Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ 14. ИНЫЕ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА




Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Рассматриваемые два субъективных права входят в, так называемую, группу вещных прав на хозяйствование с имуществом собственника. При этом считается, что существование указанных прав предопределяется существованием крупных собственников, таких как государство, кото­рые не в состоянии непосредственно вести хозяйственную деятельность с принадлежащим им имуществом, и вынуждены, поэтому создавать са­мостоятельные хозяйственные организации, с признанием за ними осо­бых прав на переданное им имущество, с сохранением права собствен­ности за их учредителями. Для современного этапа развития гражданского законодательства РК характерна тенденция существенного сокращения числа государствен­ных предприятий. Большая часть из них либо преобразованы в иные формы юридических лиц (АО, ТОО), либо проданы в качестве имущественных комплексов в процессе приватизации. Поэтому сфера применения прав хозяйственного ведения и оперативного управления существенно суже­на по сравнению с советским и начальным этапом постсоветского перио­дов развития.

Право хозяйственного ведения предусмотрено только для государства как особого субъекта имущественных отношений. Это субъективное право закреплено в соответствующих нормах ГК, а также Законе «О государ­ственном имуществе».

Право хозяйственного ведения является вещным правом государствен­ного предприятия, получившим имущество от государства как собствен­ника и осуществляющим в пределах, установленных законодательными актами, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом (ст. 196 ГК, ст. 19 Закона «О государственном имуществе»).

Из данного законодателем определения права хозяйственного веде­ния можно выделить следующие его особенности:

1. Субъектом этого права может быть только государственное пред­
приятие, которое получает определенное имущество от государства как
собственника (ст. 196 ГК).

2. Разграничиваются права государства, как собственника имущества,
выступающего объектом права хозяйственного ведения, и государственного предприятия. Это достигается посредством перечисления круга воп­росов, отнесенных к компетенции собственника имущества, а также ус­тановления определенных видов деятельности, которые субъект права хозяйственного ведения вправе совершать только с согласия собственни­ка (ст. ст. 199 и 200 ГК).

Таким образом, собственни­ком государственного имущества выступает сама Республика Казахстан, которая, определяя в законодательном акте полномочия Правительства, наделяет его правомочиями пользования, владения и распоряжения го­сударственным имуществом; 2) функции собственника осуществляет уполномоченный орган государства. Здесь так же возможны два ва­рианта: а) в структуре Правительства образован специально уполномо­ченный орган государства. Согласно Положению о Комитете государ­ственного имущества и приватизации Министерства финансов РК, утвержденным постановлением Правительства РК от 5 июля 1999 г., таковым является Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК, который осуществляет специальные испол­нительные и контрольно-надзорные функции в области владения, пользо­вания и распоряжения объектами республиканской государственной соб­ственности РК, а также учет и контроль за целевым и эффективным ис­пользованием объектов республиканской и коммунальной собственнос­ти в установленном законодательством порядке; б) определяется уполно­моченный орган непосредственно при создании предприятия. Так, на­пример, согласно п. 2 Постановления Правительства РК от 25 июня 1996 г. «О перечне республиканских государственных предприятий» были оп­ределены министерства, государственные комитеты и иные государствен­ные органы, которые являются органами государственного управления республиканскими предприятиями, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности. Комитет государственного имущества и приватизации является уполномоченным органом государства по общему правилу, а другие государственные орга­ны таковыми признаются только в случаях специально указанных в зако­нодательстве.

Для коммунальных предприятий на праве хозяйственного ведения эта проблема решена не столь определенно. Согласно Закона «О государственном имуществе» функции субъекта права коммуналь­ной собственности по отношению к коммунальным государственным пред­приятиям осуществляет акимат соответствующей административно-тер­риториальной единицы. Органом государственного управления комму­нальными государственными предприятиями является акимат соответству­ющей административно-территориальной единицы либо уполномоченный акимом исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета. В Казахстане существует многоуровневая структура местных исполни­тельных органов государственной власти (областной, районный и при­равненные к ним исполнительные органы), и вопросы осуществления ими права коммунальной собственности решаются различным образом. Наи­более типичной является такая схема: областной акимат передает соот­ветствующие полномочия районному (городу областного значения) акимату, который впоследствии осуществляет соответствующие функции по управлению коммунальной собственностью.

3. Содержание права хозяйственного ведения максимально прибли­жено к содержанию права собственности за исключениями, установлен­ными ГК и другими законодательными актами (ст. 201 ГК).

Общее правило осуществления права хозяйственного ведения со­стоит в том, что государственное предприятие на праве хозяйственно­го ведения может осуществлять в отношении переданного имущества любые действия, за исключением прямо запрещенных законодатель­ством. Отсюда важное значение для содержания права хозяйственного ведения приобретают нормы о пределах его осуществления, которые преимущественно вытекают из содержания ст.ст. 199 и 200 ГК, а также ст.ст. 18 и 25 Закона «О государственном имуществе». Можно сформу­лировать следующие общие правила об ограничениях (переделах) права хозяйственного ведения: 1) пределы определены исходя из назначения предприятий, основанных на этом праве. Подобные предприятия могут функционировать только в определенных сферах общественного произ­водства, требующих особого административного регулирования. Напри­мер, разработка, производство, ремонт и реализация вооружения и бо­еприпасов к нему, медикаментов, осуществление хозяйственной деятель­ности в сферах, отнесенных к государственной монополии и другие. Как можно заметить, хозяйственная деятельность предприятий, как особых субъектов права, на праве хозяйственного ведения касается вещей, отно­симых к имуществу, ограниченному в гражданском обороте. Причем указанные ограничения исходят из общественных (публичных) интересов вопросов, как правило, в сфере безопасности, чем и обусловлено особое регу­лирование этих отношений со стороны государства; 2) законодатель­ством ограничивается распоряжение имуществом, которое было переда­но предприятию на праве хозяйственного ведения. Указанное ограниче­ние осуществляется либо необходимостью получения согласия уполно­моченного государственного органа на распоряжение имуществом, переданным предприятию на праве хозяйственного ведения, либо аб­солютным запретом, который исключает распоряжение определенным имуществом в принципе (например, вещи, относимые к основным средствам, - здания, сооружения и т.п.).

4. Между предприятием и его учредителем (государством) складыва­ются специфические юридические отношения, которые имеют админист­ративный, а не гражданско-правовой характер.

Указанные отношения основываются на принципе субординации, власти и подчинения государственного предприятия решениям уполно­моченного государственного органа (например, путем установления го­сударственного заказа - ст. 13 Закона «О государственном имуществе»). Они не вписываются в рамки обычных отношений собственника и обладателя вещного права на чужую вещь.

В соответствии с правилом ст. 265 ГК эти лица имеют право на защи­ту его владения также против собственника, с помощью виндикационного, негаторного, а также иска о признании права собственности или ино­го вещного права. Фактически для предприятия на праве хозяйственного ведения, как впрочем и казенного предприятия, установлен особый по­рядок по обжалованию предприятием незаконных действий государствен­ных органов (ст. 15 Закона «О государственном имуществе»), согласно которому предприятие вправе в установленном порядке обжаловать в суд незаконные действия государственных органов, включая действия уполномоченного органа, связанные с изъятием прибыли предприятия, перераспределением имущества, размещением заказов государства, ус­тановлением цены на товары (работы, услуги), производимые предприя­тием, а также другие действия, которыми нарушаются права предприя­тия. Таким образом, при защите прав государственного предприятия применяются не правила ст. 265 ГК, а правила ст. 267 ГК о недействи­тельности актов органов власти, управления и должностных лиц, нару­шающих права собственника и другие вещные права.

5. Самостоятельная ответственность предприятия на праве хозяйствен­ного ведения (ст. 30 Закона «О государственном имуществе»). По общему правилу, предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Государство не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев банкротства, кото­рое было вызвано действиями учредителя (уполномоченного органа) или органа государственного управления. В этих случаях государство отве­чает по обязательствам предприятия при недостаточности средств после­днего для удовлетворения требований кредиторов.

Ст. 202 ГК понятие права оперативного управления определено сле­дующим образом:

Право оперативного управления является вещным правом учрежде­ния, государственного учреждения, финансируемого за счет средств соб­ственника, и казенного предприятия, получивших имущество от собствен­ника и осуществляющих в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собствен­ника и назначением имущества, права владения, пользования и распоря­жения этим имуществом.

Выделяются три особенности права оперативного управления, кото­рые отличают его от права хозяйственного ведения:

1) казенное предприятие и учреждение постоянно финансируются соб­ственником. Предприятие на праве хозяйственного ведения существует
за счет доходов, получаемых от хозяйственной деятельности;

2) казенное предприятие и учреждение распоряжаются своими сред­ствами по смете. Предприятие на праве хозяйственного ведения само­стоятельно определяет направления использование своей прибыли;

3) казенное предприятие и учреждение обязаны руководствоваться
заданиями собственника. Для предприятия на праве хозяйственного ве­дения, такие задания, по общему правилу, не являются обязательными,
если иное не вытекает из законодательства или его уставной правоспо­собности.

Субъект права оперативного управления более ограничен в осуще­ствлении своего субъективного права, чем субъект права хозяйственно­го ведения, а собственнику имущества по этой юридической конструк­ции предоставлены более широкие права относительно объектов права оперативного управления. Так, собственник имущества, находящегося в оперативном управ­лении, в соответствии с законодательными актами: 1) решает вопросы создания учреждения, государственного учреждения или казенного предприятия, определения предмета и целей его деятельности, обла­дает правом определять юридическую судьбу учреждения, государ­ственного учреждения или казенного предприятия, содержание его деятельности; 2) осуществляет контроль за эффективностью исполь­зования и сохранностью учреждением, государственным учреждени­ем или казенным предприятием переданного собственником имуще­ства (ст. 204 ГК); 3) имеет право изъять и перераспределить имуще­ство, переданного в оперативное управление между другими создан­ными им юридическими лицами по своему усмотрению, если иное не установлено законодательными актами (ст. 205 ГК).

Субъектами права оперативного управления являются не только го­сударственные (казенные) предприятия, но и учреждения, финансируе­мые за счет средств собственника (ст. 202 ГК).

Гражданское законодательство следующим образом определяет субъек­тный состав права оперативного управления: 1) казенные предприятия (глава 3 Закона «О государственном имуществе»), 2) государственные учреждения (ст. 9 Закона «О некоммерческих организациях», 3) частное учреждение (ст. 10 Закона «О некоммерческих организациях»).

Право оперативного управления имеет целевой характер, который зависит от выполняемых его субъектами (учреждением или казенным предприятием) определенных функций. Преимущественно это касается вопросов ограничений по распоряжению имуществом, составляющим объект права оперативного управления (ст. 206 ГК), которые подробней будут рассмотрены ниже.

Субсидиарная ответственность, по общему правилу, собственника по обязательствам созданных им учреждений или казенных предприятий (ч.ч. 2-7 п. 1 ст. 44, ст. 207 ГК).

Глава 3 Закона «О государственном имуществе» позволяет выде­лить следующие особенности права оперативного управления казен­ного предприятия. К их числу следует отнести:

1) казенное предприятие не вправе приобретать на основании догово­ров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки имущество, относя­щееся к основным средствам, без письменного согласия органа государ­ственного управления (п. 2 ст. 35 Закона «О государственном имуществе»). Здесь очевидно ограничение не только на распоряжение имуществом, выступающим объектом права оперативного управления казен­ного предприятия, но и ограничения по приобретению основных средств;

2) казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им
продукцию (ч. 2 ст. 38 Закона «О государственном имуществе»);

3) финансирование деятельности казенного предприятия осуществля­ется за счет собственного дохода по смете с выделением государственно­
го заказа, утверждаемой органом государственного управления. При этом
доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат пе­речислению в соответствующий бюджет (ст. 41 Закона «О государствен­ном имуществе»). Ранее существовало правило о том, что в случае
недостаточности у предприятия собственных доходов для покрытия его
расходов недостающие средства выделяются из соответствующего бюд­жета.

4) особенности ответственности казенного предприятия и его собствен­ника. По общему правилу, казенное предприятие отвечает по своим обя­зательствам находящимися в его распоряжении деньгами, а обращение
взыскания на остальное имущество казенного предприятия не допуска­ется, за исключением случаев ликвидации этого предприятия. При не­
достаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответствен­ность по его обязательствам несет РК или административно-территори­альная единица. По договорным обязательствам казенного предприятия
РК или административно-территориальная единица несет субсидиарную
ответственность только в рамках выполнения государственного заказа.
При этом по обязательствам Государственного центра по выплате пенсий
ответственность несет Правительство Республики Казахстан в полном
объеме (п.п. 1-5 ст. 44 Закона «О государственном имуществе»),

В свою очередь право оперативного управления государственно­го и частного учреждений, обладает следующими отличиями от права оперативного управления казенного предприятия:

1) учреждения, по общему правилу, не вправе самостоятельно от­чуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними иму­ществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных
ему по смете (п. 1 ст. 206 ГК);

2) учреждения создаются для осуществления управленческих, со­циально-культурных или иных функций некоммерческого характера
(ст.ст. 8-10 Закона «О некоммерческих организациях»);

финансирование деятельности учреждений осуществляется по об­щему правилу его учредителем (собственником) (п. 1 ст. 105 ГК, п. 1 ст.
8 Закона «О некоммерческих организациях»). 4) Ответственность учреждений ограничивается только находящими­ся в их распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности к субсидиарной ответственности привлекается собственник-учредитель.

Для государственных учреждений до недавнего времени ответствен­ность по договорным обязательствам было ограничена пределами утвер­жденной сметы на содержание государственного учреждения в соответ­ствии с законодательством, что явилось поводом для обращения в Кон­ституционный совет, который признал, что ограничение ответственности государственных учреждений размером утвержденной им сметы проти­воречит положению ст. 6 Конституции РК о равной защите государствен­ной и частной собственности, поскольку этим будут ущемлены права и законные интересы не государственных учреждений, а их договорных и иных контрагентов. Создание односторонних преимуществ в полном возмещении убытков или ограничении в этом хозяйствующих субъектов какой-либо формы собственности недопустимо. Принцип равной право­вой защиты собственности заключается не только в одинаковых процес­суальных возможностях отстаивать каждому из собственников свои ин­тересы в суде, но и в одинаковой мере имущественной ответственности хозяйствующих субъектов друг перед другом посвоим договорным обя­зательствам независимо от правового режима собственности, в котором они находятся. Указанное довольно существенное отличие права опера­тивного управления государственных и частных учреждений, которое содержалось в ранее действующем ГК, подверглось обоснованной кри­тике, что способствовало исключению соответствующего положения из ГК.

Права землепользования и недропользования

Ст. 195 лишь упоминает право землепользования в качестве вещного права, само же определение этого права получило развитие в других нормативных правовых актах.

Согласно подп. 30 ч. 1 ст. 12 Земельного кодекса право землепользо­вания определено в качестве права лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессроч­но (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное землепользование) на возмездной и (или) безвозмездной основе.

Принципиально важными положениями является прямое указание закона о том, что, во-первых, право землепользования является вещным правом, и, во-вторых, к праву землепользования применяются нормы о праве собственности постольку, поскольку оно не противоречит Земель­ному кодексу или природе вещного права (ст. 28 Земельного кодекса).

П. 1. ст. 29 Земельного кодекса подразделяет право землеполь­зования на следующие разновидности: 1) постоянное и времен­ное, 2) отчуждаемое и неотчуждаемое, 3) приобретаемое возмездно или безвозмездно.

Наиболее принципиальные отличия Земельный кодекс содержит от­носительно постоянного и временного права землепользования. К числу наиболее принципиальных различий постоянного и временного земле­пользования можно отнести:

1) различие по субъектам. Право постоянного землепользования мо­жет принадлежать только государственным землепользователям (ст.ст.
34, 39 Земельного кодекса). Соответственно, право временного земле­пользования может принадлежать любому лицу (ст. 35 Земельного ко­декса).

2) различия по срокам существования указанных субъективных прав.
Если в отношении права землепользования, которое именуется постоян­ным, срок не указан (ст. 34 Земельного кодекса), то в отношении права
временного пользования земельным участком такой срок установлен.
Согласно п. 2 ст. 35 Земельного кодекса он может быть до 5 лет
(краткосрочное право временного землепользования) и от 5 до 49 лет
(право долгосрочного землепользования);

3) различие по содержанию прав постоянного и временного землепользования. Если применительно к праву временного землепользова­ния Закон не содержит каких-либо специальных правил о его осуществ­лении, то относительно реализации права постоянного землепользования
такие правила имеются (ст. 39 Земельного кодекса).

Представляется, что, несмотря на указанные различия, и то, и другое субъективное право являются правом на чужую вещь. Фактически пра­во постоянного землепользования имеет личный характер, не может быть передано другому лицу на основе гражданско-правовых сделок и, следовательно, представляет для гражданского права наименьший интерес. Тоже самое можно сказать и о праве временного безвозмездного зем­лепользования (ст. 36 Земельного кодекса). Отличительными особеннос­тями указанных прав на земельный участок является только два обстоя­тельства: 1) срок. Для первого - бессрочный характер, для второго - до 5 лет (общее правило, более длительный срок - как исключение); 2) круг субъектов. В первом случае, как уже было отмечено, только государствен­ные землепользователи, во втором - граждане и юридические лица РК.

С учетом отмеченных обстоятельств наибольшее значение для граж­данского права имеет право временного возмездного землепользова­ния.

В действующем Земельном кодексе законодатель рассматривает в качестве тождественных категорий два термина: «право землепользова­ния» и «аренда». Основные особенности права землепользования как вещного права можно свести к следующим моментам:

1) это вещное право, имеющее целью использование чужой земли.
Важно отметить, что хозяйственное использование земли имеет целевой
характер, т.е. зависит от категории земельного участка (раздел 3 Земель­ного кодекса);

2) предусмотрены возможности передачи его другим лицам. Зе­мельный кодекс говорит о возможности а) перехода права землепользо­вания в порядке универсального правопреемства (наследование и реор­ганизация юридического лица землепользователя — ст. 40 Земельного
кодекса), б) передаче по договору другому лицу. Причем это возможно
как посредством распоряжения самим правом землепользования, так и
посредством передачи принадлежащего земельного участка другому лицу
на праве вторичного землепользования (ст. 33 Земельного кодекса);

3) устанавливается принцип возмездности землепользования. Это
положение Земельного кодекса следует признать в качестве общего пра­вила, которое знает определенные исключения (например, п.п. 2-3, 7 ст.
9 Земельного кодекса);

Земельным кодексом особо определено содержание права земле­пользования (ст. 64 Земельного кодекса). Общее правило, раскрываю­щее содержание право землепользования, можно сформулировать как
совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения, осуществляемых в строго определенных целях, указанных при предоставлении земельных участков. Следует отметить, что законодатель, при формулировании правил о содержании права землепользования использовал описательный прием, т.е. указал круг возможных действий, которые могут совершать управомоченные лица (подп. 1-6 п. 1 ст. 64 Земельного кодекса).

При раскрытии содержания права землепользования большое значе­ние имеет ст. 42 Земельного кодекса, посвященная пределам прав на зе­мельный участок. В п. 2 данной статьи содержится правило, относящееся к сущности норм о содержании права землепользования и права соб­ственности на земельный участок: правообладатели осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом и законодательными актами.

Так, например, землепользователям предоставлено правомочие по распоряжению имеющимся правом на земельный участок. Правомочие пользования включает возможность использования в установленном порядке общераспространенных полезных ископаемых, торфа, лесных угодий и водных объектов, эксплуатацию других полезных свойств земли, включая возможность возведения жилых, производственных и иных строений и сооружений. Нужно отметить, что эти сооружения по общему правилу принадлежат землепользователям на праве собственности. Это же касается посевов и посадок сельскохозяйственных культур и насажде­ний, сельскохозяйственной продукции и доходов от ее реализации, воз­веденных на земельном участке строений и сооружений.

Право недропользования представляет собой право владения и пользования недрами в пределах контрактной территории, предоставленное недропользователю в соответствии с установленным порядком (пп. 38 ст. 1 Закона «О недрах и недропользовании»).

Право недропользования отличается от весьма близкого по конструк­ции права землепользования. Эти отличия преимущественно проявляют­ся в особенностях, связанных с объектом и содержанием соответствую­щего права:

1) объект права недропользования. В качестве объекта права недропользования выступает участок недр. Последний представляет собой геометризированную часть недр, выделяемую в замкнутых границах для предоставления в недропользование (пп. 51 ст. 1 Закона «О недрах и недропользовании»). При этом полезные ископаемые, которые извлече­ны на поверхность, принадлежат недропользователю, полностью или частично, на праве собственности (ст. 5 Закона «О недрах и недропользовании»);

2) целевой характер права недропользования. Оно предоставляется для осуществления следующих операций: 1) государственное геологическое изучение недр; 2) разведка; 3) добыча; 4) совмещенная разведка и добыча; 5) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей (п. 1 ст. 10 Закона «О недрах и недропользовании»).

Следует отметить практически полное совпадение видов недропользования, которые определены в п. 2 ст. 10 Закона «О недрах и недро­пользовании», и соответственно, разновидностей права землепользова­ния: право недропользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, возмездным или безвозмездным;

1) особые основания возникновения. Для возникновения права
недропользования требуется заключение контракта (ст. 13 Закона «О не­драх и недропользовании»);

2) отсутствие ограничений на принадлежность права недропользования иностранным лицам, как это имеет место для права землепользования.

Важно также отметить то, что право недропользования само выступа­ет объектом оборота и может быть передано в залог, а также другому лицу по договору или же в порядке правопреемства (ст. 14-16 Закона «О недрах и недропользовании»).

Сервитут

Сервитутом называется право пользования чужой вещью, которое устанавливается либо в пользу определенного лица, либо для получения выгоды от эксплуатации чужого земельного участка. Наиболее развернутую регламентацию в законодательстве получил последний вид серви­тута, именуемый земельным.

Земельный сервитут определен в качестве права ограниченного целевого пользования чужим земельным участком, в том числе для прохода, проезда, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций, охот­ничьего хозяйства и иных нужд (п. 36 ст. 12 Земельного кодекса).

Земельный сервитут возникает:

2) 1) непосредственно из нормативного правового акта; на основе договора заинтересованного лица с собственником или
землепользователем;

3) на основе акта местного исполнительного органа;

4) на основании решения суда;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 2
ст. 67 Земельного кодекса).

Земельный кодекс содержит правило о том, что если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основе акта местного исполнительного органа, он может быть обжалован в судебном порядке заинтересованным в установлении сервитута лицом, собствен­ником или землепользователем (п. 4 ст. 67 Земельного кодекса). В по­добных ситуациях собственник или землепользователь наряду с указанным правилом может применить положения ст. 267 ГК и обратиться с иском в суд о признании соответствующего акта недействительным.

Земельный кодекс ввел легальное понятие «публичных сервитутов», которые могут быть установлены на основании нормативных правовых актов местных исполнительных органов в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства и местного населения, без изъятия земельных участков для следующих целей: 1) прохода или про­езда через земельный участок к объектам общего пользования, кладби­щам, погребениям и иным культовым объектам; 2) использования зе­мельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, элект­рических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфра­структуры; 3) размещения на земельном участке межевых и геодезичес­ких знаков и подъездов к ним; 4) забора воды и водопоя; 5) прогона скота через земельный участок; 6) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замк­нутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке; 7) временного использования земельного участка в целях проведения изыскательских, исследовательских и дру­гих работ; 8) свободного доступа к прибрежной полосе; 9) использова­ния земельного участка для проведения культурно-массовых мероприя­тий по решению государственных органов; 10) в иных случаях, связан­ных с общественными и государственными интересами (п. 4 ст. 69 Зе­мельного кодекса). При этом собственник или землепользователь земель­ного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе требовать от органа государственной власти, установившего публичный сервитут, соразмерную плату, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности исполь­зования земельного участка, собственник земельного участка или зем­лепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государствен­ной власти, установившим публичный сервитут, убытков или предостав­ления равноценного земельного участка с возмещением убытков (п. 7 ст. 69 Земельного кодекса).

Государственной регистрации подлежат возникновение, изменение и прекращение сервитута, кроме сервитутов, установленных в законода­тельных актах (ст. 75 Земельного кодекса).

В качестве оснований прекращения сервитута законодатель назы­вает следующие: отказ правообладателя; длительного неиспользования (3 года); истечение срока, на который он был установлен; на основании соглашения между сторонами; на основании решения суда и по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами (ст. 74 Земель­ного кодекса).

Кроме указанных способов сервитут может быть прекращен и по пра­вилам о некоторых способах прекращения права собственности. Напри­мер, в случае добровольного отказа от права ограниченного пользова­ния соседним участком со стороны лица, по требованию которого был установлен сервитут (ст. 250 ГК); совпадение субъектов сервитутных от­ношений в одном лице (например, лицо, требующее установления сер­витута, становится собственником земельного участка, обремененного сервитутом, и, наоборот); приобретение и прекращение сервитута по дав­ности (ст. 240 ГК) и др.

Согласно п. 1 ст. 73 Земельного кодекса сервитут сохраняется в слу­чае перехода права собственности на земельный участок или права зем­лепользования земельным участком, обремененным сервитутом, к дру­гому лицу. Данное правило имеет универсальное значение и распростра­няется на любые случаи перехода обремененного земельного участка к любому другому лицу (например, реквизиции и изъятия земельного участка для государственных нужд (ст.ст. 253 и 255 ГК) и др.).

Содержание сервитутного права заключается в совершении опре­деленных действий (проход, проезд, прокладка трубопровода, линий связи, скотопрогонных трасс, проведение изыскательских работ и т.п.).

Сервитуты также существуют в жилищных отношениях. Например, право пожизненного проживания в жилище, принадлежащем другому на праве собственности. Такое право может возникнуть на основании завещания, в котором наследодатель, оставляя жилище наследнику, пре­доставляет право постоянного проживания в этом жилище, скажем, бра­ту или матери наследника.

Сервитуты как субъективные вещные гражданские права еще долж­ным образом не получили своего развития в гражданском законодатель­стве. С вовлечением в оборот все новых вещей, их закреплением за лицами на праве собственности или посредством вещных прав пользова­ния чужой вещью, практическая потребность в урегулировании возника­ющих проблем будет очевидной, возникнет необходимость разработки полноценного гражданско-правового института - сервитутного права.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...