Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организационно-педагогические аспекты практического обучения.




К выполнению курсовой работы по дисциплине

«Методика профессионального обучения»

Для студентов всех форм обучения

Специальности 050501 Профессиональное обучение (по отраслям)

Ханты-Мансийск, 2018

 

ВВЕДЕНИЕ

Образование - это процесс овладения системой знаний, умений, и навыков, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются ее познавательные способности. (Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко)

Цель обучения мы видим в том, чтобы эти систематизированные знания (представляющие собой определения и наиболее значимые характеристики явлений) были настолько усвоены учащимися, чтобы они могли их воспроизвести; рассказать, объяснить, применить, т. е. показать структуру системы знаний.

В процессе обучения требования к усвоению знаний разного содержания неоднозначны: одна часть может быть усвоена на уровне узнавания, другая - на уровне воспроизведения. Например: обучающимся нет необходимости запоминать многие статистические сведения, справочный материал, но есть знания, которые должны усвоиться прочно и полно, чтобы руководствоваться ими в последующей практической деятельности.

Важный результат обучения - умения - способность осуществлять ту или иную деятельность на основе полученных знаний в изменяющихся условиях (знания служат инструментом при освоении умений).

К.К. Платонов писал «Умение - это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением» («Система психологии и теории отражения»). Умения же, как утверждает психология, формируются и проявляются в деятельности, без деятельности нет умений. Знания же являются информационным обеспечением по отношению к умениям.                                                        В педагогической деятельности умения классифицируют на интеллектуальные и практические. Интеллектуальные представляют собой умения выполнять мыслительные операции - анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать. Эти умения необходимы во всякой творческой деятельности, в том числе и в производственной.               Обучающиеся должны уметь оперировать знаниями: привлекать (извлекать из памяти) необходимую в данный момент информацию, уметь выделить наиболее существенные признаки и свойства явлений и объектов, сравнивать их между собой, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Практические умения направлены на решение конкретных практических задач, они тесно связаны с интеллектуальными умениями. Невозможно решать производственную задачу, составлять производственный план, не умея анализировать и сопоставлять характеристики. В результате обучения обучающийся должен овладеть основами профессии, т.е. совокупностью умений, необходимых для выполнения профессиональных функций. Умения формируются в деятельности, следовательно, необходимо организовать соответствующую деятельность, обязательное условие которой целенаправленная осознанность, опора на имеющиеся знания.

Одним из результатов обучения является приобретение навыков, это действия, которые вследствие многократных повторений становятся автоматическими, выполняются без видимого контроля со стороны сознания, значит, в учебном процессе должны быть условия для такой многократности.

Умения и навыки обучающиеся приобретают и отрабатывают на практических занятиях.

Важная проблема формирования содержания обучения - установление целесообразного соотношения теоретической и практической подготовки по каждой учебной дисциплине.    Соотношение временных объемов теоретических и практических занятий в средних специальных учебных заведениях почти одинаковое - 1:1. К практическому обучению, в данном случае, относят часы, отведенные на практические занятия и лабораторные работы, на учебную, технологическую и преддипломную практику, на курсовое и преддипломное проектирование. Несомненно, объем практических работ больше по дисциплинам, имеющим, так называемый, деятельный характер, направленным на обучение конкретной деятельности (организация и планирование, терапия, хирургия и т. д.).                                     В вузах теоретические занятия явно преобладают над практическими, но не потому, что специалист с высшим образование менее нуждается в профессиональной практической подготовке, а в связи с тем, что силу более высокого уровня образованности, интеллектуального развития, он способен преобразовать теоретические знания в практические и самостоятельно реализовать их в практике. Диапазон задач, решаемых специалистом с высшим образованием, их сложность и новизна, требуют, прежде всего, развития проблемного мышления, способность осознать проблему и найти нестандартное решение. Пользуясь приобретенным широким кругом знаний, он должен уметь самостоятельно отыскивать приобретать необходимую информацию и использовать ее в практической профессиональной деятельности.                                                                            Соотношение между общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовкой в вузах - показатель уровня образования. Общенаучная подготовка в высших учебных заведениях составляет не менее 40%, она не только является базой для общепрофессиональной подготовки, но и обеспечивает высокий уровень эрудиции специалистов, способствует овладению логикой научного мышления, историческим взглядом на развитие науки, техники, общества и человека.                                                  Таким образом, в получении любой профессии практическая подготовка учащихся играет важную роль. То, как будет организованно лабораторно - практическое занятие, какие средства и методы будут использованы мастером профессионального обучения при его проведении, зависит компетентность, профессиональность, конкурентоспособность будущих специалистов.                                                                 Предмет исследования: практическое обучение обущающихся на уроках, применение лабораторно-практических работ.                                  Объект исследования:учебный процесс на занятиях по технологическому практикуму.                                                                           Цель исследования: обоснование содержания лабораторно-практических работ.                                                                Актуальность: на сегодняшний день лабораторно-практические работы все чаще применяются для закрепления пройденного материала, что позволяет повысить качество усвоенных знаний и дает возможность добиться лучшего изучения особенностей выбранной профессии.

Гипотеза: если использовать такие методы обучения каклабораторно-практическая работа, то это поможет обучающимся более полно осмыслить теоретический материал, что способствует наиболее полному освоению будущей профессии.

В соответствии с целью и предметом были намечены следующие задачи исследования:

· проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке и применению лабораторного практикума;

· выявить наиболее значимые условия, способствующие эффективному проведению лабораторно-практических работ по технологии приготовления пищи.

 

 

ГЛАВА 1.

Практическая работа - это своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения обучающихся в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. В содержании практических занятий выделяют систему формирования у обучающихся общих и профессиональных качеств: технических, педагогических и т.п., профессионализма (Репродуктивного освоения специальной деятельности); опыт профессионального творчества в сфере выбранной профессии; систему норм и отношений в коллективе, опыт оценочно-эмоциональной деятельности.                                                                 Практическое занятие охватывает, как правило, наиболее значимые разделы курса, предусматривающие формирование у обучающихся навыков и умений приложения теории к практике, решения профессиональных задач, и состоит из введения, собственно практической части и заключения. Они должны соответствоватьрабочей программе по профессиональному модулю – учебной дисциплины. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях.                    Продолжительность занятия – не менее двух академических часов.      Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности Обучающихся, являются инструктаж, проводимый мастером производственного обучения, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения обучающими запланированными умениям.                                                                                             Подготовка практического занятия включает подбор типовых и нетиповых задач, задания, вопрос, обеспечение учебного процесса методическими материалами, проверку готовности аудитории, технических средств обучения. Перед его началом надо ознакомить обучающихся с целями и задачами занятий, формами отчетности, установить готовность занимающихся к выполнению практически заданий.                                    Сложность практических занятий рекомендуется наращивать постепенно. В решении задач обучающихся нужно предоставить полную самостоятельность, прибегая к помощи только в тех случаях, когда возникают общие для всех аудитории затруднения.                                    При постановке новых задач следует показывать пути, алгоритмы их решения. Вместе с тем, обучающихся нужно учить не только стандартным процедурам, но и поисковой деятельности.                                                         Критериями подготовленности обучающихся к практическим занятиям традиционно считаются следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, умение делать логические построения, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.

Организационно-педагогические аспекты практического обучения.

Практически занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.                                                                         Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:

· цель работы,

· необходимые пояснения,

· оборудование,

· порядок выполнения работы,

· таблицы,

· контрольные вопросы,

· учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично – поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подборными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, он требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.                      Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.                                                          При планировании практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично – поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.                                                                       Формы организации обучающихся на практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

· При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

· При групповой форме организация занятий одна и та же работа выполняется группами 2-5 человек.

· При индивидуальной форме организации занятий каждых обучающий выполняет индивидуальное задание.

Выполнение практически занятий предшествует проверка знаний обучающих, их теоретической готовности к выполнению задания.                Для подготовки и проведения практических работ можно использовать специальные компьютерные программы, позволяющие моделировать или визуализировать какие-либо динамические процессы, которые затруднительно или невозможно воспроизвести в учебной лаборатории или классе. Использование моделирующих программ позволяет целенаправленно создавать те ситуации, которые нужны для выявления уровня конкретных знаний, умений и навыков, быстроты реакции в сложной ситуации, умения найти нестандартное решение.

Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуется:

· разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно конкретным специальностям;

· разработка заданий для автоматизированного тестового контроля подготовленности обучающихсяк практическим занятиям;

· подчинение методики проведения практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками дляобучающихся;

· использование в практике преподавания поисковых практических работ, постоянных на проблемной основе;

· применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;

· проведение практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающих  условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;

· подбор дополнительных задач и заданий для обучающих, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на практические занятия.

· по каждому практическому занятию соответствующей кафедрой должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...