Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Монополия.Особенности стратегии фирмы и ценообразования.




 

В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "отрасль" совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям.,  Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Однако, существуют локальные монополии, например в городе один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т. д.

 

Монополия возникает тогда, когда велики барьеры , в таких отраслях как электроэнергетика, железнодорожный транспорт отрицательный эффект масштаба не наступает (то есть , чем больше объем выпуска, тем ниже уровень издержек на единицу продукции).Такие отрасли называются  естественными монополиями.Возможно, что какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Государство может создать монополию, выдавая патенты и лицензии.

Характерные черты монополии:

1) в отрасли одна фирма продавец или покупатель (в случае, если в отрасли один покупатель, это называется монопсонией);

2) продукт фирмы уникален, не имеет близких заменителей;

3) существуют высокие барьеры входа в отрасль, часто это связано с высоким положительным эффектом масштаба, т.е. низкий уровень издержек обеспечивается большими объемами производства;

4) государство может создать барьеры, выдавая патенты и лицензии.

Оптимальная стратегия в отрасли монополии отличается от той, которая характерна для конкурентных отраслей. Если в условиях совершенной конкуренции  фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.

Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки.

Рисунок 4.3 – Особенности монопольной отрасли

Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии иллюстрируется графиком:

Рисунок 4.4 – Оптимальная стратегия фирмы-монополиста

Мы выяснили ранее, что монопольная власть монопольной власти является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е). Опираясь на это положение, А. П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

;

где IL — лернеровский индекс монопольной власти;

Рm — монопольная цена;

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...