Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технологическая карта для конструирования системы занятий




 

 

Технологический блок

1 Базы данных

Название Основные задачи
Вводные занятия Актуализировать личный опыт и знания учеников для «введения» их в тему; помочь школьникам в самоопреде­лении и личном целепола-гании по отношению к теме; разработать индивидуальные образовательные программы и построить общую програм­му по теме Вводный семинар, вводная лекция, проблемная лабо­раторная работа, разработ­ка концепта темы, занятие по целеполаганию, защита учениками индивидуальных образовательных программ и др.
Основная часть Достичь главных целей по теме; выполнить основное содержание индивидуаль­ных образовательных про­грамм учеников; освоить содержание темы, соответ­ствующее образовательным стандартам и фундаменталь­ным образовательным объектам Урок-исследование, про­блемный семинар, конфе­ренция, групповые и инди­видуальные занятия, погру­жение, цикл эвристических ситуаций, концептуальная лекция, лекция по знаком­ству с культурно-историче­скими аналогами, деловая игра и др.
Тренинг Достроить созданные учени­ками образовательные про­дукты до целостной систе­мы; закрепить результаты основной части блока; вы­полнить требования по дея-тельностной подготовке — освоить необходимые спо­собы и методы Дифференцированный се­минар, групповой семинар, практикум по решению за­дач, лабораторная работа, «мозговой штурм», урок по индивидуальным целям учеников, консультация, взаимное обучение
Контроль Проверить и оценить уро­вень достижения поставлен­ных целей; обнаружить из­менения в личностных ка­чествах учеников, их зна­ниях, умениях, освоенных способах, в созданной образовательной продукции Защита творческих проек­тов и работ, урок-собесе­дование, урок-зачет, урок устного опроса, письмен­ная контрольная работа, диктант, сочинение, рецен­зирование, урок-самопро­верка, экзамен

243


Окончание табл. 1

 

 

Технологический блок

Базы данных

Название Основные задачи
Рефлексия Вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индиви­дуальные и коллективные результаты (продукты) деятельности, возникшие проблемы и способы их решения; соотнести постав­ленные цели с результатами обучения Урок-анкетарование, круглый стол, рефлексив­ное сочинение, графиче­ская рефлексия деятель­ности, индивидуальные и групповые уроки-отчеты, самооценки и характерис­тики учеников, итоговая рефлексивная лекция

ботке планов занятий применительно к разным классам, отдель­ным ученикам и реальным условиям обучения.

Процедура создания образовательных программ практически не отличается от пошагового создания документов компьютерны­ми программами типа «мастера писем». «Мастер образовательных программ» позволяет каждому учителю с помощью баз данных, содержащих множество целей, форм, методов и другах элементов обучения, составлять уникальную программу занятий, учитываю­щую его педагогическую позицию, количество учеников в клас­се, уровень их развития, специфику изучаемой темы, имеющиеся в наличии средства и ожидаемые результаты.

Разработка компьютерных средств для решения подобных ди­дактических задач, создание педагогических баз данных по типу технологических карт — актуальная задача. Объединение баз дан­ных в единую систему и подключение ее к школьной локальной сети существенно повысят эффективность работы педагогов.

Помимо карты занятий для конструирования системы занятий используются и другие средства:

-тематическое планирование занятий;

- индивидуальные образовательные программы учащихся, вклю­чаемые в общую программу занятий по предметам в качестве от­дельных компонентов;

- личностно ориентированный журнал, структура которого состоит не из учебных предметов, а из имен учеников (для каждо­го ученика на соответствующих страницах обозначаются учебные предметы и образовательные направления);

- индивидуальное расписание для каждого ученика, являюще­еся компонентом общего расписания. Такое расписание регламен-

244


тирует индивидуальные занятия учеников, их консультации, под­готовку и защиту индивидуальных творческих работ;

-индивидуальные качественные характеристики образователь­ных результатов учащихся; качественно-количественные системы оценивания образовательных результатов; рефлексивные дневни­ки и книжки учащихся.

Тематическое плакирование занятий.Тематический план состав­ляется, как правило, на весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разде­лам учебного курса.

В самом общем виде годовой тематический план представляет собой перечень тем всех занятий. Основная цель планирования — определить оптимальное содержание занятий и рассчитать необ­ходимое для них время.

Чтобы занятия не были случайным набором уроков, а образо­вывали стройную систему, необходимо осуществлять тематиче­ское планирование по определенной технологии. Рассмотрим ее. Этап 1. Приступая к тематическому планированию, учитель внимательно изучает образовательную программу по своему кур­су или самостоятельно разрабатывает ее в соответствии с образо­вательными стандартами и собственной педагогической позици­ей. Особое внимание уделяется общему количеству отводимых на учебный курс часов (реально часов всегда получается меньше, поэтому планирование необходимо осуществлять «с запасом»), главным тематическим блокам или разделам курса и деятельност-ной направленности программы (какие виды деятельности уче­ников будут приоритетными). Учитывается также выбранная пе­дагогом дидактическая система обучения.

Этап 2. Общее количество годовых часов распределяется по основным разделам (блокам) курса с учетом как тематических, так и деятельностных компонентов (например, в конце года 10 ча­сов может быть отведено на практикум по всем темам курса).

На данном этапе отводится время для деятельностных элемен­тов обучения, напрямую не связанных с основными темами курса. Например, дополнительного времени требуют ученическое целе-иолагание и планирование индивидуальных программ по курсу, занятия детей по индивидуальным планам, защиты творческих работ, конференции, олимпиады, консультации, зачеты, экза­мены и т. п. В ряда случаев данные формы деятельности входят в состав отдельных разделов или тем, но иногда их необходимо за­планировать отдельно наряду с тематическими разделами курса. В этом случае можно будет избежать ситуаций типа: «Надо олим­пиаду проводить, а мы еще запланированную тему не прошли». Этап 3. После определения основных блоков тематического плана распределяется учебное время. Это важный этап планирова­ния учителем годового учебного времени. Чтобы выполнить окон-

245


нательное распределение отведенных часов по разделам курса, не всегда достаточно использовать типовые рекомендации или при­мерные тематические планирования, которые публикуются в ме­тодических журналах. Здесь могуг играть роль различные факторы.

Крупные разделы или темы лучше завершать до наступления каникул, чтобы контроль образовательных результатов детей по этим темам совпадал с четвертными контрольными работами. Можно заранее оценить значимость, сложность и необходимость той или иной темы в общеобразовательном процессе. Некоторые учителя отводят больше времени тем вопросам или видам деятельности, в которых они обеспечивают наилучшие результаты. У школьников также могут быть свои образовательные предпочтения, которые желательно учесть на стадии тематического планирования.

Этап 4. Распределив учебное время по тематическим и деятель-ностным блокам курса, учитель переходит к планированию заня­тий внутри каждого из них. Во-первых, определяются главные цели, которые будут решаться в каждом блоке (разделе, теме). Эти цели являются продолжением целевых установок образовательной программы курса. Во-вторых, выбирается оптимальная техно­логическая структура занятий блока. В - т р е т ь и х, на основе тех­нологической карты уточняются формы предполагаемых занятий, методический инструментарий и другие особенности обучения.

На основе тематического и деятельностного блока курса со-сташтяются отдельные занятия. По каждому занятию указываются следующие данные:

- номер занятия в данном блоке и с начала года. Например: «Урок 2/53», т.е. второй урок по данной теме, пятьдесят третий — с начала учебного года;

- тема занятия (формулируется с учетом тем и вопросов, обо­значенных в образовательных стандартах, программах и учебниках);

- тип (форма) занятия (лекция, семинар, экскурсия, лабора­торная работа и т.п.);

- цель занятия (записывается главная цель, относящаяся к пла­нированию, приращению учеников; при поурочном планирова­нии цели могут быть детализированы и конкретизированы);

- дидактические средства (раздаточный материал, плакаты, компьютерные программы и т.п.);

- домашнее задание (номер параграфа из учебника, номер за­дачи из задачника, творческое задание, задание по индивидуаль­ным программам и т.д.).

Учитель может включить в описание занятий и другие элемен­ты, например: методы обучения, ключевые проблемы, виды дея­тельности учеников и т.п.

Этап 5. При окончательной компоновке годового тематиче­ского плана возможна корректировка последовательности блоков и первично распределенного времени на них.

246


Тематический план удобно оформлять в виде таблицы на ком­пьютере или на больших складывающихся листах. На каждый блок курса отводится свой лист. Столбцами такой таблицы служат дан­ные по каждому занятию. В этом случае каждый элемент занятия будет просматриваться по вертикали.

Индивидуальная система занятий ученика.Индивидуальная про­грамма образования ученика составляется и корректируется школь­ником совместно с учителем. К основным элементам данной ра­боты относятся: целеполагание ученика, планирование и выпол­нение им намеченных планов, рефлексия и самооценка деятель­ности. В результате ученик становится субъектом, конструктором своего образования.

Школьникам предлагаются алгоритмические предписания по составлению индивидуальных образовательных программ; затем ученики представляют свои программы учителю или защищают их в качестве творческой работы.

В результате составления учениками индивидуальных программ в общей системе занятий учителя присутствуют элементы учени­ческих систем занятий. Реализация ученических элементов заня­тий в общеклассной системе занятий предусматривает динамику внутренних изменений школьников в ходе освоения ими систе­мообразующих образовательных процедур, таких, как целепола­гание, планирование, освоение способов учебной деятельности, нормотворчества, рефлексии, самооценки и др.

Каждая из перечисленных образовательных процедур включает в себя отдельные элементы различной сложности. Чтобы ученик научился конструировать индивидуальную систему занятий, необхо­димо последовательное освоение им данных процедур: от простых к сложным, от кратковременных к продолжительным. Вначале дан­ная процедура занимает небольшой период времени, например урок. По мере усвоения учениками ее элементов их объем и содержание расширяются, длительность процедуры увеличивается.

Перечислим основные образовательные процеду­ры и составляющие их элементы, комплексное и последователь­ное освоение которых позволяет обучать детей конструированию индивидуальных систем занятий.

1. Целеполагание:

- выбор учеником целей деятельности из предложенных учите­лем;

- формулирование (вербализация) учениками собственных це­лей из известных ранее;

- формулирование целей на основе рефлексии выполненной учащимися деятельности;

- формулирование тактических и стратегических целей;

- включение целеполагания в качестве элемента любой образо­вательной деятельности ученика.

247


2. Планирование.

- составление простого плана действий для отдельной опера­
ции;

- разработка составного плана на урок;

- конструирование сложного плана изучения темы;

- разработка плана решения проблемы;

- составление исследовательских планов;

- разработка проектов.

3. Освоение способов учебной деятельности:

- виды и способы деятельности, присущие изучаемой дисцип­лине (например: отыскание способов сложения чисел с перехо­дом через десяток, нахождение способов разбора слов по составу, придумывание методов стихосложения);

- способы познания фундаментальных образовательных объек­тов (естественно-научные, математические, чувственно-образные, художественные, коммуникативные и др.);

- способы увеличения количества усвоенных приемов, техник и технологий познания;

- овладение формами, методами и средствами обучения (игро­вые, исследовательские, проблемно-эвристические, информаци­онные и иные технологии обучения).

4. Освоение способов нормотворчества:

- построение алгоритмов решения задач;

- конструирование правил проведения дидактических игр;

- способы организации работы в группе;

- способы выстраивания принципов своей учебной деятель­ности;

- разработка иерархии законов в школе.

5. Освоение рефлексии деятельности:

- припоминание элементов выполненной учеником деятель­ности;

- фиксация рассмотренного содержания и его границ;

- анализ результатов и способов их получения;

- выявление имеющихся или возникающих противоречий;

- вербальные формы рефлексии деятельности за небольшой промежуток времени;

- эмоционально-образные способы рефлексии;

- рефлексивное построение образовательного среза по изучае­мым темам;

- встраивание полученных образовательных продуктов в общую систему или теоретическую схему;

- построение многоуровневой рефлексивной модели, описы­вающей технологии деятельности отдельных участников образо­вательного процесса в их взаимодействии;

- построение объемной модели индивидуально-коллективной деятельности, включающей в себя весь спекгр траекторий, сфер

248


и продуктов деятельности, а также возникающие проблемы субъек­тов этой деятельности и способы их решения.

По каждой из перечисленных процедур учитель планирует дви­жение учеников от фрагментарного применения отдельных ее эле­ментов до целостного осуществления в виде системы. По мере ос­воения данных процедур увеличивается осознанность учащихся в выборе целей, направлений и средств своего образования, конст­руируется системный механизм их самодвижения.

Детализированное описание процедур и документов в сово­купности и полноте представляет собой некий идеал, к которому по мере возможности следует стремиться. Понятно, что реальные обстоятельства могут влиять на осуществление этого идеального представления в ту или иную сторону: приводить к сокращению одних разделов и расширению других. Творческая трансформация изложенной методики представляет собой часть личностно ори­ентированного подхода к процессу обучения, идущего в русле межличностного общения педагога с его учениками и учеников друг с другом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что необходимо для того, чтобы современная школа обеспечивала ученику индивидуальную траекторию образования?

2. Приводит ли включение учеников в процесс конструирования сис­темы занятий к повышению уровня их образовательной подготовки? Аргументируйте свой ответ.

3. В чем отличие технологической карты от тематического планирова­ния? Сформулируйте свои правила конструирования системы занятий по теме.

4. Как выбор типа структуры занятий по изучаемой теме зависит от имеющихся условий обучения (мотивации учеников, уровня их подго­товленности, наличия оборудования, концепции школы, места обуче­ния и т.п.)?

5. В чем достоинства и недостатки использования в организации обу­чения индивидуальных систем занятий учеников?

Практикум

1. Выберите небольшую (до 10 часов) тему из школьного учебного курса и составьте ее план. Для этого определите базовую технологиче­скую структуру всех занятий, сформулируйте для каждого занятия его задачи и определите оптимальную форму проведения.

2. С помощью компьютерной программы (М8 Асеева или др.) разра­ботайте структуру технологической карты, которая содержала бы базы данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуаль­ных образовательных программ, способов их составления и других средств обучения.

249


ЛИТЕРАТУРА

Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Ме­тодические основы. — М., 1982.

Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее раз­витие - М., 1989.

Зотов Ю. Б. Организация современного урока: книга для учителя / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1984.

ЛевитесД.Г. Практика обучения: Современные образовательные тех­нологии. — М.; Воронеж, 1998.

Махмутов МИ. Современный урок. — М., 1985.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. посо­бие. - М., 1998.

Хуторской А. В. Принципы конструирования системы занятий по физи­ке // Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: книга для учителя / сост. Э. М. Браверман; под ред. В. Г. Разумовского. — М., 1993.

Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — СПб., 2004.


чают в себя цели, содержание методы, средства обучения, взаи­модействие учителя и учеников.

Комбинируя сочетания общих и конкретных форм обучения, педагоги получают различные системы форм обучения (классно-урочные, лекционно-семинарские, дистанционные и др.).

Различия в коммуникативном взаимодействии учителя и уча­щихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы:

- индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение;

- коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных;

- индивидуально-коллективные системы занятий (рис. 6).

Группы и элементы данной классификации не являются логи­чески и педагогически изолированными. Так, лекция может вой­ти в состав погружения, а занятия могут проводиться с тьютора­ми во время творческой недели.

Индивидуальные занятия. Наиболее распространенная форма индивидуальных занятий — репетиторство. Чаще всего репетитор готовит ученика к сдаче зачетов и экзаменов. Основой данной си-


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...