Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII - XVI ВЕКОВ.




ПЕРВОБЫТНОЕИСКУССТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ.

Искусство первобытной эпохи – начальный этап в истории белорусского искусства.

Древнейшими стоянками первобытных людей на территории Беларусиявляютсястоянки эпохи позднего палеолита(древнекаменный век)— Ю́ровичии Бе́рдыж(Гомельская область, возраст – 26-24тысяч лет).

Древним видом архитектуры являются жилые постройки.Жилище имело круглую в плане форму. Нижняя часть сооружения создавалась из больших камней и костей животных, а верхнюю часть – шатровая конструкция из дерева, костей и шкур животных.

Древнейшие памятники искусства имели главным образом культовый характер.Искусство эпохи палеолита –это орнаментискульптура.Орнамент был чаще всего геометрическим, им украшали орудия труда, а также предметы для магических обрядов –костяные пластины, костяные подвески, ожерелья, амулеты.

Вскульптуресоздавались изображения животных, а также женский  образ,отражающийкульт женщины,какпрародительницы рода и символ плодородия. Небольшого размера скульптурные фигурки вырезали из кости, бивня мамонта, камня.

Дляискусства эпохинеолита(III тыс. до н.э.) характерно прядение, ткачество,возникновение керамики.Глиняные сосуды и костяные изделия покрывали геометрическими орнаментамис изображениями животных, птиц, человека.Также создавались скульптурные изображенияживотных и человекаиз кости, рога и дерева, предметы культа и разнообразные украшения.

Обискусстве бронзового века(конец III тыс. до н.э. – VI в. до н.э.)на территории Беларуси можно судить попогребальным сооружениям(насыпные курганы и грунтовые могилы). Погребальный инвентарь состоит из керамики разнообразных форм и орнаментации, кремневых наконечников, стрел, дротиков, топоров, разнообразных украшений из янтаря, меди и бронзы (подвески, браслеты, височные кольца).

В эпоху железного века(VII-VI вв. до н.э. – IV в. н.э.)наибольшее распространение получают два вида поселения – городища и селища. В южных районах Беларуси строили землянки и полуземлянки, в северных –деревянныеизбы.

Важными памятниками эпохи железа являютсяязыческие святилища(храмы)ипогребальные курганы.Погребальные курганы вначале были коллективными родовыми усыпальницами, затем местом захоронения знати.

Древниесвятилища представляли собой культовое сооружение, где проходили языческие обряды и ритуальные жертвоприношения. Обычно это были круглые или овальные в плане площадки, с установленными на них скульптурные фигурами языческих богов, окруженные валом и рвом.

Высокий уровень развития имеладекоративно-прикладного искусства, это металлические и стеклянные украшения, а такжеизделия бытовогохарактера.

Скульптураэпохи железапредставлена мелкой пластикой, в которой чаще встречаются образы птиц и животных, выполненные из камня, кости, металла, глины и служившие амулетами (оберегами). Создавались также монументальные фигурыкультового характера из камня и дерева – идолы(«Шкловский идол»).

Разложение первобытного общества на территории Беларуси совпало по времени с заселением ее славянскимиплеменами. Славяне пришли на территорию Беларуси в VI - VII вв. н.э. икX в. заселили большую часть Беларуси.Расселение славян на территории Беларуси совпало с формированием феодального обществаи возникновением городов.



ИСКУССТВО ДРЕВНЕБЕЛОРУССКИХ КНЯЖЕСТВ

(IX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIII ВЕКОВ)

В IX – XIII вв. территория современной Беларуси входила в состав древнерусского государства –Киевская Русь.

Древние города состояли из трех частей:детинец(град),обнесённый оборонительными сооружениями, окольный город (со второй линией валов) и неукрепленное поселение –посад(место).

Архитектура этого времени (княжеские хоромы, церкви, монастыри, оборонительные и жилые сооружения) строилась из дерева.

Принятие христианства на белорусских землях в X векеспособствовало развитию каменного церковного зодчества,формированиюкиево-византийского стиля (древнерусский стиль)ираспространениюкрестово-купольноготипахрама.

Самым древним каменно-кирпичным храмом в Беларуси являетсяСОФИЙСКИЙ СОБОР В ПОЛОЦКЕ, построенный в киево-византийском стиле в середине XI века княземВсеславом Чародеем как символ мощи и независимости Полоцкого княжества.

На стенах Софийского собора в Полоцке сохранились самые ранние фрески, известные на территории Беларуси.

Собор многократно разрушался ив середине XVIII века собор был перестроен в стиле виленского барокко.

Большое значение для развития искусства этого времени имели монастыри.Спасо-Преображенский(Евфросиниевский)монастырь в Полоцкесвязан с первой белорусской святой – Евфросинией Полоцкой.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯЦЕРКОВЬСПАСО-ЕВФРОСИНИЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ(1150-е, зодчий Иоанн) является одним из древнейших памятников архитектуры, дошедших до наших дней практически в первозданном виде (лишь верхняя часть храма значительно более поздняя, XIX века) и сохранивший своеобразные черты полоцкой архитектуры. Стремясь всячески подчеркнуть вертикальную устремленность композиции, мастер Иоанн создал первый образец башнеобразного ярусного храма.

Внутри собора полностью сохранились фрески середины XII века, росписи являются одним из наиболее ранних образцов монументальной живописи в Беларуси.

БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ВИТЕБСКЕ (1140-е)также во многом соответствует традициям полоцкой архитектурной школы.

Характерные особенности каменного зодчества гродненской школы сохранилаБОРИСОГЛЕ́БСКАЯ (КОЛО́ЖСКАЯ) ЦЕРКОВЬ В ГРОДНО.

Кладка стен выполнена из кирпича-плинфы, аснаружи стены украшены тесаным шлифованным камнем, а также керамической полихромной плиткой.

Произведения живописиэтого времениимеют византийско-киевские традиции – этомонументальная роспись храмов, иконопись, книжная миниатюра:

ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ ЭФЕССКАЯ (КОРСУНСКАЯ)»,

МИНИАТЮРА «ОРШАНСКОГО ЕВАНГЕЛИЯ» – «ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА».

Большое распространение имело  декоративно-прикладное искусство -резьба по дереву и кости, литье, ювелирное и кузнечное дело, стеклоделие, ткачество, гончарство:

НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ (мастер Лазарь Бо́гша), РЕЛЬЕФНАЯ ИКОНА«КОНСТАНТИН И ЕЛЕНА».



ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII - XVI ВЕКОВ.

 

Со второй половины XIII века белорусские земли входят в состав государства– Великое княжество Литовское, происходит формирование белорусской народности с ее языком, культурой и национальным самосознанием. В 1569 году было объявлено о создании нового федерального государства –Речь Посполитая.

В искусстве Беларуси XIII – XVI веков сочетаютсядревнебелорусскиетрадициикиево-византийского стиляс западноевропейскимвлиянием романского и готического стилей,а такжестиля Ренессансэпохи Возрождения.

Для белорусской архитектуры XIII-XVI веков характерны оборонительные сооружения(замки)и культовое зодчество(храмы).

Ранним памятником оборонительнойархитектуры является крепостная башня –БЕЛАЯ ВЕЖА В КА́МЕНЦЕ (Брестская обл., 1271-1289). Это круглая пятиярусная постройка романо-готического стиля, окруженная кольцевым валом.

В XIV-XVI веках происходит значительный рост городов.Города окружались крепостными стенами и башнями. Если раньше укрепления возводились из дерева, то постепенно начинает преобладатькаменное оборонительное строительство ипроисходит преобразованиепрежних городскихдетинцев вобособленныезамки.

Одним из первых подобных комплексовявляетсяСТАРЫЙ ЗАМОК В ГРОДНО,имел несколько этапов строительства:замок князя Ви́товта, XIV-XVI вв.; замок короля Речи Посполитой Стефана Бато́рия, конец XVI в. (романо-готический стиль, ренессанс).

НОВОГРУДСКИЙ ЗАМОК(замокв Новогрудке,Гродненская обл., XIII-XVI в., романо-готический стиль) также является древнейшей крепостью Беларуси. 

Характерное оборонительное сооружение XIV веказамок типа «касте́ль» – это крепость, построенная в труднодоступном месте (часто среди болот) на искусственных песчаных насыпях,имела четырехугольную в плане форму, высокие (до 15-16 м) каменные стены и 1-2 башни. Замок был окружен рвом с водой.

ЛИДСКИЙ ЗАМОК(замок в Лиде,Гродненская обл., романо-готический стиль) является одним из наиболее раннихукреплений типа «кастель», был возведенна пути крестоносцевпри князе Гедимине в 1330е года.

КРЕ́ВСКИЙ ЗАМОК(замок в Кре́во, Гродненская обл., романо-готический стиль) также относится к типу кастель,построен в 1330-1340е гг.князем Ольге́рдом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...