Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ сформированности правовой культуры у старшеклассников




 

Для выполнения поставленной цели исследования, мы провели встречу с учениками, которые приняли участие в игре, в количестве 22 человек.

В научной литературе предлагаются различные программы изучения личности. За основные признаки, характеризующие уровень правовой культуры, мы взяли критерии, выработанныеСаломаткиным А.С, и представилиих в виде таблицы (Приложение №1).

Для изучения наличия указанных компонентов правовой культуры у старшеклассников было проведено анкетирование.

После проведения деловой игры, было проведено анкетирование. Результаты учеников, которые участвовали в деловой игре, показывают, что идеальным и высоким уровнем правовой культуры обладают 0 и 1% соответственно. Большее количество опрошенных старшеклассников обладают средним уровнем – 32%. Минимальным допустимым уровнем отличаются 29%. Низким уровнем правовой культуры характеризуются 38% опрошенных

 

Рис. 1 Уровень правовой культуры старшеклассников, которые принимали участие в деловой игре

Во время проведения деловой игры ученики проявляли заинтересованность. В самом начале на туре «Разминка» чувствовалась скованность, ребята неохотно отвечали на задаваемые вопросы, но впоследствии их захлестнул дух соревнования. Наибольший интерес у старшеклассников вызвал тур, в котором нужно было представить себя в определённой правовой ситуации и проанализировав её, решить. А так же конкурс на поиск определённого права по сказочным персонажам. Наибольшим затруднением оказалось для ребят найти права ребёнка на разных возрастных этапах, отсюда можно сделать вывод, что правовое воспитание в школе не всеобъемлюще, раз старшеклассник не знает своих прав. Подводя итоги, можно сказать, что деловая игра понравилась детям, и такое средство можно использовать для формирования навыков.

Дальнейший этап эксперимента в нём   было опрошено 22 респондентов, которые не принимали участие в деловой игре. Согласно полученных нами данных, идеальным, высоким уровнем правовой культуры обладают 0% опрошенных. Примерно одинаковое количество опрошенных старшеклассников обладают средним и минимально допустимым уровнем -29% и 31% соответственно. Самое большое число респондентов - 40% приходится на старшеклассников, обладающих низким уровнем правовых знаний и правовой культуры.

Рис. 2 Уровень правовой культуры старшеклассников, которые не принимали участие в деловой игре

Полученные данные свидетельствуют о низком уровне правовой информированности, правовых знаний. 30% (средний) респондентов согласились с утверждением, что законы следует соблюдать при любых обстоятельствах, 43% (низкий уровень) считают, что люди подчиняются закону, даже если требования закона им не нравятся, потому что законы не принято нарушать. При этом 0% убеждены, что имеют достаточное количество правовых знаний для того, чтобы самостоятельно защищать свои права и законные интересы, и только 42% указали на отсутствие у них достаточных знаний и опыта, чтобы самостоятельно решать правовые проблемы.

Общим для них является наличие у половины опрошенных отрицательной установки на содействие правоохранительным органам, низкий уровень социально-правовой активности, желание опосредовать свой выбор чьей-либо волей, снять с себя ответственность за выбор того или иного решения. 21% считают негативным предоставление правоохранительным органам сведений о совершенном правонарушении, а тех, кто сообщил, - «стукачами». 10 % на вопрос «Желаете ли Вы принимать участие в охране общественного порядка (например, патрулировать улицы)?» избрали вариант ответа: «Нет, так как считаю для себя подобное унизительным». 20% не сообщили бы в органы милиции о факте совершения преступления по мотиву нежелания лишний раз общаться с полицией.

 

Общие выводы: полученные результаты говорят о положительной тенденции увеличения процентного соотношения учеников, которые посредством деловой игры повысили свой уровень правовой культуры.



Заключение

Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому формирование правосознания у школьников становится одной из задач школы.

Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Гражданско-правовое просвещение, воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.

Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным. В содержание правового просвещения, воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности.

Главными целями, которым служит правовое воспитание школьников, являются — формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений. Государство и ответственные органы власти на первое место в рамках правового образования выдвигают профилактические работы со школьниками всех возрастов.

Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого школьника. Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка.

В настоящее время в школе всё больше и больше отходят от традиционного метода формирования знаний. Так достаточно прогрессивным и эффективным средством формирования навыков является игра, в частности деловая игра. В ходе исследования было выявлено, что деловая игра правовой направленности позволяет ученикам примерить на себя роли различных граждан в различных ситуациях, тем самым помочь смоделировать правильное поведение в сложившемся проблемном вопросе. А также с помощью деловой игры можно подать лекционный материал интересно, использовав интерактив, привлекая учеников самим искать ответы, обсуждать дискуссионные вопросы, давать школьникам право аргументировать свою точку зрения, тем самым защищая её. Такая форма мероприятий будет особенно интересна старшим школьником, так как им в своём возрасте свойственно спорить и «выискивать правду».

Таким образом, исходя из результатов исследования, использование деловой игры для формирования правовой культуры старшеклассника является эффективным средством.

 

                 



Библиографический список

 

1. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения[Текст]: Учеб.пособие – М.:
Высш. шк., 2004. – 36-59 с.

2. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения [Текст] – М., 2002. – 69-75 с.

3. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника[Текст] / Д.А. Керимов. – М.: Госюриздат, 1962. –  103 с.

4. Кон, И.С. Социология личности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Наука, 1967.– 317 с.

5. Коджаспиров Г.М. Педагогика[Текст]: учебник. – М.: Гардарики, 2007.– 528 с.

6. Корельский В. М. Теория государства и права [Текст] /Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М: Норма, 2002. – 616 с.

7. Кузнецов Г.А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания в формировании личности старшего подростка[Текст]: Автореф.дис. канд. пед. наук. – М., 1997. – 18 c.

8. Никитина О.А. Технология формирования правовой культуры студентов [Текст] // Тезисы Российской научно-методической конференции – Рязань: РГПУ им. Есенина, 2005. – 70-72 с.

9. Макаренко А.С. О своем учении. Соч.– т.5 [Текст] – М.: АНН РСФСР, 1985. – 391 c.

10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права
[Текст] –  М.: Юристъ, 2002. – 512 с.

11. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение[Текст]: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.

12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб.для студ. высш. учеб. Заведений, обучающихся по пед. спец.: в 2 кн.[Текст] – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574 с.

13. Скрипилев, Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII – начало XX вв.)[Текст] / Е.А. Скрипилев // Государство и право. 2000,  – 81-89 с.

14. Смолкин А.М. Методы активного обучения [Текст]: Науч.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.

15. Татаринцева Е. В. Правовое воспитание [Текст]: Методол. и методика / Е. В. Татаринцева. – М.: Высш. шк., 1990. – 174 с.

16. Трайнева В.А., Матросовой Л.Н., Трайнева И.В. Теория и методология учебных деловых игр [Текст]. – М., 2000. – 45-51 с.

17. Фирсов Г. А. К вопросу о непрерывности формирования правовой культуры учащихся [Текст] // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – М., 2003. – 257-261 с.

18. Шавир, П.А., Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П.А. Шавир. – М., 1981. – 95 с.

19. Саломаткин A.C. Формирование правовой культуры будущего учителя[Текст]: Дис. канд. пед. Наук – Челябинск, 1988. – 18 c.

20. http://ped-kopilka.ru/

21. http://www.bestreferat.ru/referat-207437.html


 






Приложение №1

Таблица уровней сформированности правовой культуры личности

NN п/п   Признаки

Градация оценок, соответствующих уровням проявления правовой культуры старшеклассников

(показатели сформированности)

   

идеальный

Высокий

средний

низкий

минимально допустимый

1. Широта правовых знаний

Многосторонний интерес к теории государства и права

Разносторонний, но в то же время строго очередной, избирательный интерес

Интерес лишь к так называемой обязательной, «необходимой» правовой информации

Интерес к праву неустойчивый, в знаниях множество пробелов

Интерес к праву практически не выражен. Правовые знания отрывочны и бедны.

2. Объем правовых знаний

Значительно выходящий за пределы программ, способен оценивать социальную значимость нормативных актов, оперировать юридическими оценками

Превосходящий предусмотренный учебниками и программами, способен опознать социальную значимость норм, оперировать юридическими оценками.

В основном приближающийся к предусмотренному учебниками основных правовых норм.

В целом явно недостаточный, чтобы разбираться в правовых отношениях.

Крайне незначительный.

3. Глубина правовых знаний

Знания глубоки и базируются на законах и нормативных актах.

Знания глубоки, но порой взяты из популярных юридических изданий.

Знания есть, но поверхностны, взяты часто из случайных источников.

Знания отрывочны и совершенно неосновательны.

Правовые представления наивны, знаний практически нет.

4. Мотивы участия в правовой деятельности

Мотивация разнообразна и отличается положительной социальной значимостью

Мотивируется участие в деятельности устойчивым интересам к ней.

Участвует в деятельности, т.к. она стала в учебном заведении нормативно обязательной.

Поручения выполняет, т.к. «заставляют» и т.п.

Участвует, т.к. «нужно для характеристики» и т.п.

5. Характер учебной деятельности

Рассматривает учебу не как самоцель, а как стремление применить знания, придать учебной работе своей и товарищей коллективистский социально значимый характер

Стремится связать учебную работу общественной и правовоспитательной деятельностью

Учебная деятельность носит преимущественно сугубо личный характер, выступает как пассивный потребитель правовых знаний.

Выступает не столько как субъект, сколько как совершенно пассивный объект обучения.

Характеризуется совершенно недобросовестным отношением к учебе.

6. Потребность повышать правовые знания

Потребность систематически следить за развитием теории и практики правового воспитания, творчески применять знания в учебной работе

Сознательная, но не систематическая потребность в повышении правовых знаний и умений.

Случайная потребность в приобретении новой информации и использования ее на практике.

Потребность, обусловленная корыстными причинами

Отсутствие потребности осознанного интереса к праву

7. Правовой лексикон

Как активный, так и пассивный, правовой словарь достаточно богат

Богат больше пассивный правовой запас

И пассивный и активный правовой словарь ограничен.

Нет заметного повседневного обогащения правового словаря.

Юридической терминологией практически не владеет.

8.

Готовность к общественно правовой деятельности

Вполне готов к разнообразной правовой агитационно- пропагандистской и организаторской деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность, творчество

В разной степени готов к правовой деятельности, либо к агитационно-пропаганди-

стской, либо к организаторской, обладает необходимыми для этого знаниями.

В состоянии вести от одного до двух видов элементарной право – воспитательной работы

Может выполнять лишь отдельные простейшие общественные поручения.

Нет даже простых умений и навыков правовой деятельности
9.

Правовое поведение в процессе неформального общения в других жизненных ситуациях

Всегда умеет найти верные правовые критерии для выбора оптимального личного поступка поведения.

В большинстве ситуация занимает правильную, солидарную с правовыми нормами и правилами общения позицию.

Как правило, отличается достаточной зрелостью, но недостаточно требователен к правовому поведению окружающих.

Далеко не всегда отличается правовой зрелостью в суждениях и поступках: правомерное поведение обеспечивается из-за страха перед законом и гласностью.

В суждениях и поступках часто проявляется мещанская, и даже обывательская правовая направленность.контроля.
                       


Приложение №2

                                       Анкета «Как я знаю свои права?»

1. Ребёнок имеет право на защиту своих прав:а) с рождения б) с 14 лет в) с 18 лет

2. Право на участие в детском общественном объединении ребёнок имеет:а) с 5 лет б) с 8 лет в) с 14 лет

3. Ребёнок имеет право давать согласие на усыновление или удочерение:а) с 6 лет б) с 10 лет в) с 14 лет

4. За правонарушение ребёнок может быть помещён в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков:а) с 8 лет б) с 11 лет в) с 14 лет

5. Ребёнок может совершать самостоятельные мелкие бытовые сделки:а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

6. Ребёнок имеет право самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав:а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

7. Ребёнок имеет право работать в свободное от учёбы время и самостоятельно распоряжаться своим заработком:а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

8. С какого возраста наступает уголовная ответственность за отдельные виды правонарушений?а) с 11 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

9. С какого возраста у ребёнка появляется обязанность слушаться родителей или лиц их заменяющих и соблюдать правила поведения, установленные в образовательном и воспитательном учреждениях, дома, в общественных местах?

а) с рождения б) с 6 лет в) с 14 лет

10. В случае жестокого обращения, с какого возраста ребёнок может самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства?

а) после 14 лет б) в любом возрасте в) с 6 лет










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 595.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...