Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объект 1. Форма «Штатное расписание _Фамилия»




Рисунок 18

Ведите данные в соответствие с заданием отдела кадров.

Рисунок 19

Закройте форму и откройте таблицу «Должности». Убедитесь, что вседанные внесены в таблицу.

Объект 2. Таблица «Должности»

Рисунок 20

Создайте форму для заполнения таблицы «Отделы». Назовите ее«Структура организации Фамилия». Заполните таблицу «Отделы».

Объект 3. Форма «Структура организации _Фамилия»

Рисунок 21

Объект 4. Таблица «Отделы»

Рисунок 22

Создайте форму для заполнения таблицы «Сотрудники». Назовите ее

«Карточка сотрудника».

В процессе создания формы выберите внешний вид формы «В один

столбец».

Объект 5. Форма «Карточка сотрудника»

Рисунок 23

Заполните карточки в соответствие с данными, всего 29 человек.

Недостающие данные придумайте самостоятельно.

Объект 6. Таблица «Сотрудники»

Рисунок 24

Задание 5. Создание запросов

Запрос – это объект построения временных таблиц с отобраннойинформацией. Запросы используются для отбора отдельных полей одной или нескольких связанных таблиц, а также для сортировки и выбора записей по некоторым логическим условиям. Запросы представляются как временно создаваемые таблицы и поэтому могут служить источником данных для форм и отчетов. Запросы используются для создания структуры новой таблицы, исключения повторяющихся данных, создания перекрестных таблиц. Запросы также позволяют сгруппировать, обновить или удалить одновременно несколько

записей, выполнить вычисления итоговых или новых полей.

Создание запросов возможно в режиме конструктора и мастера запросов.

Создадим запрос, который содержит информацию обо всех сотрудниках(фамилии и имена), их отделах, должностях и надбавках.

Мастер запросов можно вызвать с помощью копки «Мастер запросов» навкладке «Создание». В появившемся окне «Новый запрос» выберем «Простой запрос».         

Рисунок 25

Далее из разных таблиц выберем необходимые данные: фамилия, имя,отдел, должность, надбавка.

Рисунок 26

На следующем шаге выбираем тип отчета «подробный», далее имя запроса«Запрос_Все сотрудники».

Объект 7. Запрос «Все сотрудники»

Рисунок 27

Задание 6. Создание отчетов

Для предоставления данных и их распечатки особым образом используетсяобъект Отчет. С помощью этого объекта создать и напечатать отчет, группирующий данные и вычисляющий итоги. Отчет может брать данные из готового запроса или в процессе построения подготовить такой запрос из нескольких таблиц. При этом надо помнить, что смешение полей таблиц и полей запросов при построении отчета недопустимо. Отчет может выглядеть как таблица, но чаще используется представление в виде иерархической структуры.

Создадим отчет, в котором отображается информация о сотрудниках,сгруппированная по отделам. Для вызова мастера отчетов нажмите кнопку «Мастер отчетов» на вкладке «Создание».

Рисунок 26

На первом шаге выберите все поля запроса «Все сотрудники»

Рисунок 27

На следующем шаге выберите вид группировки – по отделам. Добавлятьуровню группировки на следующем шаге не нужно. Затем задайте сортировку по убыванию надбавки.

Рисунок 28

Вид макета для отчета – Ступенчатый. Стиль отчета – по вашемуусмотрению. Название отчета – Отчет_надбавки сотрудников.

Объект 8. Отчет «Надбавки сотрудников»

Рисунок 29

Контрольные вопросы

1. Что такое ключевое поле?

2. Как создать связь между таблицами в MS Access?

3. Зачем используется свойство обеспечение целостности данных?

4. Перечислите основные объекты MS Access?

5. Для чего используются запросы?

6. Для чего используются формы?

7. Для чего используют отчеты?

Литература

1. Карпов В.А. Основы проектирования БД дл информационных систем.

2. ФуллерЛ.У. Microsoft Office Access 2007 для "чайников".

3. Кошелев В.Е. Access 2007: эффективное использование.

 

Рекомендации для мастера производственного обучения.

 Практическое занятие − целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки.                    Практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных дисциплин и играют важную роль в выработке у обучающихся умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом. Кроме того, они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания

обучающихся и выступают как средства оперативной обратной связи.     Цель практических занятий − углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции, в обобщенной форме и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Она должна быть ясна не только педагогу, но и обучающимся.                                                           Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений − профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.                                                                                   Правильно организованные практические занятия ориентированы на решение следующих задач:                                                                                  − обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы теоретических знаний по дисциплине (предмету);                                                                           − формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;                                  − развитие умений наблюдать и объяснять изучаемые явления;              − выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.                                                                         Состав и содержание практических занятий направлено на реализацию требований Государственных образовательных стандартов. Дисциплины, по которым планируются практические занятия и их объемы, определяются учебным планом. Перечень тем практических занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины. План практических занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем.                                                                        При разработке содержания практических занятий учитывается, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.             На практических занятиях учащиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе производственной практики. Методика практического занятия может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности педагога. Между лекцией и практическим занятием планируется самостоятельная работа обучающихся, предполагающая изучение конспекта лекций или другой литературы и подготовку к практическому занятию.                                                                Структура практического занятия включает следующие компоненты: вступление педагога; ответы на вопросыобучающихся по неясному учебному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово педагога. Во вступительной части педагог объявляет тему практического занятия, ставит цели и его задачи, проверяет исходный уровень готовности обучающихся к практическому занятию (выполнение тестов, контрольные вопросы и т.п.).                                                               Вопросы обучающихсяпо неясному учебному материалу могут возникнуть в процессе их подготовки к занятию. Педагог должен ответить на вопросы и дать дополнительные объяснения по проблемам, возникшим у обучающихся, назвать источники информации.                            Одной из важных целей практических занятий является обучение рациональной организации работы обучаемых над теоретическим курсом по учебникам и учебным пособиям. Практическая часть может включать обсуждение рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.                                               Для стимулирования самостоятельного мышления используются различные активные методики обучения: проблемные ситуации, задания «закончить предложение», тесты, интерактивный опрос, деловая игра. Ряд обучающихся может получить задание: подготовить рефераты и выступить с тезисами, а затем мастера производственного обучения. Определяет вопросы для постановки перед группой.                                                         Для эффективной самостоятельной работы важно использовать интерактивные мультимедийные программы, которые приспособлены к различным стилям обучения и индивидуальному темпу усвоения материала. Использование новых технологий в сочетании с традиционными ТСО повышает мотивацию обучающихся, активизирует их потенциальные интеллектуальные возможности.                                                              Состав заданий для практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством учащихся.                                                           Выполняемые задания могут подразделяться на несколько групп:               1) задания на иллюстрацию теоретического материала носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания обучающимися теории;                                                                            2) образцы задач и примеров, разобранных в аудитории. Для самостоятельного выполнения требуется, чтобы обучающийся овладел показанными методами решения;                                                             3) вид заданий, содержащий элементы творчества. Одни из них  требуют от обучающегося преобразований, реконструкций, обобщений. Для их выполнения необходимо привлекать ранее приобретенный опыт, устанавливать внутри предметные и межпредметные связи. Решение других требует дополнительных знаний, которые обучающийся должен приобрести самостоятельно. Третьи предполагают наличие у обучающегося некоторых исследовательских умений;                                                                 4) может применяться выдача индивидуальных или опережающих заданий на различный срок, определяемый мастером производственного обучения, с последующим представлением их для проверки в указанный срок.                                                                                                    На практических занятиях обучающиеся овладевают основными методами и приемами самостоятельного решения задач. При этом рекомендуется с помощью вопросов развивать навыки самостоятельного выполнения задач всеми обучающимися.                                           При проведении практических занятий должное внимание следует уделять развитию и закреплению навыков в выполнении практических задач; выбору рационального метода выполнения задач с помощью стандартного набора средств; задачам прикладного характера, связанным с будущей работой выпускников по специальности.                                                                 Практические занятия должны так быть организованы, чтобы обучающиеся ощущали нарастание сложности выполнения заданий, испытывали бы положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучающиеся должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личный потенциал. Следовательно, при разработке заданий и плана занятий педагог должен учитывать уровень подготовленности и интересы каждого обучающегося группы, выступая в роли консультанта и координатора, не подавляя его самостоятельности и инициативы.                                                                                При проведении практического занятия следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть активным и целенаправленным. Повторение для закрепления 21 знаний следует проводить вариантно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике обучения. В заключительной части педагог должен подвести итоги занятия, отметив положительные и отрицательные стороны, обучающихся достигших высоких результатов в процессе занятия и ориентировать обучающихсяна следующее практическое занятие.    Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.           Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.                                                                    Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.                                                              При планировании практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности. Основными формами контроля знаний на практических занятиях являются: проверка домашнего задания; краткий опрос теории; выполнение контрольных заданий. Мастер производственного обучения. На практических занятиях контролирует знания обучаемых по теоретическому материалу, изложенному на лекциях и результаты самостоятельного выполнения или решения задач, как в часы аудиторных занятий, так и на самоподготовке. Результаты контроля фиксируются мастером производственного обучения в журнале.                                                           Оценки за работу на практических занятиях могут выставляться по балльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся. При проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность − главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний обучающихся. Проверка, контроль и оценка знаний обучающихся, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для мастера производственного обучения и обучающихся.             Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуется:                                                                                     − разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями;                                              − разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью обучающихся к практическим занятиям;                                − подчинение методики проведения практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся; − использование в практике преподавания поисковых практических работ, построенных на проблемной основе;                                            − применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающего за самостоятельное выполнение полного объема работ;    − проведение практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;                                                           − подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на практические занятия.                                         План занятия разрабатывается на основе ранее составленного перспективно- тематического плана. В широком смысле – нужно готовиться не к конкретному занятию, а к системе занятий. Успех дела решает не эпизодическая подготовка к тому или иному занятию, а система работы мастера производственного обучения, которая включает:                           – регулярные занятия по преподаваемой дисциплине;                             – систематическое изучение актуальных вопросов педагогики, психологии, частной методики;                                                                         – углубленное изучение путей тесной связи теории и практики;                 – ознакомление с важнейшими достижениями науки и техники;                  – самовоспитание.                                                                              Мастер производственного обучения.должен выработать для себя систему работы, т.е. комплексное решение любого вопроса, которое осуществляется с учетом современных достижений науки и практики. Опыт передать нельзя. Его нужно изучать. Его невозможно внедрить. Его нужно спроектировать в конкретную педагогическую среду. Он создается в процессе творческого труда.                                                                          Изученный «чужой» опыт можно использовать в качестве «строительного материала» в процессе создания своей системы работы, своего опыта.                                                                                         Процесс разработки конкретного занятия представляет собой создание модели предстоящей учебно-познавательной деятельности обучающихся по овладению профессиональными знаниями и дидактической деятельности мастера производственного обучения по управлению этим сложным процессом. Продумывая конструкцию занятия, мастер производственного обучения, безусловно, ориентируется на свой опыт преподавания, на собственное творческое видение будущего занятия, учитывает собственные педагогические возможности. Однако, такой подход к работе, не всегда приводит к устойчивым положительным результатам, т.к. не учитывается опыт коллег, науки, педагогической практики. Поэтому мастеру производственного обучения необходимо при разработке занятия пользоваться существующими методическими рекомендациями по проведению занятия по дисциплине.                                                    Обязательно нужно учитывать подготовленность обучающихся, наличие и состояние учебной, материальной и методической баз кабинета или лаборатории. Современное занятие состоится только тогда, когда оно заключает в себе элементы науки, передового педагогического опыта, с одной стороны, а с другой - элементы творческой, поисковой деятельности мастера производственного обучения. Хорошее занятие - результат многолетней творческой работы мастера производственного обучения по постоянному совершенствованию его структурных компонентов, содержания, организационных форм и методов развивающего обучения. Процесс подготовки к занятиям можно условно разбить на два этапа: перспективный, включающий подготовку к учебному году, и текущий - подготовка к изучению определенной темы учебной программы и очередному уроку.                                                                 Подготовка мастера производственного обучения к новому учебному году включает подготовку учебного кабинета и разработку планирующей документации. Как правило, учебный кабинет подготавливают к новому учебному году по окончании предыдущего. Перед началом занятий проводят рабочее испытание всех технических средств обучения и контроля для определения их пригодности к эксплуатации, а также для восстановления умений и навыков их эксплуатации. При проведении лабораторно-практических работ важным является привлечение возможно большего числа органов чувств учащихся: слуха, зрения, осязания, обоняния. Многоканальность поступления информации обеспечивает лучшую активность мозга, более прочное запоминание. Необходимо также учитывать, что обучающиеся имеют свои индивидуальные доминирующие каналы восприятия: чаще информация усваивается через орган зрения (визуальный канал), реже у подростков в восприятии доминирует слух (аудиальный канал), у некоторых преобладает кинестетический канал восприятия (через осязание, манипулирование с предметами). Именно поэтому новые термины нужно не только внятно произносить, но и записывать в тетради.                   Не следует забывать о психологической атмосфере лабораторно- практического занятия: необходимости поддержания позитивной психологической атмосферы урока, выбора демократического стиля педагогического взаимодействия.                                                        Для оценки качества практического занятия можно использовать следующие критерии: целенаправленность, планирование, организация практического занятия, обеспеченность практического занятия, стиль его проведения, отношения «мастер производственного обучения-обучающийся», управление группой, активность обучающихся на занятии, замечания педагога.                                                                          В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяются на фронтальные, групповые и индивидуальные.                       При фронтальном обучении мастер производственного обучения управляет учебно- познавательной деятельностью всей группы (подгруппы), работающего над единой задачей. Данную форму можно использовать, когда количество элементов темы в лаборатории достаточно, чтобы оснастить ими каждого. Мастера производственного обучения организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Результативность занятия повышается, если мастеру производственного обучения удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность обучающихся. Однако фронтальная работа не учитывает их индивидуальных различий, она ориентирована на среднего ученика. Поэтому одни учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие изнывают от скуки.    При групповых формах обучения мастер производственного обучения управляет учебно- познавательной деятельностью групп учащихся. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно- групповые.               Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп обучающихся. Кооперировано - групповая форма предполагает деление на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно - групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы 26 объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и одним уровнем сформированности учебных умений и навыков.                                                                                    К групповым формам относят также парную работу обучающихся. Деятельностью учебных групп мастер производственного обучения руководит как непосредственно, так и опосредованно, через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся. Бригадная форма позволяет внедрить принцип всестороннего обучения, когда обучающийся может изучать тему не только по учебнику и словам мастера производственного обучения, а и по опыту других обучающихся, с которыми он работает в бригаде.                                      Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими обучающимися. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всей группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное мастером производственного обучения с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. Если мастер производственного обучения уделяет внимание нескольким обучающимся на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, такую форму обучения называют индивидуально-групповой. Рассмотренные организационные формы обучения являются общими: они применяются как самостоятельные и как элемент лабораторно-практических, семинара и других занятий.                                               Коллективная работа, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:                – класс осознает коллективную ответственность за данное мастером производственного обучения задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку,                                                            – организация выполнения задания осуществляется классом и отдельными группами под руководством мастера производственного обучения,                                                                                                         – действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности,                                                                                          – есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

 

Рекомендации для обучающихся.

Значительную роль в изучении предмета выполняют практические занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой, а также выполнения самостоятельных заданий. Тем самым практические занятия способствуют получению наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы.                                                                     Приступая к подготовке темы практического занятия, необходимо, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом. Затем необходимо изучить соответствующие конспекты лекций, главы учебников и методических пособий, разобрать примеры, ознакомиться с дополнительной литературой (справочниками, энциклопедиями, словарями). Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование дополнительных источников также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Следует готовить все вопросы соответствующего занятия: необходимо уметь давать определения основным понятиям, знать основные положения теории, правила и формулы, предложенные для запоминания к каждой теме.                                                    Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения и проследить их логику. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у обучающего, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе.          Очевидны три структурные части практического занятия: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно само практического занятия (обсуждение вопросов темы в группе, решение задач по теме) и завершающая часть (последующая работа обучающихся по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях, самостоятельное решение задач и выполнение заданий по рассмотренной теме).                                                Не только само практическое занятие, но и предваряющая, и заключающая части его являются необходимыми звеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.                                              Перед очередным практическим занятием целесообразно выполнить все задания, предназначенные для самостоятельного рассмотрения, изучить лекцию, соответствующую теме следующего практического занятия, подготовить ответы на вопросы по теории, разобрать примеры. В процессе подготовки к практическому занятию закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории, «язык» становится богаче. Столкнувшись в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, необходимо найти ответы самостоятельно или зафиксировать свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии.        В начале занятия следует задать мастеру производственного обучения вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении.                                                                                           В ходе практического занятия каждому обучающему надо стараться давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов, доводить каждую задачу до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к мастеру производственного обучения.                                             В ходе практического занятия каждый должен опираться на свои конспекты, сделанные на лекции, собственные выписки из учебников по данной теме. Самое главное на практическом занятии – уметь изложить свои мысли окружающим, поэтому необходимо обратить внимание на полезные советы:                                                                                                    1. Если обучающийся чувствует, что не владеет навыком устного изложения, необходимо составить подробный план материала, который он будет излагать. Но только план, а не подробный ответ, чтобы избежать зачитывания.                                                                                    2. Обучающему необходимо стараться отвечать, придерживаясь пунктов плана.                                                                                        3. При устном ответе не волноваться, так как вокруг друзья, а они очень благожелательны к присутствующим.                                                           4. Следует говорить внятно при ответе, не употреблять слова-паразиты.     5. Полезно изложить свои мысли по тому или иному вопросу дома, в общежитии.    При необходимости следует обращаться за консультацией к мастеру производственного обучения. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. Работа на всех практических занятиях в течение семестра позволяет подготовиться без трудностей и успешно сдать экзамен или зачет.                                      Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия. Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно- теоретического обобщения литературных источников, и помогают обучающимся глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.      Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются мастером производственного обучения на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.                                                                               Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара. Такой подход мастера производственного обучения помогает обучающимся быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.                                                                                          Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать обучающимся страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в 30 изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.                                                                  Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа: организационный; закрепление и углубление теоретических знаний.                        На первом этапе обучающийся планирует свою самостоятельную работу, которая включает:                                                                            - уяснение задания на самостоятельную работу;                                      - подбор рекомендованной литературы;                                                     - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.                                                                       Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.                                                                                              Второй этап включает непосредственную подготовку обучающегося к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы обучающийся должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.                                                                    Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.                В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.                                                                            При необходимости следует обращаться за консультацией к мастеру производственного обучения. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.     В начале занятияобучающиеся под руководством мастера производственного обучения более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.                                                                                  Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы обучающихся. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора.                                       Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у обучающегося, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе.                                                                                    

 Важно развивать у обучающихся умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования уобучающихся. Мастер производственного обучения может рекомендовать обучающимся следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Мастер производственного обучения следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял  собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом обучающийся может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.  Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Мастеру производственного обучения необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях обучающимся, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим обучающимся.                                                                         Значительную роль в изучении предмета выполняют практические занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой, а также выполнения самостоятельных заданий. Тем самым практические занятия способствуют получению наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы.                                                                           Планы практических занятий состоят из отдельных тем, расположенных в соответствии с рабочей программой изучаемой дисциплины. Каждая тема включает следующие элементы:                         - цель проведения занятия;                                                                    - теоретические вопросы, необходимые для усвоения темы;                        - задание (задания могут включать в себя вопросы, на которые в ходе фронтального опроса необходимо дать развернутые ответы, вопросы для подготовки сообщения (доклада) для устного выступления на практическом занятии, задачи по теме для решения в аудитории и для самостоятельного решения и т.д.);                                                                                           - список литературы по теме для подготовки к практическому занятию. Темы докладов могут быть предложены обучающимися в рамках учебной программы курса самостоятельно. При этом формулировка и содержание сообщений должны согласовываться с мастером производственного обучения.                                       

Приступая к подготовке темы практического занятия, необходимо, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и практическим опытом, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых дополнительных источников также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Следует готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, необходимо уметь давать определения основным категориям и понятиям инновационного менеджмента, предложенным для запоминания к каждой теме практических занятий. Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы. Они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у обучающегося, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе.           Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать понятиями и категориями данной дисциплины.                                                                          Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и результат мыслительной деятельности обучающегося. Важно развивать умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.                                                                             Мастер производственного обучения может рекомендовать следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.              Ввиду трудоемкости подготовки к практическому занятию следует продумать алгоритм действий, еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме практического занятия, тщательно продумать свое устное выступление. На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Мастер производственного обучения следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом можно обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д. Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый.                 Очевидны три структурные части практического занятия: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно само практического занятия (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (последующая работа обучающихся по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).                                                                              Не только само практическое занятие, но и предваряющая, и заключающая части его являются необходимыми звеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.                                           Прежде всего, следует уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы практического занятия. И в этом большая роль принадлежит мастеру производственного обучения.                                                               Подготовка к практическому занятию активизирует работу с книгой, требует обращения к литературе, учит рассуждать. В процессе подготовки к практическому занятию закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории, «язык» становится богаче. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, обучающиеся находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии.                              Мастер производственного обучения может предложить подумать над постановкой таких вопросов по теме практического занятия, которые вызовут интерес своей неоднозначностью, противоречивостью, разделят участников практического занятия на оппонирующие группы. А это как раз то, что нужно для дискуссии, для активизации практического занятия, для поиска истины, которая, как известно, рождается в споре. Само собой разумеется, что и в арсенале мастера производственного обучения должны быть заготовлены вопросы для создания проблемных ситуаций, если они не будут созданы выступлениями обучающихся, самой логикой развития практического занятия.                                                                            В процессе подготовки, прорабатывая предложенные вопросы, следует определить для себя один-два из них (можно, конечно и больше), в которых обучающийся чувствует себя наиболее уверенно и в качестве консультанта или оппонента намерен задать тон на практическом занятии.                           На втором этапе практического занятия обучающимися осуществляется весьма объемная работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе практического занятия обучающийся учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотным литературным языком излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. На практическом занятии каждый имеет возможность критически оценить 36 свои знания, сравнить со знаниями и умениями их излагать других обучающихся, сделать выводы о необходимости более углубленной и ответственной работы над обсуждаемыми проблемами.                                       В ходе практического занятия каждый должен опираться на свои конспекты, сделанные на лекции, собственные выписки из учебников, первоисточников, статей, другой философской литературы, на словарь по данной теме. Практическое занятие стимулирует стремление к совершенствованию конспекта, желание сделать его более информативным, качественным. От одного практического занятия к другому, на всех его этапах и их коррекции обучающийся поднимается на более высокую ступеньку собственной зрелости, своего мнения более эффективно работать над проблемами, непосредственно относящимися к его будущей профессии. На практическом занятии и на следующем за ним этапе «включается» психологический фактор мотивация готовности к обучению.    

Ликвидация академической задолженности по практически занятиям    

При возникновении академической задолженности обучающемуследует согласовать с мастером производственного обучения сроки и график отработки занятий. С этой целью мастер производственного обучения может предложить обучающему выполнить внеаудиторную самостоятельную работу.

Критерии оценки результатов выполнения практического задания          

Оценка «отлично» − точное, правильное выполнение задания, поиск решения.    Оценка «хорошо» − правильное выполнение задания, поиск решения, есть небольшие неточности в полученном результате или оформлении.                                                                             Оценка «удовлетворительно» − много неточностей в порядке выполнения задания, ошибки оформления, затруднения по выполнению аналогичных действий.                                                                Оценка «неудовлетворительно» - отсутствие необходимых знаний по изученному материалу, отсутствие представлений о реализуемой технологии, ошибки в процессе выполнения задания.

 

http://disclosure.ggpi.org/sveden/files/Metodicheskie_rekomendacii.pdf

http://www.soltk.ru/college/nmd/met-rek/stppz.pdf

http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/a/ARISTOVAEV/Student/Tab8/Lab6_EconInf_Access_1.pdf

Литература 1. Карпов В.А. Основы проектирования БД дл информационных систем.

2. ФуллерЛ.У. Microsoft Office Access 2004для "чайников".

3. Кошелев В.Е. Access 2015: эффективное использование.

https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00128850_0.html










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...