Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Теория поведения потребителя в рыночной экономике.




 

Маржиналистская концепция рыночной экономики ведущим принципом исследования процессов и механизма регулирования экономической системы считает субъективно-психологическую основу поведения экономических субъектов. Первой теорией в рамках данного направления была теория потребительского поведения, разработанная австрийской школой маржинализма. Ведущие представители данной школы: Менгер, Визер, Бём-Баверк. В дальнейшем в курсах современной экономической теории идеи австрийской школы развивались в двух направлениях: кардиналистской и ординалистской моделях.

Основные постулаты теории поведения потребителя:

В современной теории потребительскоговыбора предполагается, что: 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели  представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Можно ли измерить величину полезности? На этот счет существуют две точки зрения. 

 

Кардиналистскаяточка зрения: представители данной школы вводят единицу измерения предельной полезности –­ютиль, и с ее помощью оценивают предельную полезность. В дальнейшем в качестве единицы измерения стали использовать цену товара(логика такова: если покупатель жертвует на приобретение вещи данную сумму денег, то она соответствует полезности товара). Представители ординалистского направления  полагают,что поскольку предельная полезность носит субъективный характер, то ее невозможно измерить. Можно выяснить, уменьшилась или увеличилась степень(порядок) удовлетворения потребностей.

 

Кардиналистская теория поведения потребителя

 

Кардиналистская теория позволяет определить выбор потребителя на каждом отдельном товарном рынке. Основной закон, которому подчиняется выбор- это закон убывающей предельной полезности, в соответствии с которым оценка полезности данного блага убывает по мере насыщения потребности в нем. Кривая предельной полезности соответствует кривой индивидуального спроса. Данная теория утверждает, что именно оценка полезности определяет цену на каждом товарном рынке и объем спроса, который потребитель предъявляет при данной цене ,так так он жертвует денное количество денег на покупку товара.

Рисунок 2.1 – Функции полезности.

Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной 0. Это значит, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность отрицательна), то общая полезность снижается.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...