Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛЕКЦИЯ 14. ИНЫЕ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА
Право хозяйственного ведения и оперативного управления Рассматриваемые два субъективных права входят в, так называемую, группу вещных прав на хозяйствование с имуществом собственника. При этом считается, что существование указанных прав предопределяется существованием крупных собственников, таких как государство, которые не в состоянии непосредственно вести хозяйственную деятельность с принадлежащим им имуществом, и вынуждены, поэтому создавать самостоятельные хозяйственные организации, с признанием за ними особых прав на переданное им имущество, с сохранением права собственности за их учредителями. Для современного этапа развития гражданского законодательства РК характерна тенденция существенного сокращения числа государственных предприятий. Большая часть из них либо преобразованы в иные формы юридических лиц (АО, ТОО), либо проданы в качестве имущественных комплексов в процессе приватизации. Поэтому сфера применения прав хозяйственного ведения и оперативного управления существенно сужена по сравнению с советским и начальным этапом постсоветского периодов развития. Право хозяйственного ведения предусмотрено только для государства как особого субъекта имущественных отношений. Это субъективное право закреплено в соответствующих нормах ГК, а также Законе «О государственном имуществе». Право хозяйственного ведения является вещным правом государственного предприятия, получившим имущество от государства как собственника и осуществляющим в пределах, установленных законодательными актами, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом (ст. 196 ГК, ст. 19 Закона «О государственном имуществе»). Из данного законодателем определения права хозяйственного ведения можно выделить следующие его особенности: 1. Субъектом этого права может быть только государственное пред 2. Разграничиваются права государства, как собственника имущества, Таким образом, собственником государственного имущества выступает сама Республика Казахстан, которая, определяя в законодательном акте полномочия Правительства, наделяет его правомочиями пользования, владения и распоряжения государственным имуществом; 2) функции собственника осуществляет уполномоченный орган государства. Здесь так же возможны два варианта: а) в структуре Правительства образован специально уполномоченный орган государства. Согласно Положению о Комитете государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК, утвержденным постановлением Правительства РК от 5 июля 1999 г., таковым является Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК, который осуществляет специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции в области владения, пользования и распоряжения объектами республиканской государственной собственности РК, а также учет и контроль за целевым и эффективным использованием объектов республиканской и коммунальной собственности в установленном законодательством порядке; б) определяется уполномоченный орган непосредственно при создании предприятия. Так, например, согласно п. 2 Постановления Правительства РК от 25 июня 1996 г. «О перечне республиканских государственных предприятий» были определены министерства, государственные комитеты и иные государственные органы, которые являются органами государственного управления республиканскими предприятиями, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности. Комитет государственного имущества и приватизации является уполномоченным органом государства по общему правилу, а другие государственные органы таковыми признаются только в случаях специально указанных в законодательстве. Для коммунальных предприятий на праве хозяйственного ведения эта проблема решена не столь определенно. Согласно Закона «О государственном имуществе» функции субъекта права коммунальной собственности по отношению к коммунальным государственным предприятиям осуществляет акимат соответствующей административно-территориальной единицы. Органом государственного управления коммунальными государственными предприятиями является акимат соответствующей административно-территориальной единицы либо уполномоченный акимом исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета. В Казахстане существует многоуровневая структура местных исполнительных органов государственной власти (областной, районный и приравненные к ним исполнительные органы), и вопросы осуществления ими права коммунальной собственности решаются различным образом. Наиболее типичной является такая схема: областной акимат передает соответствующие полномочия районному (городу областного значения) акимату, который впоследствии осуществляет соответствующие функции по управлению коммунальной собственностью. 3. Содержание права хозяйственного ведения максимально приближено к содержанию права собственности за исключениями, установленными ГК и другими законодательными актами (ст. 201 ГК). Общее правило осуществления права хозяйственного ведения состоит в том, что государственное предприятие на праве хозяйственного ведения может осуществлять в отношении переданного имущества любые действия, за исключением прямо запрещенных законодательством. Отсюда важное значение для содержания права хозяйственного ведения приобретают нормы о пределах его осуществления, которые преимущественно вытекают из содержания ст.ст. 199 и 200 ГК, а также ст.ст. 18 и 25 Закона «О государственном имуществе». Можно сформулировать следующие общие правила об ограничениях (переделах) права хозяйственного ведения: 1) пределы определены исходя из назначения предприятий, основанных на этом праве. Подобные предприятия могут функционировать только в определенных сферах общественного производства, требующих особого административного регулирования. Например, разработка, производство, ремонт и реализация вооружения и боеприпасов к нему, медикаментов, осуществление хозяйственной деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии и другие. Как можно заметить, хозяйственная деятельность предприятий, как особых субъектов права, на праве хозяйственного ведения касается вещей, относимых к имуществу, ограниченному в гражданском обороте. Причем указанные ограничения исходят из общественных (публичных) интересов вопросов, как правило, в сфере безопасности, чем и обусловлено особое регулирование этих отношений со стороны государства; 2) законодательством ограничивается распоряжение имуществом, которое было передано предприятию на праве хозяйственного ведения. Указанное ограничение осуществляется либо необходимостью получения согласия уполномоченного государственного органа на распоряжение имуществом, переданным предприятию на праве хозяйственного ведения, либо абсолютным запретом, который исключает распоряжение определенным имуществом в принципе (например, вещи, относимые к основным средствам, - здания, сооружения и т.п.). 4. Между предприятием и его учредителем (государством) складываются специфические юридические отношения, которые имеют административный, а не гражданско-правовой характер. Указанные отношения основываются на принципе субординации, власти и подчинения государственного предприятия решениям уполномоченного государственного органа (например, путем установления государственного заказа - ст. 13 Закона «О государственном имуществе»). Они не вписываются в рамки обычных отношений собственника и обладателя вещного права на чужую вещь. В соответствии с правилом ст. 265 ГК эти лица имеют право на защиту его владения также против собственника, с помощью виндикационного, негаторного, а также иска о признании права собственности или иного вещного права. Фактически для предприятия на праве хозяйственного ведения, как впрочем и казенного предприятия, установлен особый порядок по обжалованию предприятием незаконных действий государственных органов (ст. 15 Закона «О государственном имуществе»), согласно которому предприятие вправе в установленном порядке обжаловать в суд незаконные действия государственных органов, включая действия уполномоченного органа, связанные с изъятием прибыли предприятия, перераспределением имущества, размещением заказов государства, установлением цены на товары (работы, услуги), производимые предприятием, а также другие действия, которыми нарушаются права предприятия. Таким образом, при защите прав государственного предприятия применяются не правила ст. 265 ГК, а правила ст. 267 ГК о недействительности актов органов власти, управления и должностных лиц, нарушающих права собственника и другие вещные права. 5. Самостоятельная ответственность предприятия на праве хозяйственного ведения (ст. 30 Закона «О государственном имуществе»). По общему правилу, предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Государство не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя (уполномоченного органа) или органа государственного управления. В этих случаях государство отвечает по обязательствам предприятия при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов. Ст. 202 ГК понятие права оперативного управления определено следующим образом: Право оперативного управления является вещным правом учреждения, государственного учреждения, финансируемого за счет средств собственника, и казенного предприятия, получивших имущество от собственника и осуществляющих в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Выделяются три особенности права оперативного управления, которые отличают его от права хозяйственного ведения: 1) казенное предприятие и учреждение постоянно финансируются собственником. Предприятие на праве хозяйственного ведения существует 2) казенное предприятие и учреждение распоряжаются своими средствами по смете. Предприятие на праве хозяйственного ведения самостоятельно определяет направления использование своей прибыли; 3) казенное предприятие и учреждение обязаны руководствоваться Субъект права оперативного управления более ограничен в осуществлении своего субъективного права, чем субъект права хозяйственного ведения, а собственнику имущества по этой юридической конструкции предоставлены более широкие права относительно объектов права оперативного управления. Так, собственник имущества, находящегося в оперативном управлении, в соответствии с законодательными актами: 1) решает вопросы создания учреждения, государственного учреждения или казенного предприятия, определения предмета и целей его деятельности, обладает правом определять юридическую судьбу учреждения, государственного учреждения или казенного предприятия, содержание его деятельности; 2) осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранностью учреждением, государственным учреждением или казенным предприятием переданного собственником имущества (ст. 204 ГК); 3) имеет право изъять и перераспределить имущество, переданного в оперативное управление между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению, если иное не установлено законодательными актами (ст. 205 ГК). Субъектами права оперативного управления являются не только государственные (казенные) предприятия, но и учреждения, финансируемые за счет средств собственника (ст. 202 ГК). Гражданское законодательство следующим образом определяет субъектный состав права оперативного управления: 1) казенные предприятия (глава 3 Закона «О государственном имуществе»), 2) государственные учреждения (ст. 9 Закона «О некоммерческих организациях», 3) частное учреждение (ст. 10 Закона «О некоммерческих организациях»). Право оперативного управления имеет целевой характер, который зависит от выполняемых его субъектами (учреждением или казенным предприятием) определенных функций. Преимущественно это касается вопросов ограничений по распоряжению имуществом, составляющим объект права оперативного управления (ст. 206 ГК), которые подробней будут рассмотрены ниже. Субсидиарная ответственность, по общему правилу, собственника по обязательствам созданных им учреждений или казенных предприятий (ч.ч. 2-7 п. 1 ст. 44, ст. 207 ГК). Глава 3 Закона «О государственном имуществе» позволяет выделить следующие особенности права оперативного управления казенного предприятия. К их числу следует отнести: 1) казенное предприятие не вправе приобретать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки имущество, относящееся к основным средствам, без письменного согласия органа государственного управления (п. 2 ст. 35 Закона «О государственном имуществе»). Здесь очевидно ограничение не только на распоряжение имуществом, выступающим объектом права оперативного управления казенного предприятия, но и ограничения по приобретению основных средств; 2) казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им 3) финансирование деятельности казенного предприятия осуществляется за счет собственного дохода по смете с выделением государственно 4) особенности ответственности казенного предприятия и его собственника. По общему правилу, казенное предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами, а обращение В свою очередь право оперативного управления государственного и частного учреждений, обладает следующими отличиями от права оперативного управления казенного предприятия: 1) учреждения, по общему правилу, не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных 2) учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера финансирование деятельности учреждений осуществляется по общему правилу его учредителем (собственником) (п. 1 ст. 105 ГК, п. 1 ст. Для государственных учреждений до недавнего времени ответственность по договорным обязательствам было ограничена пределами утвержденной сметы на содержание государственного учреждения в соответствии с законодательством, что явилось поводом для обращения в Конституционный совет, который признал, что ограничение ответственности государственных учреждений размером утвержденной им сметы противоречит положению ст. 6 Конституции РК о равной защите государственной и частной собственности, поскольку этим будут ущемлены права и законные интересы не государственных учреждений, а их договорных и иных контрагентов. Создание односторонних преимуществ в полном возмещении убытков или ограничении в этом хозяйствующих субъектов какой-либо формы собственности недопустимо. Принцип равной правовой защиты собственности заключается не только в одинаковых процессуальных возможностях отстаивать каждому из собственников свои интересы в суде, но и в одинаковой мере имущественной ответственности хозяйствующих субъектов друг перед другом посвоим договорным обязательствам независимо от правового режима собственности, в котором они находятся. Указанное довольно существенное отличие права оперативного управления государственных и частных учреждений, которое содержалось в ранее действующем ГК, подверглось обоснованной критике, что способствовало исключению соответствующего положения из ГК. Права землепользования и недропользования Ст. 195 лишь упоминает право землепользования в качестве вещного права, само же определение этого права получило развитие в других нормативных правовых актах. Согласно подп. 30 ч. 1 ст. 12 Земельного кодекса право землепользования определено в качестве права лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное землепользование) на возмездной и (или) безвозмездной основе. Принципиально важными положениями является прямое указание закона о том, что, во-первых, право землепользования является вещным правом, и, во-вторых, к праву землепользования применяются нормы о праве собственности постольку, поскольку оно не противоречит Земельному кодексу или природе вещного права (ст. 28 Земельного кодекса). П. 1. ст. 29 Земельного кодекса подразделяет право землепользования на следующие разновидности: 1) постоянное и временное, 2) отчуждаемое и неотчуждаемое, 3) приобретаемое возмездно или безвозмездно. Наиболее принципиальные отличия Земельный кодекс содержит относительно постоянного и временного права землепользования. К числу наиболее принципиальных различий постоянного и временного землепользования можно отнести: 1) различие по субъектам. Право постоянного землепользования может принадлежать только государственным землепользователям (ст.ст. 2) различия по срокам существования указанных субъективных прав. 3) различие по содержанию прав постоянного и временного землепользования. Если применительно к праву временного землепользования Закон не содержит каких-либо специальных правил о его осуществлении, то относительно реализации права постоянного землепользования Представляется, что, несмотря на указанные различия, и то, и другое субъективное право являются правом на чужую вещь. Фактически право постоянного землепользования имеет личный характер, не может быть передано другому лицу на основе гражданско-правовых сделок и, следовательно, представляет для гражданского права наименьший интерес. Тоже самое можно сказать и о праве временного безвозмездного землепользования (ст. 36 Земельного кодекса). Отличительными особенностями указанных прав на земельный участок является только два обстоятельства: 1) срок. Для первого - бессрочный характер, для второго - до 5 лет (общее правило, более длительный срок - как исключение); 2) круг субъектов. В первом случае, как уже было отмечено, только государственные землепользователи, во втором - граждане и юридические лица РК. С учетом отмеченных обстоятельств наибольшее значение для гражданского права имеет право временного возмездного землепользования. В действующем Земельном кодексе законодатель рассматривает в качестве тождественных категорий два термина: «право землепользования» и «аренда». Основные особенности права землепользования как вещного права можно свести к следующим моментам: 1) это вещное право, имеющее целью использование чужой земли. 2) предусмотрены возможности передачи его другим лицам. Земельный кодекс говорит о возможности а) перехода права землепользования в порядке универсального правопреемства (наследование и реорганизация юридического лица землепользователя — ст. 40 Земельного 3) устанавливается принцип возмездности землепользования. Это Земельным кодексом особо определено содержание права землепользования (ст. 64 Земельного кодекса). Общее правило, раскрывающее содержание право землепользования, можно сформулировать как При раскрытии содержания права землепользования большое значение имеет ст. 42 Земельного кодекса, посвященная пределам прав на земельный участок. В п. 2 данной статьи содержится правило, относящееся к сущности норм о содержании права землепользования и права собственности на земельный участок: правообладатели осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом и законодательными актами. Так, например, землепользователям предоставлено правомочие по распоряжению имеющимся правом на земельный участок. Правомочие пользования включает возможность использования в установленном порядке общераспространенных полезных ископаемых, торфа, лесных угодий и водных объектов, эксплуатацию других полезных свойств земли, включая возможность возведения жилых, производственных и иных строений и сооружений. Нужно отметить, что эти сооружения по общему правилу принадлежат землепользователям на праве собственности. Это же касается посевов и посадок сельскохозяйственных культур и насаждений, сельскохозяйственной продукции и доходов от ее реализации, возведенных на земельном участке строений и сооружений. Право недропользования представляет собой право владения и пользования недрами в пределах контрактной территории, предоставленное недропользователю в соответствии с установленным порядком (пп. 38 ст. 1 Закона «О недрах и недропользовании»). Право недропользования отличается от весьма близкого по конструкции права землепользования. Эти отличия преимущественно проявляются в особенностях, связанных с объектом и содержанием соответствующего права: 1) объект права недропользования. В качестве объекта права недропользования выступает участок недр. Последний представляет собой геометризированную часть недр, выделяемую в замкнутых границах для предоставления в недропользование (пп. 51 ст. 1 Закона «О недрах и недропользовании»). При этом полезные ископаемые, которые извлечены на поверхность, принадлежат недропользователю, полностью или частично, на праве собственности (ст. 5 Закона «О недрах и недропользовании»); 2) целевой характер права недропользования. Оно предоставляется для осуществления следующих операций: 1) государственное геологическое изучение недр; 2) разведка; 3) добыча; 4) совмещенная разведка и добыча; 5) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей (п. 1 ст. 10 Закона «О недрах и недропользовании»). Следует отметить практически полное совпадение видов недропользования, которые определены в п. 2 ст. 10 Закона «О недрах и недропользовании», и соответственно, разновидностей права землепользования: право недропользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, возмездным или безвозмездным; 1) особые основания возникновения. Для возникновения права 2) отсутствие ограничений на принадлежность права недропользования иностранным лицам, как это имеет место для права землепользования. Важно также отметить то, что право недропользования само выступает объектом оборота и может быть передано в залог, а также другому лицу по договору или же в порядке правопреемства (ст. 14-16 Закона «О недрах и недропользовании»). Сервитут Сервитутом называется право пользования чужой вещью, которое устанавливается либо в пользу определенного лица, либо для получения выгоды от эксплуатации чужого земельного участка. Наиболее развернутую регламентацию в законодательстве получил последний вид сервитута, именуемый земельным. Земельный сервитут определен в качестве права ограниченного целевого пользования чужим земельным участком, в том числе для прохода, проезда, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций, охотничьего хозяйства и иных нужд (п. 36 ст. 12 Земельного кодекса). Земельный сервитут возникает: 2) 1) непосредственно из нормативного правового акта; на основе договора заинтересованного лица с собственником или 3) на основе акта местного исполнительного органа; 4) на основании решения суда; 5) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 2 Земельный кодекс содержит правило о том, что если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основе акта местного исполнительного органа, он может быть обжалован в судебном порядке заинтересованным в установлении сервитута лицом, собственником или землепользователем (п. 4 ст. 67 Земельного кодекса). В подобных ситуациях собственник или землепользователь наряду с указанным правилом может применить положения ст. 267 ГК и обратиться с иском в суд о признании соответствующего акта недействительным. Земельный кодекс ввел легальное понятие «публичных сервитутов», которые могут быть установлены на основании нормативных правовых актов местных исполнительных органов в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства и местного населения, без изъятия земельных участков для следующих целей: 1) прохода или проезда через земельный участок к объектам общего пользования, кладбищам, погребениям и иным культовым объектам; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 4) забора воды и водопоя; 5) прогона скота через земельный участок; 6) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке; 7) временного использования земельного участка в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; 8) свободного доступа к прибрежной полосе; 9) использования земельного участка для проведения культурно-массовых мероприятий по решению государственных органов; 10) в иных случаях, связанных с общественными и государственными интересами (п. 4 ст. 69 Земельного кодекса). При этом собственник или землепользователь земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе требовать от органа государственной власти, установившего публичный сервитут, соразмерную плату, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти, установившим публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (п. 7 ст. 69 Земельного кодекса). Государственной регистрации подлежат возникновение, изменение и прекращение сервитута, кроме сервитутов, установленных в законодательных актах (ст. 75 Земельного кодекса). В качестве оснований прекращения сервитута законодатель называет следующие: отказ правообладателя; длительного неиспользования (3 года); истечение срока, на который он был установлен; на основании соглашения между сторонами; на основании решения суда и по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами (ст. 74 Земельного кодекса). Кроме указанных способов сервитут может быть прекращен и по правилам о некоторых способах прекращения права собственности. Например, в случае добровольного отказа от права ограниченного пользования соседним участком со стороны лица, по требованию которого был установлен сервитут (ст. 250 ГК); совпадение субъектов сервитутных отношений в одном лице (например, лицо, требующее установления сервитута, становится собственником земельного участка, обремененного сервитутом, и, наоборот); приобретение и прекращение сервитута по давности (ст. 240 ГК) и др. Согласно п. 1 ст. 73 Земельного кодекса сервитут сохраняется в случае перехода права собственности на земельный участок или права землепользования земельным участком, обремененным сервитутом, к другому лицу. Данное правило имеет универсальное значение и распространяется на любые случаи перехода обремененного земельного участка к любому другому лицу (например, реквизиции и изъятия земельного участка для государственных нужд (ст.ст. 253 и 255 ГК) и др.). Содержание сервитутного права заключается в совершении определенных действий (проход, проезд, прокладка трубопровода, линий связи, скотопрогонных трасс, проведение изыскательских работ и т.п.). Сервитуты также существуют в жилищных отношениях. Например, право пожизненного проживания в жилище, принадлежащем другому на праве собственности. Такое право может возникнуть на основании завещания, в котором наследодатель, оставляя жилище наследнику, предоставляет право постоянного проживания в этом жилище, скажем, брату или матери наследника. Сервитуты как субъективные вещные гражданские права еще должным образом не получили своего развития в гражданском законодательстве. С вовлечением в оборот все новых вещей, их закреплением за лицами на праве собственности или посредством вещных прав пользования чужой вещью, практическая потребность в урегулировании возникающих проблем будет очевидной, возникнет необходимость разработки полноценного гражданско-правового института - сервитутного права. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |