Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Буржуазные реформы 60-70-х годов 19 века.




Крымская война наиболее ярко показала необходимость модернизации России. В середине 19 века появляется возможность использования западного опыта, буржуазных преобразований в России. В середине 19 века сформировалась не только политическая элита, но и формируется массовое общественное мнение о необходимости проведения реформ. Стоял вопрос о модернизации политического общества в России. Царствование Александра 1 и Николая I - было инкубационным периодом перед проведением реформ, накоплением разного рода предпосылок. Власть была под патронажем царствующего сословия. Был принят устав о судоустройстве, о гражданском процессе, об уголовном процессе (это наиболее последовательная реформа, заложившая основу буржуазного права). Реформы 60-70-х годов углубили раскол между государством и обществом: Личная зависимость крепостных крестьян от помещика сдерживала интересы помещика, Власть признавала на официальном уровне ненормальность тех отношений, которые оставались между помещиком и крестьянином. 19 февраля Александр подписал Манифест. По которому крестьяне получали свободу бесплатно, землю - за выкуп с рассрочкой 49 лет. Крестьяне, не выкупившие землю, считались временнообязанными, должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Она принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.60-70-е годы - попытка свертывания буржуазных реформ: усиление цензуры в обществе, ВУЗы ставятся по; контроль, попытка поставить крестьянское общество под контроль помещиков, создание земских участковых начальников.

 

Общественное движение в России во 2-й пол. XIX в.

Ослабление цензуры и репрессий при Александре II привело к росту общественного движения. В нем активно участвовали как дворяне, так и разночинная интеллигенция.

Либералы. Лидерами их были А. М. Унковский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин. Они добивались введения гражданских и политических свобод, улучшения жизни крестьян, отмены сословных преград, некоторые — конституции. В 1880—1881 гг. министром внутренних дел был М. Т. Лорис-Меликов, ослабивший цензуру и успешно наладивший контакт с либералами, чтобы лишить революционеров их поддержки, но после гибели Александра II он подал в отставку.

Революционеры-демократы. Вынашивали идею свержения самодержавия и перехода к социализму. Поначалу группировались вокруг журнала «Современник» Н. Г. Чернышевского. Пользовались популярностью издания Герцена (который жил в Англии) «Колокол» и «Полярная звезда». С. Г. Нечаев строил свою организацию на принципах железной дисциплины и личной ему преданности и не имел моральных принципов. Возникло народничество, выступавшее за переход к социализму через общину, минуя капитализм. В 1874 г. началось «хождение в народ» агитаторов, не имевшее успеха. Консерваторы. Их идеологи — М. Н. Катков, К. П. Победоносцев. Доказывали пагубность либеральных реформ для России, отмечали, что реформы косвенно стимулируют революционное движение, но не могли предложить ничего позитивного.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...