , слова Иоанна Крестителя переданы так:

 

Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

 

И здесь, дословный перевод должен быть «в Дух Святой».

 

В Ев. от Иоанна 1:33 , Иоанн так свидетельствует о Христе:

 

Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым».

 

Опять-таки, с глаголом «крестить» употребляется предлог «в».

 

В Деяниях 1:5 , незадолго до Своего вознесения на небо, Иисус говорит Своим ученикам:

 

Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.

 

Дословно, Иисус говорит: «...будете крещены в Дух Святой».

 

В Деяниях 11:16 , Петр описывает события, произошедшие в доме Корнилия, и, в связи с этим, он цитирует слова Иисуса, как они приведены в Деяниях 1:5 , ибо он говорит: Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым.

 

И, наконец, в 1-ом Коринфянам 12:13 , Павел говорит:

 

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.

 

Опять-таки, в греческом оригинале, употреблен предлог «в» - в один Дух крестились...

 

К сожалению, неточность в переводе этого отрывка - употребление творительного падежа - дала повод к возникновению некоторых, довольно странных, учений. Было выдвинуто предположение, что здесь Павел говорит о некоем особом переживании, отличающемся от того, о чем идет речь в Евангелиях или в Деяниях, и что в этом особом переживании крестит Сам Дух Святой. Если бы только последователи этого учения обратились к греческому оригиналу, они бы убедились, что для такого утверждения нет основания. Фактически, все учение Нового Завета ясно утверждает, что только Иисус Христос крестит Духом Святым, и никто иной .

 

Добавим также, что употребление Павлом фразы «крестились в», в связи с крещением Духом Святым, совпадает с тем, что мы уже узнали об Иоанновом крещении и христианском крещении в воде. В обоих случаях, как мы выяснили, акт является внешней печатью и подтверждением внутреннего духовного состояния, в которое крещаемый уже вошел верою. То же самое относится к утверждению Павла о взаимосвязи между крещением в Дух Святой и членством в теле Христовом. Крещение в Дух Святой не делает человека членом тела Христова. Скорее, это сверхъестественная печать, признание того, что верой человек уже стал членом тела Христова.

 

Давайте, кратко подведем итоги тому, что мы узнали из вышеупомянутых отрывков Нового Завета, где идет речь о крещении в Дух Святой.

 

В шести из этих семи отрывков, опыт крещения Духом Святым сравнивается и противопоставляется с крещением в воде.

 

В двух из семи отрывков, наряду с Духом употребляется слово «огонь», и переживание называется «крещение Духом Святы и и огнем».

 

Кроме глагола «крестить», единственным другим глаголом, употребленным в связи с Духом Святым в этих отрывках, является глагол «пить». В 1-ом Коринфянам 12:13 , Павел говорил: «...все напоены одним Духом».

 

Использование глагола «пить» согласовывается с тем, что Сам Иисус говорит о Духе Святом в Ев. от Иоанна 7:37-39 :

 

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.

 

Здесь Иисус говорит о принятии верующим Духа Святого как процессе, похожем на питие воды.

 

Это, в свою очередь, гармонично сочетается с отрывком из Деяний 2:4 , где речь идет об учениках в горнице в день Пятидесятницы, и сказано: «И исполнились все Духа Святого...».

 

Это не расходится с различными отрывками книги Деяний, где говорится о принятии верующими Духа Святого. Например, в Деяниях 8:15 и 17 , касательно самарян, обращенных через проповедь Филиппа мы читаем, что, когда апостолы Петр и Иоанн были посланы к ним из Иерусалима:

 

...(они) пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого... Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого.

 

Снова, в Деяниях 10:47 , Петр говорит о домочадцах Корнилия, на которых сошел Дух Святой:

 

Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?

 

Далее, в Деяниях 19:2 , Павел спрашивает учеников в Ефесе:

 

...приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?

 

Во всех этих отрывках, такие фразы, как «быть напоенным Духом Святым», «исполниться Духа Святого», «принять Духа Святого» говорят о таком переживании, когда верующий принимает полноту Святого Духа внутрь самого себя.

 

 

Погружение свыше

 

 

Мы уже отметили, что буквальным значением глагола «крестить» является «вызывать окунание или погружение чего-то». Так, фраза «креститься в Дух Святой» предполагает такое переживание, когда вся личность верующего погружается, окружается, обволакивается присутствием и силой Святого Духа, сходящего свыше и снаружи.

 

Мы должны учитывать, что в природе есть два возможных способа погружения в воду. Человек может опуститься под поверхность воды и выйти из нее. Также, он может стать под струи водопада и позволить воде покрыть его свыше. Именно этот пример является прообразом крещения Духа Святого.

 

В полном соответствии с такой картиной погружения, мы видим, что во всех отрывках книги Деяний апостолов, где идет речь о крещении Духом Святым, используются такие слова, которые говорят, что Дух Святой сходит или изливается на верующего свыше.

 

Например, в Деяниях 2:2 , мы читаем, про день Пятидесятницы:

 

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

 

Эти слова говорят, что Дух Святой сошел на учеников свыше и полностью облек их до такой степени, что наполнился и весь дом где они сидели.

 

Далее, в этой же главе, Петр дважды подтверждает это истолкование данного переживания. В Деяниях 2:17 , он провозглашает, что это переживание является исполнением Божьего обетования:

 

...в последние дни... излию от Духа Моего на всякую плоть...

 

А в стихе 33  он снова говорит в связи со Христом:

 

Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.

 

В каждом из примеров, Дух Святой изливается на верующих свыше.

 

В Деяниях 8:16 , для описания этого же переживания употреблена фраза «сошествие Духа Святого».

 

В Деяниях 10, где идет речь о домочадцах Корнилия, употреблены обе фразы одна за другой. В стихе 44  мы читаем: «Дух Святый сошел на всех, слушавших слово». В стихе 45 : «дар Святого Духа излился и на язычников».

 

Мы видим, как обе фразы, «сошествие Духа Святого» и «излияние Духа Святого» взаимозаменяемы в этом контексте.

 

Снова, в Деяниях 11:15 , Петр описывает это же событие

 

в доме Корнилия и говорит:

 

...сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале.

 

Фраза «как и на нас вначале» указывает на то, что переживание Корнилия и его домочадцев совершенно точно соответствовало переживанию учеников в иерусалимской горнице в день Пятидесятницы.

 

Наконец, в Деяниях 19:6 , мы читаем об учениках в Ефесе, после того, как они приняли водное крещение:

 

И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый...

 

Здесь слово «нисшел» явно совпадает по смыслу со словом «сошел», употребленным в других отрывках.

 

Если мы теперь попытаемся составить единую общую картину из этих различных фраз и слов, которые мы находим в Новом Завете, то вот что получается.

 

То переживание, о котором идет речь, состоит из двух отличающихся, но дополняющих друг друга, аспектов, один из которых внешний, другой - внутренний.

 

Внешне, невидимое, но совершенно реальное, присутствие и сила Духа Святого сходит свыше на верующего и полностью окружает, обволакивает и окунает его.

 

Внутренне, верующий, подобно тому, кто пьет, принимает присутствие и силу Святого Духа внутрь себя до такой степени, что наступает момент, когда Дух Святой, принятый таким образом, в Свою очередь, изливается из верующего подобно реке, из самой сокровенной глубины его личности.

 

Никакой человеческий язык не может полностью объяснить различные фазы и аспекты такого могущественного, сверхъестественного переживания, но, возможно, что подспорьем окажется Ветхозаветный образ.

 

Мы читаем, что во дни Ноя весь мир был погружен в воды потопа. Осуществляя этот потоп, Бог допустил два отличающихся, но взаимодополняющих друг друга, процесса. В Бытии 7:11  мы читаем следующее описание потопа:

 

В шестисотый год жизни Ноевой, во вторый месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились...

 

Здесь повествуется о том, что воды потопа пришли из двух источников: изнутри: «разверзлись все источники великой бездны»; и свыше: «окна небесные отворились, и пошел дождь».

 

Мы конечно, знаем, что потоп времен Ноя был потопом Божественного гнева и суда; потоп же, который изливается на Новозаветного верующего, является потопом Божественного милосердия, славы и благословения. Однако, при такой оценке, в опыте Новозаветного верующего, принимающего полноту Святого Духа, проявляются те же два аспекта, что и в повествовании о Ноевом потопе: изнутри, разверзаются великие бездны личности верующего, из глубины естества верующего вырывается мощное наводнение благословения и силы; свыше, для верующего отворяются окна Божьего милосердия, и из этих окон на него изливается такой поток славы и благословения, что вся его личность погружается в это излияние.

 

Подчеркнем, что речь идет не о двух раздельных переживаниях, но скорее о двух, хотя и отличающихся, но вместе с тем дополняющих друг друга аспекта, которые в совокупности составляют полноту одного целого переживания.

 

Кто-то может возразить, что трудно понять, как верующий может в одно и то же время быть исполненным Духом Святым изнутри и погруженным в Дух Святой снаружи. Однако, такое возражение на самом деле только показывает ограниченность человеческой речи и понимания. Точно такое же возражение может быть выдвинуто против утверждения Самого Христа, что Он в Отце, а Отец в нем; или то, что Христос в верующем, а верующий во Христе.

 

В крайнем случае, если люди продолжают придираться к сверхъестественному переживанию такого типа на основании ограниченности человека в выражении или понимании, то им можно ответить тем, что личный опыт лучше всяких слов!

 

 

Внешнее свидетельство

 

 

До сего момента мы рассматривали невидимую, внутреннюю природу крещения Духом Святым, раскрываемую языком Нового Завета. Теперь нам должно рассмотреть внешнее проявление этого внутреннего переживания.

 

Прежде всего, укажем, что употребление слова «проявление» в связи с Духом Святым расходится с Писанием. Мы, конечно, согласны с тем, что Сам Дух Святой, по Своей природе, невидим. В этом отношении, Иисус сравнивает Его с ветром. В Ев. от Иоанна 3:8 , Иисус так говорит о действии Духа Святого:

 

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

 

Хотя ветер сам по себе невидим, те результаты, которые он производит, когда дует, можно или увидеть или услышать. Например, когда дует ветер, на улице поднимается пыль; деревья наклоняются в сторону ветра; шумят листья; слышен шум морских волн; облака несутся по небу. Эти результаты ветра можно или слышать, или видеть.

 

Иисус говорит, что так обстоит дело с Духом Святым. Сам Дух невидим. Но те результаты, которые Он производит в Своем действии, часто можно увидеть или услышать. Это подтверждается словами, использованными в Новом Завете в контексте Духа Святого.

 

Например, в Деяниях 2:33 , апостол Петр так говорит о результате сошествия Духа Святого в день Пятидесятницы:

 

Итак Он (Христос), был вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.

 

Здесь, говоря о действии Духа Святого, Петр указывает, что его можно было и видеть, и слышать.

 

Снова, в 1-ом Коринфянам 2:4 , Павел описывает свое служение таким языком:

 

И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы...

 

В 1-ом Коринфянам 12:7  Павел скажет:

 

Но каждому дается проявление Духа на пользу...

 

Обратите внимание на те фразы, которые Павел использует в связи с Духом Святым - явление Духа и проявление Духа. Обе эти фразы говорят, что наши чувства восприятия непосредственно ощущают присутствие и действие Духа Святого.

 

Держа это в уме, обратимся теперь к различным отрывкам Нового Завета, где описано крещение Духом Святым - то есть, где говорится, что фактически произошло с теми людьми, кто пережил это. Давайте посмотрим, каковы же внешние проявления этого действия Духа Святого.

 

Таких отрывков фактически три: Деяния 2:2-4; Деяния 10:44-46 и Деяния 19:6 .

 

Мы по порядку рассмотрим те слова, которые использованы в каждом из них для описания интересующих нас событий.

 

Во-первых , Деяния 2:2-4 . Это описания произошедшего в день Пятидесятницы:

 

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать.

 

Во-вторых, Деяния 10:44-46 :

 

Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога.

 

В-третьих, Деяния 19:6 . Здесь описывается то, что случилось с первой группой новообращенных, которым Павел проповедал в Ефесе:

 

И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

 

Если мы тщательно сравним эти три отрывка, то заметим, что единственным внешним проявлением, общим для всех этих ситуаций, когда люди были крещены Духом Святым, было то, что они говорили на языках, или иных языках.

 

Упоминаются также и другие сверхъестественные проявления, но ни одно из них не зарегистрировано более одного раза.

 

Например, в день Пятидесятницы был слышен шум несущегося ветра и видимы огненные языки. Однако, в двух остальных случаях это не произошло.

 

Когда речь идет об учениках в Ефесе, мы читаем, что они не только заговорили на языках, но и начали пророчествовать. Однако пророчествование не упомянуто ни в описании дня Пятидесятницы, ни того, что произошло в доме Корнилия.

 

Единственным общим проявлением является говорение на иных языках.

 

Апостол Петр и другие иудеи, знавшие, что произошло в день Пятидесятницы, с нежеланием пошли в дом Корнилия, будучи направлены непосредственно Богом. В то время верующие из Иудеев не верили, что Евангелие предназначалось и для язычников, или что язычники могут спастись и стать христианами. Однако, в тот момент, когда Петр и другие Иудеи услышали, что язычники говорят на иных языках, они моментально поняли и признали, что эти язычники приняли Духа Святого точно также, как и они сами. Больше доказательств не требовалось.

 

Писание говорит, что «...они изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящими языками...» Для Петра и других иудеев единственным и достаточным доказательством того, что язычники приняли Духа Святого, было то, что они услышали, как те говорили на иных языках.

 

В следующей главе, в Деяниях 11 , мы читаем, как Петр был призван к ответу руководителями церкви в Иерусалиме за то, что он проповедал язычникам. В свое оправдание он объяснил, что произошло в доме Корнилия, в Деяниях 11:15 :

 

Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас в начале.

 

Так, Петр непосредственно сравнивает то, что приняли домочадцы Корнилия с тем, что приняла первые ученики в день Пятидесятницы - ибо он говорит: «...как и на нас в начале». Тем не менее, при описании событий в доме Корнилия нет ни сильного несущегося ветра, ни огненных языков. То, что Корнилий и его домашние заговорили на языках, стало достаточным основанием достоверности их крещения Духом Святым.

 

Из этого мы можем сделать вывод, что явление говорения на языках, как Дух Святой дает провещевать, является установленным Новозаветным мерилом того, что человек принял крещение Духом Святым . В подтверждение этого вывода, мы можем сделать несколько заявлений.

 

Во-первых , именно это пережили апостолы.

 

Во-вторых , именно это свидетельство они признавали в других.

 

В-третьих , апостолам не требовалось никакого иного подтверждения.

 

В-четвертых , нигде в Новом Завете нам не предлагается никакое другое подтверждение.

 

В следующей главе мы более полное рассмотрим этот вывод; а также уделим внимание тем критическим замечаниям по поводу этой истины, которые наиболее часто выдвигаются.

 

 

Глава 6 -- ПРИМИТЕ ДУХА СВЯТОГО

 

Примите Духа Святого

 

Целый ряд возражений выдвигается против нашего вывода, что говорение языками является установленным Новозаветным свидетельством того, что человек крещен Духом Святым. Ради ясности и основательности, нам необходимо рассмотреть некоторые наиболее общие возражения в связи с этим выводом.

 

Одно из стандартных возражений звучит так: всякий христианин, переживший истинное обращение и спасение, автоматически принимает и Духа Святого, и посему не нуждается ни в каком ином переживании, или свидетельстве, для того, чтобы быть уверенным в принятии Духа Святого.

 

Разрешить противоречивость и хаос в этом вопросе можно, разобравшись в одной важной Библейской истине: в Новом Завете идет речь о двух различных и раздельных переживаниях, которые оба названы «принятием Духа Святого». Это означает, что христианин может «принять Духа Святого» в одном смысле фразы, но не в другом.

 

 

Пример апостолов

 

 

Простым способом различения этих двух переживаний является сравнение событий двух воскресений, каждое из которых уникально и имеет особое историческое значение для Церкви Христовой.

Во-первых , это тот день, когда воскрес Господь;

во-вторых , это воскресение дня Пятидесятницы.

 

День Воскресения описан в Ев. от Иоанна 20:22 . Когда Иисус явился группе апостолов в первый раз после Своего Воскресения, Он

 

...дунул, и говорит им: примите Духа Святого...

 

Акт выдыхания соответствовал словам «примите Духа Святого». В греческом языке слова «дух » и «дыхание » обозначены одним и тем же словом - «пневма ». Поэтому, слова Иисуса можно было бы перевести как: «Примите Святое Дыхание». Далее, повелительная форма глагола «примите» указывает на то, что принятие было единовременным, полным переживанием, которое состоялось, когда Иисус произнес эти слова. Поэтому не подлежит сомнению, что в тот момент апостолы таки «приняли Духа Святого».

 

В этот момент встречи с воскресшим Христом, апостолы пережили переход от «Ветхозаветного спасения» к «Новозаветному спасению». До того момента, верующие Ветхого Завета ожидали верой, через пророчества и прообразы, событие искупления, которому предстояло состояться. Те же, кто разделяют «Новозаветное спасение», с другой стороны, смотрят назад на единое историческое событие: смерть и Воскресение Христа. Их спасение полное.

 

В посл. к Римлянам 10:9 , Павел перечисляет два условия, необходимые для получения Новозаветного спасения:

 

Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься.

 

Нужно исповедовать Иисуса Господом и верить, что Бог воскресил Его из мертвых. До Воскресения апостолы уже исповедовали Иисуса Господом. Но теперь, в первый раз, они также уверовали, что Бог воскресил Его из мертвых. Так их спасение стало полным.

 

Именно в этот момент они пережили рождение свыше. Дух Святой, Который Иисус вдохнул в них, дал им совершенно новую жизнь - жизнь, которая восторжествовала над грехом и сатаной, над смертью и могилой.

 

Это переживание апостолов является образцом для всех, кто рождается свыше. Оно состоит из двух важных элементов: непосредственного и личного откровения о воскресшем Христе; и принятия Духа Святого в качестве вечной Божественной жизни. Это не расходится со словами Павла к Римлянам 8:10 : «Дух жив для праведности» - то есть, для праведности, которая вменяется всем верующим в Христову смерть и Воскресение.

 

Тем не менее, даже после этого чудесного переживания, Иисус недвусмысленно сказал апостолам, что их опыт с Духом Святым все еще не был полным. Он не повелел им сразу идти и проповедовать, но вернуться в Иерусалим и ожидать, пока они будут крещены Духом Святым и, таким образом, получат силу свыше для эффективного свидетельства и служения.

 

В Ев. от Луки 24:49  Иисус говорит:

 

И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

 

В Деяниях 1:5  Он объясняет полнее:

 

Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.

 

И снова, в Деяниях 1:8 :

 

Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями...

 

Почти все комментаторы Библии соглашаются в том, что это обещание крещения Духом Святым было исполнено в воскресенье дня Пятидесятницы. Кульминационный момент этого переживания описан в Деяниях 2:4 :

 

И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

 

В день Воскресения Христова апостолы приняли дыхание Духа от Христа и, таким образом, вошли во спасение и возрождение. Но только в день Пятидесятницы, семью неделями позже, они были крещены - они исполнились - Духом Святым. Это говорит о том, что спасение или возрождение, является переживанием, отличающимся от крещения Духом Святым, хотя оба они названы «принятием Духа Святого».

 

Позже, в день Пятидесятницы, как описано в Деяниях 2:33 , Петр объясняет, что именно Христос, после Своего вознесения, излил Духа Святого на ожидающих учеников:

 

Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.

 

Итак, мы можем подвести итоги различия между двумя переживаниями принятия Духа Святого, в день Воскресения и в воскресный день Пятидесятницы, соответственно.

 

В день Воскресения Христова мы имеем :

 

воскресшего Христа, вдохновленного Духа (то есть Духа, Который был принят вдохом), результат: жизнь .

 

В воскресный день Пятидесятницы мы имеем :

 

вознесенного Христа, излитого Духа, результат: сила .

 

Опыт апостолов показывает, что спасение или возрождение, и крещение Духом Святым являются двумя разными и раздельными переживаниями. Первое состояние апостолы пережили в день Воскресения; второе же семью неделями позже, в воскресный день Пятидесятницы.

 

Дальнейшее изучение книги Деяний показывает, что эти два переживания обычно раздельны. Более того, со дня Пятидесятницы термин «принять Духа Святого» применяется только по отношению ко второму переживанию - крещению Духом Святым. Он никогда не используется для описания возрождения.

 

 

Дальнейшие излияния Духа

 

 

Кроме дня Пятидесятницы, у нас есть еще три примера того, что происходило, когда люди были крещены Духом Святым. Речь идет о Самарии, Ефесе и доме Корнилия. Мы по порядку рассмотрим каждый из этих эпизодов.

 

В Деяниях 8:5  говорится о служении Филиппа:

 

Так Филипп пришел в город Самарийский и проповеды-вал им Христа...

 

Повествование продолжается в Деяниях 8:12 :

 

Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

 

Эти люди услышали истину Христову, проповеданную им Филиппом; они уверовали; они крестились. Нет никакого основания отрицать, что они были спасены.

 

В Ев. от Марка 16:15-16 , Христос посылает апостолов на благовестие:

 

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

 

Самаряне услышали проповедь Евангелия; они уверовали и крестились. Поэтому, основываясь на авторитете слов Самого Христа, мы знаем, что они были спасены. Тем не менее, те же самые люди до того времени еще не приняли Духа Святого. Это становится ясным из Деяний 8:14-17 :

 

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого.

 

Мы видим, что самаряне приняли спасение благодаря служению Филиппа; а крещение Духом Святым - благодаря служению Петра и Иоанна. Принятие Духа Святого было для них переживанием, наступившим после принятия спасения. Это второй Библейский пример того, что люди могут обратиться к Господу и стать истинными христианами, но все еще не принять Духа Святого в том смысле, в каком эта фраза используется, начиная со дня Пятидесятницы.

 

В этой связи интересно отметить, что в отрывке из 8-ой главы  Деяний, используются два разных речевых оборота. Один из них - принятие Духа Святого; второй - сошествие Духа Святого. Однако, из контекста становится ясным, что речь идет не о двух разных вещах, но о двух различных аспектах одно и того же явления.

 

Обратимся теперь к Деяниям 19:1-6 , где описывается, как Павел пришел в Ефес и встретил тех, кто назвались «учениками». В первую очередь, Павел задал им такой вопрос:

 

...приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?

 

Ясно, что эти люди представились как ученики Христа. Ясно, также и то, что, если бы они вовсе не были христианами, то вопрос о Духе Святом не был бы и задан, потому что Он принимается только чрез веру во Христа. Однако, расспрашивая далее, Павел обнаружил, что они вовсе не ученики Христа, но только Иоанна Крестителя, и поэтому он проповедал им полное Евангелие Христово.

 

Из этого эпизода ясно одно. Очевидно, если бы люди получали Духа Святого автоматически, как непосредственное последствие уверования во Христа, то со стороны Павла было бы нелогично и глупо задавать вопрос: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» Сам факт, что Павел задает этот вопрос, говорит о том, что он сталкивался с ситуациями, когда считавшие себя учениками, верующими во Христа, не были крещены Духом Святым.

 

Это подтверждается повествованием о событиях, о которых идет речь в следующих стихах. Вот что произошло после того, как Павел объяснил Евангелие Христово этим людям, в Деяниях 19:5 :

 

Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса.

 

Теперь они услышали и уверовали в Евангелие, и крестились. Как мы уже убедились в случае с самарянами, на основании авторитета Слова Божьего, уверовавшие и крестившиеся люди этим спасаются. Тем не менее, эти ефесяне, подобно самарянам, еще не приняли Духа Святого. В Ефесе, подобно Самарии, это произошло как отдельное и последовавшее за спасением переживание; и это описано в следующем стихе - в Деяниях 19:6 :

 

И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

 

Это третий пример из Писания тому, что возможны такие ситуации, когда люди искренне обращаются ко Христу, но все еще не имеют Духа Святого.

 

Этот вывод, сделанный на основании свидетельства книги Деяний, подтверждается словами Павла в послании к Ефесянам. Будем помнить, что наученные Павлом ученики, о которых шла речь в Деяниях, были среди тех христиан в Ефесе, которым Павел позднее написал послание.

 

В посл. к Ефесянам 1:13  Павел напоминает этим верующим о последовательных стадиях их обращения и принятия Духа Святого. Говоря об их уверовании во Христа, он пишет:

 

В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом...

 

Здесь Павел говорит о трех последовательных стадиях их опыта: во-первых, они услышали Евангелие; во-вторых, они уверовали во Христа; в-третьих, они были запечатлены Святым Духом. Это полностью согласовывается с историческим свидетельством книги Деяний, глава 19 , где говорится, что эти люди сначала услышали Евангелие; потом уверовали и крестились; и, наконец, когда Павел возложил на них руки, на них сошел Дух Святой.

 

В обоих повествованиях - как в книге Деяний, так и в послании к Ефесянам - ясно видно, что эти люди приняли Духа Святого не одновременно с обращением, но после.

 

В качестве четвертого примера, другого вида, мы кратко рассмотрим Деяния 10:34-48 . Это описание того, что произошло в доме Корнилия в результате проповеди Петра.

 

Создается впечатление, что как только Корнилий и его домочадцы услышали Евангелие и уверовали во Христа, они сразу же приняли Духа Святого и заговорили языками. Однако, укажем, что, хотя в этом примере оба явления произошли вместе, тем не менее это были два вполне различных переживания.

 

Далее, свидетельством того, что Корнилий и его домочадцы приняли Духа Святого, было не их уверование во Христа, а то, что они заговорили иными языками.

 

В повествовании о том, что произошло в доме Корнилия, следующие три фразы использованы для описания одного и того же явления: «Дух Святой сошел на всех»; «дар Святого Духа излился» и «получили Духа Святого». И снова, в Деяниях 11:15-17 , где Петр описывает то же самое событие, но употребляет следующие три фразы: «сошел на них Дух Святой»; «крещены Духом Святым» и «Бог дал им такой же дар» (Святого Духа).

 

Ранее, в Деяниях 8:15-17 , в описании самарян, были использованы две похожие фразы: Дух Святой «не сходил еще на них» и «они приняли Духа Святого».

 

Принимая во внимание все эти отрывки, мы обнаружили, что в целом для описания одного и того же явления использовано пять выражений: «Дух Святой сошел на них»; «Дар Духа Святого излился» на них; они «приняли Духа Святого»; «они были крещены Духом Святым» и «Бог дал им дар» Духа Святого.

 

Может быть, кое-кто из современных истолкователей скажет, что все эти фразы говорят о разных переживаниях. Однако, это противоречит свидетельству апостолов, для которых речь шла об аспектах одного и того же явления.

 

Человек переживает одно и тоже, называется ли это принятием Духа Святого, или принятием дара Духа Святого, или крещением Духом Святым, или сошествием Духа Святого на этого человека, или излиянием Духа Святого.

 

Итак, мы подробно рассмотрели четыре разных группы людей, описанных в Новом Завете:   

во-первых , это апостолы;

во-вторых , самаряне;

в-третьих , ученики из Ефеса,

в-четвертых , Корнилий и его домашние. Из этих четырех групп, первые три - апостолы, самаряне и ученики из Ефеса - стали христианами до того, как они приняли Духа Святого. Для них это стало отдельным переживанием, последовавшим за уверованием.

 

Тщательное исследование всего текста Нового Завета вроде бы говорит о том, что, кроме эпизода с Корнилием и его домашними, нет других примеров принятия Духа Святого одновременно с уверованием. Поэтому, с нашей стороны оправданным будет утверждение, что произошедшее с Корнилием, является скорее исключением, чем правилом.

 

Итак, при внимательном изучении свидетельства Нового Завета, мы приходим к следующим выводам :

 

Во-первых , принятие христианством Духа Святого после уверования как отдельное и особое переживание является нормальным.

 

Во-вторых , если человек принимает Духа Святого одновременно с обращением, это все равно логически остается переживанием, отличающимся от уверования.

 

В-третьих , принимает ли человек Духа Святого одновременно с уверованием или после, свидетельство принятия Духа Святого, неизменно: говорение на иных языках, как Дух дает провещевать. 

 

В-четвертых , из всего вышесказанного логически следует, что факт истинного обращения и уверования во Христа сам по себе не является свидетельством того, что произошло крещение Духом Святым.

 

 

Учение Иисуса

 

 

Вывод о взаимосвязи обращения и принятия Духа Святого, был сделан, главным образом, на основании книги Деяний. Однако он не расходится с тем, чему учит Сам Иисус по данному вопросу, согласно свидетельству Евангелий.

 

Например, в Ев. от Луки 11:13 , Иисус говорит Своим ученикам:

 

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.

 

Этот стих, усиленный примером предшествующих стихов, где сын просит своего отца поочередно хлеба, рыбу или яйцо, учит тому, что Бог, как небесный Отец, желает дать Духа Святого Своим верующим детям, если они попросят Его об этом. Однако, сначала человек должен обратиться и уверовать во Христа для того, чтобы стать дитем Божьим .

 

Ясно, что Христос говорит не о принятии Духа Святого одновременно с уверованием, но скорее о том, что Дух Святой является тем даром, на который всякий возрожденный верующий имеет право, как дитя Божье. Поэтому утверждение, что христианин автоматически принимает Духа Святого при возрождении, не прося о Нем, противоречит Библии:

 

Снова, в Ев. от Иоанна 7:38-39 , Христос говорит:

 

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой...

 

Эти «реки воды живой» представляют Дух Святой, ибо далее евангелист говорит:

 

Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него...

 

Из этих обоих стихов ясно, что дар Святого Духа, Который вызывает излияние живых вод изнутри верующего, принимается теми, кто уже является верующим во Христа. Это то, что им следует принять после уверования во Христа.

 

Христос развивает эту же мысль в Ев. от Иоанна 14:15-17 , где Он говорит:

 

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет .

 

В этом отрывке, Дух Святой назван Утешителем и Духом истины. Христос ясно учит тому, что дар Святого Духа предназначен не для неверующих людей мира сего, но только для Христовых учеников, которые любят Его и подчиняются Ему. Это подтверждает то, что дети Божьи имеют привилегию получения Духа Святого, если они соблюдают Божьи условия, которые можно обобщить одной краткой фразой: любовное послушание Христу .

 

 

Глава 7 -- ВСЕ ЛИ ГОВОРЯТ ЯЗЫКАМИ?

 

Дар «разных языков»

 

Продолжим наше рассмотрение тех возражений или недоразумений, которые обычно выдвигаются против говорения на иных языках.

 

Одно из распространенных возражений основано на словах апостола Павла в 1-ом Коринфянам 12:30 , где он спрашивает: «Все ли говорят языками?» Внимательное изучение контекста показывает, что это риторический вопрос - для Павла совершенно очевидно, что не все говорят языками.

 

Означает ли это, что в Новозаветной Церкви были такие христиане, которые были крещены Духом Святым без говорения иными языками?

 

Нет, не об этом говорит Павел. Здесь речь идет не о крещении Духом Святым, но о различных возможных служениях или сверхъестественных проявлениях Духа, которые предназначены для функционирования в Церкви, после начального переживания крещения Духом Святым.

 

Это согласовывается с тем, что Павел сказал двумя стихами выше, в 1-ом Коринфянам 12:27-28 :

 

И вы - тело Христово, а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.

 

Павел говорит о различных служениях, которые верующие могут нести в церкви. Среди прочего он упоминает «разные языки».

 

Точно такое же выражение Павел использовал ранее, в этой же главе. В 1-ом Коринфянам 12:7-11 , Павел перечисляет девять возможных даров, или проявлений Духа Святого, которые могут быть даны тем верующим, которые крещены Духом Святым. Вот этот список:

 

Но каждому дается проявление Духа на пользу; одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Его угодно.

 

Павел говорит о проявлениях или дарах Духа, которыми верующий может функционировать после крещения Духом Святым. Это подтверждается тем, что он говорит двумя стихами позже, в 1-ом Коринфянам 12:13 :

 

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело...

 

Или более дословно и яснее: «Ибо в одном Духе мы крестились в одно тело...»

 

Здесь Павел говорит о крещении Духом Святым как об уже пережитом теми, к кому он пишет. После крещения Духом Святым верующие могут проявлять дары Духа, которые Павел перечисляет.

 

Павел указывает, что, хотя исходное крещение Духом Святым предназначено для всех верующих - ...все мы одним Духом крестились в одно тело... - после этого различные дары, или проявления Духа, разделяются между верующими особо, согласно суверенной воле Самого Духа. Один верующий может получить один дар, а другой верующий - иной дар. Не все верующие получают все дары.

 

Среди девяти даров Духа Павел упоминает «разные языки». Он имеет в виду особый духовный дар, а не исходное крещение Духом Святым.

 

Рассмотрение действия этого дара выходит за пределы нашего настоящего исследования. Для тех целей, которые поставлены нами в этой книге, достаточно усвоить ту истину, что в 1-ом Коринфянам 12:28  - как и в 10-ом стихе  этой главы - Павел говорит не об исходном опыте крещения Духом Святым, но об одном из девяти духовных даров служения некоторых верующих (но не всех) в результате крещения Духом Святым.

 

Из этого следует, что в 1-ом Коринфянам 12:30 , когда Павел спрашивает: «Все ли говорят языками?», - то он не спрашивает: «Все ли заговорили на иных языках однажды?» - то есть, когда они были крещены Духом Святым. Напротив, его волнует вопрос: «Все ли верующие, крещенные Духом Святым, регулярно практикуют этот дар разных языков?» Ответ на этот вопрос, и во времена Павла и сейчас, определенно: «Нет». В этом отношении, опыт современных верующих после крещения Духом совершенно совпадает с образцом, установленным в Новом Завете.

 

Это различие между исходным даром Святого Духа, засвидетельствованного говорением на языках, и последующим даром разных языков, очень точно соблюдается словесным употреблением в Новом Завете. Для обозначения дара, когда речь идет о даре Самого Духа Святого, употребляется греческое слово «дореа ». Когда же речь идет о даре, как одном из девяти различных даров, или проявлений Духа (включая дар «разных языков»), то мы встречаем слово «харизма ».

 

Эти два слова не взаимозаменяемы в лексиконе Нового Завета. Слово «харизма» никогда не используется для обозначения дара Самого Духа Святого, принимаемого при исходном крещении Духом Святым. И, наоборот, слово «дореа» никогда не используется для обозначения любого из девяти отдельных и последующих даров Духа Святого, которые проявляются в жизни тех верующих, которые уже крещены Духом Святым. Как лексикон, так и учение и примеры Нового Завета единогласно свидетельствуют о четком различии этих двух аспектов духовного опыта.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...