Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рыночное равновесие. Равновесная цена.
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения. В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса, а объем предложения не соответствовать объему спроса. В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис. 1.3). Точка равновесия обозначается Е (от латинского Equilibrium). Рисунок 1.3 – Рыночное равновесие В точке равновесия P2 = P0 = P1 где РE — равновесная цена; P2 — цена предложения; P1 — цена спроса. Это означает, что где QE — равновесный объем; Равновесная цена — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующийопределенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема, предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса и объеме предложения. Еслисуществует избыток спроса, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения конкуренция продавцов приводит к исчезновениюизбытка .Главным в подходе А. Маршалла является разность цен спроса и предложения. Маршалл исходит из того, что продавцы реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Короткий период характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный — моделью А. Маршалла. Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "невидимой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей сотносительно неудовлетворенным спросом. Высокие цены создают возможность расширения их производства и тем самым лучшего удовлетворения общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом. Эластичность
Реакция потребителей на изменение цены продукта характеризует эластичность спроса, которая измеряется как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены: Ed = Спрос называется эластичным, когда незначительное изменение цены оказывает существенное влияние на величину спроса (рис. 1.4а). Например, если снижение цены на 2% ведет к росту спроса на 4%, то спрос является эластичным. При эластичном спросе коэффициент эластичности больше единицы, т. е. Ed> 1. В данном случае он равен 2. Спрос является неэластичным, когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены (рис. 1.4б). Если снижение цены на 3% дает рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, то спрос неэластичен. При неэластичном спросе коэффициент эластичности меньше единицы, т. е. Ed< 1. В данном случае он составит 1/3. Единичная эластичность спроса означает равное процентное изменение цены и количества товара (рис. 1.4в). Например, когда падение цены на 1% вызывает рост продаж также на 1, то коэффициент эластичности равен 1.
Рис. 1.4. Графики спроса в зависимости от его эластичности
Спрос может быть совершенно неэластичным , если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества продаваемой продукции (рис. 1.4г). Например, спрос больных диабетом на инсулин. При совершенно неэластичном спросе коэффициент эластичности равен нулю, т. е. Ed= 0.(рис.г). Спрос может быть совершенно эластичным, когда самое малое увеличение цены приводит к отказу от покупки . (рис. 1.4д). При совершенно эластичном спросе коэффициент эластичности равен бесконечности, т. е. Ed = ∞. Из рис. 1.4г и 1.4д видно, что кривая совершенно неэластичного спроса представляет собой вертикальную линию, а кривая совершенно эластичного спроса горизонтальную линию. Рассмотрим влияние эластичности или неэластичности спроса на изменение дохода потребителей. Если спрос эластичен, то: • повышение цены приведет к уменьшению общего дохода производителей; • снижение цены приведет к увеличению общего дохода. Вывод: если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение дохода в противоположном направлении. Спрос на товары или услуги будет эластичным, если у них есть несколько близких заменителей в том же диапазоне цен.Спрос на товары, которые люди считают жизненно необходимыми, обычно неэластичен.При единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит доход без изменений.
Контрольные вопросы: 1. Чем отличается спрос от потребности? 2. Раскройте понятие цены классической политэкономии и в теории маржинализма. 3. Какой характер имеет функция предложения от цены? 4. Перечислите факторы, влияющие на спрос и на предложение товаров. 5. В чем различие между изменениями спроса и величины спроса, предложения и величины предложения? 6. Что такое эластичность спроса по цене? 7. В чем различие между точечной и дуговой эластичностью?
8. Валя любит масло и считает, что маргарин на вкус напоминает мыло. Поля не чувствует разницу между ними. Чей спрос на масло должен быть более эластичным? 9. Объясните, почему спрос в коротком промежутке времени менее эластичен чем в длительном. 10. Как связана эластичность спроса и общая выручка?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |