Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-психологические особенности старшего школьного возраста




Деловая игра как средство формирования правовой культуры старшеклассников

 

Выполнила:

студентка 2 курса
 факультета истории,
 политических наук и культурологи
группы ПОДб-2202-58-00
очнойформы обучения
Казакова Татьяна Юрьевна
____________________/подпись/

Научный руководитель:
 канд. педагог.наук,
 старший преподаватель
кафедры педагогики
Конышева АлияВазиховна

_____________________/подпись/

КИРОВ

2017


 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1 Теоретические аспекты формирования правовой культуры старшеклассников посредством деловой игры 6

1.1.   Социально-психологические особенности старшего школьного возраста. 6

1.2.   Проблема формирования правовой культуры в педагогической литературе. 9

1.3.    Функции деловой игры в формировании правовой культуры старшеклассника 14

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию правовой культуры у учащихся старших классов посредством деловой игры.. 17

2.1.   Организация и проведение эксперимента. 17

2.2.    Деловая игра «Правовой лабиринт». 19

2.3.    Анализ сформированности правовой культуры у старшеклассников. 31

Заключение. 34

Библиографический список. 36

Приложение №1. 38

Приложение №2. 41

 


 













Введение

Актуальность исследования.В настоящее время в стране и в мире сложилась достаточная нестабильная обстановка, это породило возникновение новых идеологий. Малоразвитая духовность у части молодых людей, правовой нигилизм, слабая эффективность работы правоохранительных органов и другие проблемы требуют серьёзного переосмысления процесса воспитания и воспитания правовой культуры у молодёжи в частности.

Российская Федерация идёт демократическим путём развития, а основание истинно верного демократического миропонимания формирует способность человека рассматривать равнонаправленные точки зрения, учит лояльно относиться к ним. В таких условиях значительно увеличиваются требования к морально-психологической и правовоспитательной подготовленности всех категорий граждан России, а особенно школьников.

Наиболее важным и сложным для создания перечисленных качеств является период, соответствующий возрастной категории 15-17 лет, а это ­—учащиеся старших классов, так как именно в старшем подростковом возрастеактивно формируется самосознание. Стимуляция гражданской позиции этой категории учащихся предполагает появлению инициативы, самостоятельности, а это как раз в свою очередь, даёт возможность для привлечения школьников в разноплановую правовую деятельность. Но существует проблема, так как  именно в этом возрасте выражается недостаточный опыт пониманияправовых обычаев, а также ответственности за свои действия.

Перед школой стоят задачи, связанные с созданием условий для педагогической коррекции личностных качеств, которые создают основу к пониманию отрицательных влияний, воспитания социальной личности, которая опирается на ценности правовой культуры. Исходя из этого, одним из первостепенных направлений современного учебно-воспитательного процесса является формирование правовой культуры старшего подростка.

Формирование правовой культуры следует заниматься не только в процессе обучения (уроки обществознания), но и на внеклассных мероприятиях. Существует множество способов проведения внеклассной работы. Набирающим популярность является такая разновидность мероприятия как — деловая игра. Играя в деловые игры, ребёнок получает уникальные навыки, которые в зависимости от направленности игры помогут сформировать и правовую культуру.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс в школе, нужно направить на получение и увеличение правовых знаний, а формирование правовой культуры учитывать в качестве одного из главных направлений учебно-воспитательного процесса в целом.

Тема исследования –деловая игра как средство воспитания деловой культуры старшеклассника.

Цель исследования– изучить эффективность использования деловой игры в процессе воспитания правовой культуры старших подростков.

Объект исследования–процесс формирования правовой культуры старшеклассника.

Предмет исследования–функции деловой игры в процессе формирования правовой культуры старшеклассника.

Гипотеза исследованиязаключается в предположении, что использование деловой игры будет эффективным средством в воспитательном процессе формирования правовой культуры старшеклассников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть социально-психологические особенности старшего школьного возраста при формировании правовой культуры.

2. Охарактеризовать процесс формирования правовой культуры у старшеклассников с помощью педагогической литературы.

3. Определить функцииделовой игры в процессе формирования правовой культуры старшеклассников.

4. Разработать деловую игру, которая являлась бы эффективной в формировании правовой культуры старшеклассников.

Теоретической основой являются:Об учете особенностей возраста при формировании правовой культуры писала в своих исследованиях
Никитина О.А.[8].О проблемах, связанных с правовым воспитанием говорится в работах Татаринцевой Е.В.  [15]. А также про особенности формирования правовой культуры рассуждал Фирсов Г.А. [17]. А уже в свою очередь Атаманова Р.И.[1], писала о том, как правильно и точно составить деловую игру, описывала правила проведения её, чтобы достичь поставленной цели. В работах Трайневой В.А. говорится о компонентах деловой игры, благодаря которым, формируется правовая культура. [16].

Методы исследования:При проведении исследования использовались эмпирические методы, а именно: наблюдение, беседа, анкетирование. Помимо этих методов применялись теоритические: анализ, сравнение и обобщение полученных результатов. А также математические методы: регистрация данных и шкалирование результатов.

Научная новизнаисследования заключается в создании такой деловой игры, которая способствует формированию правовой культуры старших подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что проверена эффективность деловой игры в воспитании правовой культуры старшеклассника; разработана деловая игра.

База исследования­– МКОУ СОШ д. Ваштранга, Кикнурский район, Кировская область. В исследовании принимали участие учащиеся 10-11-х классов, в количестве 44 человек.


 



Глава 1 Теоретические аспекты формирования правовой культуры старшеклассников посредством деловой игры

Социально-психологические особенности старшего школьного возраста

Особенностью исследования является изучение старших подростков, в этом возрасте ребенок наиболее уязвим и восприимчив как к позитивным, так и негативным влиянием взрослых, сверстников, улицы.

Старшие школьники вступaют в такой возрaстной период, как рaнняя юность. Юность — это период жизни после отрочествa до взрослости (возрaстныегрaницы условны — от15-16 до 21-25 лет), где ведущая деятельность - учебно-профессиональная[18].

Современный старшеклассник — продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. По своему развитию сегодняшние 17-ти летние школьники соответствуют молодым 22-х летним людям 30-х годов [4].

В подростковом возрасте, закладываются основы личности, определяются те специфические и индивидуальные характеристики, которые позволяют судить о полноценности личности, ее правовой культуре, либо положительной, либо отрицательной, а, следовательно, направленной на благо или во вред обществу, самой личности. Подростковый возраст характеризуется ростом социальной активности, большой восприимчивостью к усвоению норм, нравственных ценностей, способов поведения, существующих в окружающем мире и во взаимоотношениях взрослых.

В этот период, как считаетКузнецов Г.А. [7], резко возрастает чувствительность к воздействиям со стороны (книги, СМИ, улица, друзья, учителя и т.д.). Для них очень важно признание со стороны окружающих, которое нередко подталкивает к совершению неразумных и нелогичных, якобы взрослых поступков. Такое общение является приоритетным для подростка по сравнению с общением с родителями, педагогами.

Подростковому возрасту также свойственна и повышенная конфликтность, особенно в отношениях с взрослыми и сверстниками, являющаяся причиной совершения подростками правонарушений.

Роль учителя очень важна, особенно в период подросткового переходного возраста, и ему нужно всегда помнить, что процесс взросления связан не только с перестройкой всего анатомо-физиологического аппарата, психики ребенка, но и с изменением объективных условий его жизни и воспитания, как в школе, так и в семье. Именно в этом возрасте создаются все возможности для формирования социально активной личности, для педагогической коррекции отрицательных черт характера «трудных подростков» для того, чтобы предотвратить превращение «трудного подростка» в малолетнего преступника.

Цели, которые ставит перед собой подросток, его мотивы и действия порождаются окружающим материальным миром, общественной жизнью.

Однако подросток имеет свободу выбора варианта поведения: правомерного или противоправного.Макаренко А.С. [9] рекомендовал учителям предупреждать противоправное поведение, а «не ожидать, пока ученик совершит тот или иной поступок, и тогда начинать его воспитывать».

Как в учебном заведении, так и в семье следует с уважением, открыто, на условиях равноправия общаться со старшеклассниками, признавая их право на собственное мнение, ошибки, независимые решения и поступки. Это способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативности и социальной ответственности, т.е. поведение молодого человека, направляется последовательно и вместе с тем гибко и рационально. Это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, потому что именно тогда созревают необходимые когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки [8].

В 15-17 лет завершается определенный этап формирования личности школьников. Именно в этом возрасте можно говорить о некоторой устойчивости позиции школьника, завершении этапа первичной социализации.

Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности [5].

Таким образом, особенностями подросткового возраста являются: быстрое интеллектуальное развитие, коренной перелом в способах мышления, потребность в знаниях, формирование разносторонних познавательных интересов, повышенная значимость общения, интенсивная социализация, противопоставление себя взрослым, стремление самоутвердиться в качестве равноправного члена общества, становление как личности на фоне неустойчивости поведения. Однако форсирование подростками данного периода приводит к использованию нежелательных и даже противоправных способов и средств. Именно процесс целенаправленного воспитания правовой культуры вместе с положительным влиянием окружающей среды играет огромную роль в формировании мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов, лежащих в основе их нравственно-правовой культуры.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 426.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...