Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ XVII ВЕКА




Беларусь в XVII веке входила в состав государства Речь Посполитая,объединившая Великое княжество Литовское и Польское королевство.

В архитектуре Беларуси XVII векарасширяется строительствогражданских зданий, формирование торговых площадей с ратушей (символ самоуправления города): РАТУША В НЕСВИЖЕ (1596), РАТУША В МОГИЛЕВЕ (1679-1698).

На протяжении XVII века формируются характерные чертыдворцово-замковой архитектурыв стилистикеренессанса и барокко:

ГОЛЬШАНСКИЙ ЗАМОК-ДВОРЕЦ (Гродненская обл., кон.XVI– нач.XVII в.)возведен как резиденция рода Сапегов.

ЗАМОК-ДВОРЕЦ В СМОЛЯНАХ (Витебская обл., до 1626 г.) имел название БЕЛЫЙ КОВЕЛЬ ипостроен князем С. А.Сангушко-Ковельским.

Культовая архитектура в начале XVII века еще сохраняла черты ренессанса:

ТРОИЦКИЙ КОСТЁЛ В РУЖАНАХ(Брестская обл.,1617).

ТРОИЦКИЙ КОСТЁЛ В СЛОНИМЕ (Гродненская обл., 1639).

В культовой архитектуре 2 половиныXVII– серединыXVIII векараспространяетсястиль барокко,длякоторогохарактерныпышность, пластичность,динамичность, контрасты масштабов, светотени и цвета, криволинейные очертания, украшение построек скульптурой, резьбой, широкое использование росписей.

КОСТЁЛ ИЕЗУИТОВ В НЕСВИЖЕпервый архитектурный памятник барокко в Беларуси, построен какродовая усыпальница Радзивиллов в 1584-1593 годах итальянским архитекторомДжованни (Ян) Мария Бернардони.Во внутреннем украшении храма использована монументальная живопись, выполненная в 1750е годы подруководством художника ФрантишкаКсаверияДоминика Геского.

Примером развития барокко в культовойархитектуре Беларуси XVII века являются:

КОСТЁЛ СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ В ГОЛЬШАНАХ (1601-1616).

КОСТЁЛ ОБРЕТЕНИЯ СВЯТОГО КРЕСТА В ГРОДНО(1602-1618).

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В МИНСКЕ (1612-1620)

МИХАЙЛОВСКИЙ КОСТЁЛ В МИХАЛИШКАХ (1653, деревня Михалишки, Гродненская обл.«сарматское барокко»).

КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ДЕВЫ МАРИИ В ГЛУБОКОМ (Витебская обл., 1654, перестроенв 1735 в стиле «виленского барокко»).

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОСТЁЛ В ГРОДНО (1642-1651).

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОСТЁЛ В МИНСКЕ(костёл бернардинок, сейчас Кафедральный православный собор Сошествия Святого Духа, 1633-1687, 1741).

КОСТЁЛ ИЕЗУИТОВ В ГРОДНО(костёл Святого Франциска Ксаверия,1678-1700).

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В МОГИЛЕВЕ (1669-1672).

Стиль барокко использовали в строительстве монастырей, коллегиумов, гражданских построек:

ИЕЗУИТСКИЙ КОЛЛЕГИУМ В ПИНСКЕ (1651-1675).

ИЕЗУИТСКИЙ КОЛЛЕГИУМ В ОРШЕ(конец XVII- XVIIIвв.).

СЛУЦКАЯ БРАМА В НЕСВИЖЕ(крепостные ворота, 1690-1700).

Для живописи Беларуси XVII векастиль барокко характерен вмонументальной росписии станковых произведениях – алтарная картина, иконопись, портрет.

АЛТАРНАЯ КАРТИНА «НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ»(1 половина XVII в.).

АЛТАРНАЯ КАРТИНА «ВОЗНЕСЕНИЕ МАРИИ»(«Богоматерь Шкаплерная», конец XVII в.)

ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ БЕЛЫНИЧСКАЯ»(1 половинаXVII)

ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ»(1 половина XVII в.).

ПЕТР ЕВСЕЕВИЧ ИЗ ГОЛЫНЦА. ИКОНА «РОЖДЕСТВО БОГОМАТЕРИ»(1649).

МАЛОРИТСКИЙ МАСТЕР. ИКОНА «ПОКРОВ»(1649, г. Малорита, Брестская область).

ИКОНА «ВОЗНЕСЕНИЕ»(середина XVII в.).

БЕЗДЕЖСКИЙ МАСТЕР. ИКОНА «СВЯТАЯ ПАРАСКЕВА С ЖИТИЕМ»(1659, деревняБездеж, Брестская обл.).

БЕЗДЕЖСКИЙ МАСТЕР. ИКОНА «ВОСКРЕСЕНИЕ»(«Сошествие во ад», 1659, деревняБездеж, Брестская обл.).

ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ БАРКОЛАБОВСКАЯ»(1659).

 

В живописи БеларусиXVII века продолжил развитие сарматский портрет,который создавали как местные, так и иностранные живописцы:

«ПОРТРЕТ КШИШТОФА ВЕСЕЛОВСКОГО» (1636).

«ПОРТРЕТ ГРИЗЕЛЬДЫСАПЕГИ» (1630е).

«ПОРТРЕТ ЯНУШАВИШНЕВЕЦКОГО» (1650-1670е).

ИОГАНН ШРЕТТЕР. «ПОРТРЕТ КАТАЖИНЫ И МАРИИ РАДЗИВИЛЛ» (1646).

БАРТОЛОМЕЙСТРОБЕЛЬ. «ПОРТРЕТ ВЛАДИСЛАВА ДОМИНИКА ЗАСЛАВСКОГО ОСТРОЖСКОГО» (1630е).

АНДЖЕЙ СТЕХ. «ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА ОСТРОЖСКОГО»(1670е).

 

Среди значительных мастеровбелорусской графикиXVII векавыделяются братья АЛЕКСАНДР И ЛЕВОНТИЙ ТАРАСЕВИЧИ,а такжеотец и сын Вощанки–МАКСИМ И ВАСИЛИЙВОЩАНКИ.

Белорусская скульптура XVII векатесно связана с культовой архитектурой, это, прежде всего алтарная скульптура, выполненная, как правило, из дерева:

ГЛАВНЫЙ АЛТАРЬ КАПЛИЦЫ СВЯТОЙ БАРБАРЫВ КОСТЁЛЕ БЕРНАРДИНЦЕВ В БУДСЛОВЕ(деревня Будслов, Минский район, 1643-1649, мастер Петр Громель).

Получает расцвет и декоративно-орнаментальная пластикарезьба по дереву,так называемая «белорусская резь»:

ИКОНОСТАС НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ В МОГИЛЕВЕ (1669-1672).

Образцом мемориальной пластикиявляется:

НАДГРОБИЕ НИКОЛАЯ ВОЛЬСКОГО И ЕГО ЖЕНЫ БАРБАРЫ(1623).

НАДГРОБИЕ ПАВЛА САПЕГИ И ЕГО ТРЕХ ЖЕН (1635).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 409.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...