Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функции деловой игры в формировании правовой культуры старшеклассника
Непосредственный предшественник деловой игры — военная игра, зародившаяся в XVII в. «Потешные полки» юного Петра I и их военные забавы – предтечи маневров, ставших деловыми учебными играми в армии. Первая деловая игра, названная организационно-производственным испытанием, была разработана и проведена в 1932 г. в г. Ленинграде, но по ряду социально-исторических причин она была забыта в СССР и возродилась в 1957 г. в США с использованием ЭВМ. Сегодня деловые игры широко используются в учебном процессе за рубежом. В советской педагогической науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться, начиная с 60-х гг. В настоящее время деловые игры используются в учебном процессе. Широкое распространение попыток применения деловых игр имеет свои позитивные и негативные стороны и соответственно своих сторонников и противников. Появились две противоположные тенденции ее осмысления. Позитивная подтверждает возможности деловых игр как инструмента формирования личности и активизации учебного процесса. Негативная связана с недостаточно глубоким пониманием сущности деловой игры, прежде всего как педагогического явления, главное в котором не внешняя форма, а сложные психолого-педагогические факторы, действующие через нее и благодаря ей. Следует также отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе отсутствует общепринятая концепция деловой игры. Деловая игра способствует возникновению интереса, сосредоточению внимания слушателей на учебном материале. Она в единстве реализует образовательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, диагностическую, релаксационную функции. Игровая форма обучения в обычном своём проявлении является преимущественно групповой формой организации обучения. Деловая игра является одним из основных методов активного обучения. Она представляет собой динамическую упрощённую модель действительности и основывается на ситуациях, взятых из реальной жизни. Игра имеет основную тему, связанную с правовой проблемой, которую хочет рассмотреть учитель. Играющие попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Для того чтобы организовать единую коллективную деятельность, необходимо выявить способы действия участников, направлять их рефлексию и анализ на продуктивное взаимодействие. Данная форма работы позволяет учащимся на своем опыте пережить ситуации реализации или нарушения прав. Дети получают начальный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к проблеме. В книге «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.»Кавтарадзе Д.Н. отмечает, что «…в лучших образовательных играхчеловеческие страсти бурлят в полной мере. Более того, в имитационных играх используется эмоциональное возбуждение» [13]. Игра мотивирует последующую работу. В игре под влияние эмоций больше вероятность, что ребёнок будет действовать так, как считает нужным, а не так, как ожидают от него взрослые, и не с целью заслужить похвалу. В пособии «Теория и методология учебных деловых игр» ТрайневаВ.А.,Матросовой Л.Н.,Трайнева И.В. говорится о том, что ролевые игры и деловые игры обеспечивают достижение следующих образовательных целей: · стимулирование мотивации и интереса · усиление значения полученной ранее информации в другой форме · развитие навыков: критического мышления и анализа; принятия решений; взаимодействия, коммуникации; осуществление конкретных действий; готовности к специальной работе в будущем. · изменение установок: социальных ценностей; восприятия интересов других участников социальных ситуаций. · Саморазвитие или развитие благодаря другим участникам: осознание уровня собственной образованности; приобретение навыков, которые требовались в игре; воспитание лидерских качеств; оценка преподавателем умений участника [16]. Вместе с тем следует отметить, что современные деловые игры дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к деятельности.
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию правовой культуры у учащихся старших классов посредством деловой игры Организация и проведение эксперимента Эксперимент проводился на базе МКОУ СОШ д. Ваштранга, в нём принимали участие 44 ученика 10-11-классов. При изучении правовой культуры важно различать её содержание и уровень. Содержание определяется направленностью правовой идеологии и правовой политики, а также действующей правовой системой. Уровень правовой культуры — это степень её интенсивности и насыщенности. Основополагающие подходы к современному понятию «правовая культура» были сформулированы в 80-е годы XX века. Для проведения эксперимента нами была выбрана методика, предложенная СаломаткинымА.С [19]. Он выделяет пять уровней правовой культуры: идеальный, высокий, удовлетворительный, низкий, минимально допустимый. Показателями уровней сформированности культуры являются: широта, объем и глубина правовых знаний, потребность повышать правовые знания, владение правовой лексикой, готовность к общественно-правовой деятельности, мотивы участия в правовой деятельности, характер учебной деятельности, правовое поведение в процессе неформального общения и в других жизненных ситуациях. Исходя из этих показателей, нами была разработана деловая игра. В своей структуре она содержит компоненты, направленные на развитие показателей уровней сформированностиправовой культуры. В связи с поставленной целью исследованиябыла организована встреча с участием учащихся 10-11-классов, в количестве22-х человек. Проведена непосредственно деловая игра. После деловой игрой состоялось анкетирование на определение уровня правовой культуры (Приложение №2). В очередной раз организовав встречу уже с другими учащимися в количестве 22-х человек, с которыми не была проведена деловая игра, проведеноанкетирование по определению уровня правовой культуры у этих школьников.(Приложение №2). Результаты данного исследования могут дать сведения об эффективности использования деловой игры для формирования правовой культуры старшеклассников. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 443. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |