Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В конце XV века характерным становится строительство частных замков.




МИРСКИЙ ЗАМОК(замок в Ми́ре,Гродненская обл.,1506 (08) - конец XVI в.) – выдающееся произведение белорусского зодчества, в котором получили воплощения новые изменения. В архитектуре Мирского замкасочетаются черты надежного военно-оборонного сооружения и нарядность светской дворцовой постройки,стилистикаготикии Ренессанса.

Во 2 половине XVI века под влиянием Ренессанса начинаетсятрансформация замков вдворцово-замковые ансамблис репрезентативно-нарядным характером. Основной акцент обороны переноситься на внешние укрепления (валы и бастионы), азамки приобретают характер дворцовых резиденций с богатой отделкой фасадов и интерьеров.Пример такого замка резиденцияРадзивиллов, крупнейшего белорусского рода,–НЕСВИЖСКИЙЗАМОК(замок вНе́свиже,Минская обл.), заложен в 1583 г. на месте старого, деревянного замка. Строительство начиналитальянский архитектор Джованни (Ян) Мария Бернардони. Несвижский дворцово-замковый ансамбль формировался постепенно иимеет смешение стилей: готики, ренессанса, барокко.

Важным явлением в архитектуре Беларуси XIV-XVI веков является культовое зодчество.В храмовом строительстве отразились традицииготики и ренессанса,а также сочетаниекрестово-купольногои базиликального типов храма.

В конце XV – начале XVI века в архитектуре Беларуси возникают оригинальные храмы оборонного типа,которые имеют сакральную и оборонительную функции.Это прямоугольные в плане здания (повторяющие план древнерусскогокрестово-купольноготипа храма) с 4 или 2 угловыми башнями и узкими окнами-бойницами,с высоким чердачным помещением и щипцовой крышей, одной или тремя абсидами и разделенным на три нефа внутренним зальным пространством с нервюрными сводами. Стены имеют большую толщину и часто усилены контрфорсами, вверху стены опоясывают навесные бойницы – маши́кули и другие оборонительные приспособления.

ТРОИЦКИЙ КОСТЕЛ В ДЕРЕВНЕИ́ШКОЛЬДЬ (Брестская обл., 1472)– наиболее ранний храм оборонного типа готического стиля.

Образцамихрамов оборонного типа готического стиля с элементами ренессансаявляются:

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В ДЕРЕВНЕСЫНКО́ВИЧИ (Гродненская обл., конец XV – начало XVI в.).

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ДЕРЕВНЕМУРОВА́НКА (Гродненская обл., 1516-1542).

КОСТЕЛ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ В ДЕРЕВНЕКОМА́И (Витебская обл., 1603-1606).

Строительство католических соборов в XVI веке привнесло в белорусскую архитектуру еще один тип культового сооружения. Этот тип храма имеет 3-частную удлиненно-осевую структуру и состоит из одной алтарной апсиды, основного зального объема и входного объема с одной массивной ярусной башней и шатровой крышей:

КОСТЁЛ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИВ ГРОДНО (1584-1587, ренессанс с элементами готического стиля).

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ КОСТЁЛ В ДЕРЕВНЕ НОВЫЙ СВЕ́РЖЕНЬ (Минская обл.,1588-1600, ренессанс с элементами готического стиля).

КОСТЁЛ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В ДЕРЕВНЕГНЕ́ЗНО(Гродненская обл., 1524-1527, готический стиль с элементами ренессанса).

КАЛЬВИНСКИЙСБОР В ЗАСЛАВЛЕ (Минская обл., середина XVI в., ренессанс с элементами готического стиля).

В изобразительном искусстве Беларуси 2 половины XIII – XVI веков характерен интерес к изображению внутреннего мира человека, постепенное формирование ренессансных черт и светского характера.

Монументальная росписьиспользовалась в культовых и светских сооружениях: фресками украшались храмы, монастыри, княжеские замки и дворцы.

ВXIII–XVI вв. происходит формированиебелорусской иконописной школы.Основой белорусской иконы были византийские и древнерусские традициями:

ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ ИЕРУСАЛИМСКАЯ» (XVI в.).

Под влиянием ренессансной западноевропейской живописив белорусской иконописи XVI века используется сочетание светотеневой моделировки лица и условной плоскостной трактовки одежды и окружения:

ИКОНА«СВЯТАЯ ПАРАСКЕ́ВА» (середина – вторая половина XVI в.).

ИКОНА «ХРИСТОС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ» (XVI в.).

Под влиянием ренессансной западноевропейской живописивXVI векеразвиваласьибелорусская алтарная живописьдля католических храмов:

АЛТАРНАЯКАРТИНА «ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ»(около 1514).

Важной особенностью белорусской живописи XV-XVI вв. является возникновение портретного жанра. Белорусский вариант парадного портретаполучил название«САРМАТСКИЙ ПОРТРЕТ».

Человек изображался в дорогой одежде и в окружении аксессуаров, которыепередавали положениечеловека в обществе и принадлежность к определенному сословию.Существенным дополнением парадных портретов стало включение в их изображения родовых гербов, а также текстов с информацией об изображенном человеке, его должности, почетных званиях, родословных:

ПОРТРЕТ ЮРИЯ РАДЗИВИЛЛА(вторая половина XVI в.).

ПОРТРЕТ КАТЕРИНЫ СЛУЦКОЙ (ТЕНЧИНСКОЙ)(1580е)

ПОРТРЕТ ЕЖИ РАДЗИВИЛЛА(1590е).

 

 К лучшим образцамбелорусской книжной миниатюрыпринадлежат Оршанское (XIII в.),Мсти́жское (XIVв.), Жиро́вичское (XV в.) Евангелия, Радзивилловская летопись (1485-1495).

С появлением в XVI века книгопечатания развиваетсябелорусская гравюра.Основоположником белорусского книгопечатания стал ФРАНЦИСК СКОРИНА. Одной из лучших гравюр является ПОРТРЕТ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ(1517, ксилография, из «Библии Франциска Скорины», Прага).

 

Скульптура Беларусибыла преимущественно деревянной,имелакультовый характер(статуи и резные алтаридля храмов),развивалась под влиянием западноевропейской пластикиготического стиляиренессанса:

СТАТУЯ «АРХАНГЕЛ МИХАИЛ»(1470-1480е).

СТАТУЯ «СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ»(начало XVI в.).

Формируется специфический вид ажурной резьбы – «белорусская резь».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...