Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники и движущие силы развития общества




1. Потребности, интересы, способности как сущностные силы человечества, их диалектика.

2. Субъекты и движущие силы истории.           

3. Социальные группы и их типология: малые, средние, большие социальные прослойки. Нации. Нация как субъект исторического процесса.

4. Соотношение индивидуального и коллективного вклада в историю. Народ как подвижная сила и субъект истории.

5. Революция и реформа.

Тема 14:

Общественный прогресс: закономерности, тенденции, противоречия

1. Формирование идеи общественного прогресса в истории философской мысли. Соотношение понятий “развитие”, “прогресс”, “регресс”.

2. Сущность и критерии общественного прогресса. Свободное развитие существенных сил человека – важнейший критерий общественного прогресса. Исторические типы общественного прогресса. Единство и разнообразие мировой истории. История как прогресс свободы.

3. Соотношение понятий культуры и цивилизации.

4. Развитие личности и индивидуальности как проблема культуры и цивилизации. Единство и разнообразие в развитии культуры

Тема 15:

Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности

1. Происхождение и сущность глобальных проблем. Характеристика основных глобальных проблем: политических, экологических, демографических и других.

2. Иерархия глобальных проблем. Экологический кризис.

3. Будущее человечества в мире глобальных проблем. Роль социального прогнозирования: экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование: сценарии будущего, экспертные оценки.

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий, углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и семинарских занятиях, выработка навыков самостоятельного поиска дополнительных знаний в процессе подготовки к семинарским занятиям, модулей и является неотъемлемой составляющей процесса изучения учебной дисциплины.

В процессе самостоятельной работы студенты должны завладеть умениями и навыками:

ü организации самостоятельной учебной деятельности;

ü самостоятельной работы в библиотеке с каталогами;

ü работы с учебной, учебно-методической, научной, научно-популярной литературой;

ü конспектирование литературных источников;

ü работы со справочной литературой;

ü проработка статистической информации.

Следует отметить, что успешное усвоение материала практического задания нуждается в обстоятельной теоретической подготовке.

Важным элементом самостоятельной работы студентов является подготовка индивидуальных заданий. Индивидуальные занятия проводятся с целью повышения уровня подготовки и раскрытия творческих способностей студентов.

В частности, самостоятельная работа студентов очной и заочной форм обучения состоит из самостоятельного изучения части программного материала за определенными темами (вопросами) и в установленных объемах часов.

№ з/п Название темы Количество часов
Философия – душа человеческой культуры 4/9
Философия Древнего мира 4/9
Философия средних веков. 4/6
Возрождения и Нового времени 2/8
Философия эпохи Просвещения 4/7
Европейская и отечественная философия ХIX века  
Современная философия 4/9
Проблемы онтологии. 2/8
Диалектика  
Проблемы антропологии 4/10
Проблемы гносеологии. 2/8
Проблемы социальной философии. 4/10
Источники и движущие силы развития общества  
   
ИТОГО 36/90

 

Темы рефератОв

  1. Исторические типы мировоззрения.
  2. Основной вопрос философии.
  3. Характеристика основных типов философствования.
  4. Философия как наука. Предмет философии.
  5. .Рационализм и иррационализм.
  6. Диалектика и метафизика.
  7. Основные этапы и особенности исторического развития философии.
  8. Восточный и западный типы философствования.
  9. Основные этапы и своеобразие отечественной философии.
  10. Китайская философия.
  11. Индийская философия.
  12. Философия Демокрита.
  13. Философия Платона.
  14. Античная натурфилософия.
  15. Философия софистов и Сократа.
  16. Философская система Аристотеля.
  17. Античный скептицизм.
  18. Эпикуреизм.
  19. Неоплатонизм.
  20. Особенности философии средних возрастов.
  21. Гносеологические проблемы в средневековой философии.
  22. Номинализм и реализм средневековой философии.
  23. Христианская антропология.
  24. Философия Августина Аврелия.
  25. Философия Фоми Аквинского
  26. Арабская философия.
  27. Гуманисты эпохи Возрождения.
  28. Философия Н.Кузанского.
  29. Первые книжники на Руси.
  30. Особенности философии Нового времени.
  31. Механистическая. научная картина мира.
  32. Философия эпохи просветительского.
  33. Особенности просветительского на Украине.
  34. Французские материалисты ХУШ ст.
  35. Философия Френсиса Бекона.
  36. Философия Рене Декарта.
  37. Философия Г.Сковороди.
  38. Философия Канта.
  39. Философия Гегеля.
  40. Особенности философии марксизма.
  41. Развитие философии в Украине в 19-20 ст.
  42. Философия Ивана Франка.
  43. Философия Николая Бердяева.
  44. Философия Памфила Юркевича.
  45. Философия Ф.Ницше.
  46. Философия А.Шопенгауэра.
  47. Философия 20 ст.: общая характеристика.
  48. Экзистенциализм.
  49. Неопозитивизм.
  50. Фрейдизм.
  51. Феноменология.
  52. Герменевтика.
  53. Основные сферы и противоречия бытия.
  54. Философское учение о материи.
  55. Диалектическая трактовка движения.
  56. Пространство и время: философские интерпретации.
  57. Диалектика как теория развития.
  58. Основные принципы диалектического метода.
  59. Основные законы диалектики.
  60. Категории диалектики.
  61. Диалектический характер процесса познания.
  62. Проблема субъекту и объекту в гносеологии.
  63. Чувственное и рациональное в познании.
  64. Диалектика абсолютной и относительной истины.
  65. Специфика научного познания.
  66. Проблема возникновения человека.
  67. Трактовка сущности и природы человека.
  68. Сущность и возникновение сознания.
  69. Структура сознания.
  70. Основные методологические подходы к анализу общества.
  71. Общество и природа.
  72. Специфика законов общественного развития.
  73. Противоречие как источники развития общества.
  74. Потребности и интересы как источники развития общества.
  75. Личность как субъект истории.
  76. Прогресс как направление развития общества.
  77. Закономерности общественного прогресса.
  78. Теория общественно-экономической формации.
  79. Технократические концепции прогресса.
  80. Культурологические концепции истории.

Индивидуальные контрольные задания:

Модуль 1

Самостоятельная работа № 1

Тема «Древняя философия»

Задание 1 Губарь о.М. Учебное пособие Ч 1, стр. 39-51 (вариант на выбор)

 

Самостоятельная работа № 2

Тема «Средневековая философия»

Задание 1 Губарь о.М. Учебное пособие Ч 1, стр. 64-71 (12 вариантов)

 

Самостоятельная работа № 3

Тема «Философия Просвещения»

Задание 1 Губарь о.М. Учебное пособие Ч 1, стр. 130-1368 ( вариант 3 - 8)

 

Самостоятельная работа № 4

Тема «Философия Х1х века»

Задание 1 Губарь о.М. Учебное пособие Ч 1, стр. 155-159 (14 вариантов)

Модуль 2

Самостоятельная работа № 5

Тема «Онтология»

Задание 1 Губарь о.М. Учебное пособие Ч П, стр. 13-18 (свой вариант)

 

Самостоятельная работа № 7

Тема «Гносеология»

Задание 1 Губарь о.М. Учебное пособие Ч П, стр. 47-53 (свой вариант)

 

Самостоятельная работа № 9

Тема «Общество как система»

Задание 1 Губарь о.М. Учебное пособие Ч П, стр. 92-99 (свой вариант)

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература

Основная:

1.Батурин, В. К. Философия науки: учебное пособие / В. К. Батурин. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2012.

2.Бордак, С. Н. Курс лекций по теории философии: учебно–методическое пособие / С. Н. Бордак. –Гомель:ГомГМУ,2013.

3. Вальяно, М. В. История и философия науки: учебное пособие / М. В. Вальяно. – Москва: Альфа–М:Инфра–М,2012. 

4. Горелов, А.А. Философия: конспект лекций: учебное пособие / А. А. Горелов. – Москва: КноРус, 2013. –

5. Грядовой, Д. И. Философия: учебное пособие / Д. И. Грядовой. – Москва: Щит–М, 2013.

6. Губарь О.М. Философия. Учебное пособие  -. Макеевка, 2013 – 356 с.

7.Губин,В.Д.Философия:учебник/В.Д.Губин.–Москва:Проспект,2013.

8. Дебольский, Н. Г. Философия будущего: соображения о ее начале, предмете, методе и системе /Н.Г.Дебольский.–Москва:URSS:Либроком,2012. 9. Ерина, Е. Б. Основы философии: учебное пособие / Е. Б. Ерина.– Москва: Инфра–М,2012

10. Жуков, В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму: монография/В.Н.Жуков.–Москва:Юрлитинформ,2013.

11. Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В.А.Канке.–Москва:Логос,2014. http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3364

12. Канке, В. А. Основы философии: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014.

13. Классическая философия в современной культуре: монография / В. И. Коротких. – Москва: Инфра–М, 2014.

14. Философия: учебник / А. В. Апполонов и др. – Москва: Проспект: Издательство Московского университета, 2015.

15. Философия: практикум / И. Н. Сидоренко, В. А. Ксенофонтов. – Минск: ВА РБ, 2014.

16. Философия и методология науки: хрестоматия: учебное пособие / составители: П. А. Водопьянов, П. М. Бурак. – Минск: Беларускаянавука, 2014.http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3364

 

Дополнительная

1. Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1989.

2. Андрющенко в.П., Михальченко м.И. Современная социальная философия – К., 1996.

3. Асмус в.Ф. Античная философия – М.; 1976 – с. 24-27, 30-57, 184-210, 234-257, 273-287, 423-451, 451-481, 508-509.т.2-м, 1991 с. 74-104, 291-326.

4. Ахундов м.Д. Концепции пространства и времени: истоки эволюция, перспективы – М., 1982.

5. Бердяев н.А. Вечность и время // На переломе – М., 1996 – с. 18-36

6. Бердяев Н. Смысл истории. - М., 1990.

7. Блецкан м.И., Логойде в.М. Философия, онтология, гносеология, диалектика: Курс лекций – Ужгород, 1999.

8. Боннар А. Греческая цивилизация. Т.3. - М., 1991 – с. 104-155, 360-390.

9. Боэций. Утешение философией. - М., 1990.

10. Бичко и.В. Философия истории. – К., 1997.

11. Гальчинский а.С. Противоречия реформ в контексте цивилизационного процесса – К., 2001.

12. Гегель Г. Наука логики – Спб., 1997.

13. Гегель г.В. Философия истории. – Спб, 1997.

14. Горский в.С. История украинской философии. Курс лекций – К., 1996.

15. Григорьян б.Т. Человек, его положение и призвание в современном мире – М., 1988.

16. Губман б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. – М., 1991.

17. Гумилев л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.1990

18. Гуссерль Э. Идея феноменологии // Фауст и Заратустра – М., 2001- с. 160- 206.

19. Декарт Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Сочинения в 2-т – М., 1989 – т.1.

20. Дюркгейм Э. Социология. - М., 1995.

21. Зиновьев А. Глобальное сверхобщество и Россия - Минск-Москва, 2000.

22. Златоструй. Древняя Русь Х-ХШ вв. М., 1990.

23. Зотов а.Р., Мельвиль ю.К. Буржуазная философия середины Х1х начала ХХ века – М., 1988 – с. 23-27, 221-413, 462-514.

24. История современной зарубежной философии: компаративистский подход – Спб., 1997 – с.9-19.

25. Камю А. Бунтующий человек – М., 1990.

26. Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6 т. – т.3. - М., 1964 - с. 661.

27. Кармин а.С., Бернацкий г.Г. Философия. – Спб., 2001 – с. 194- 275.

28. Колингвуд Р.Дж. Идея истории. – М., 1991.

29. Кондзелка в.В. Философия истории – Львов, 1996.

30. Копнин п.В. Введение в марксистскую гносеологию – К., 1966.

31. Кульчицкий О. Основи философии и философских наук - Львов, 1995 – с. 3-17.

32. Кьеркегор С. Страх и трепет – М., 1993.

33. Лекторский в.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.

34. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Локк Д. Сочинения в 3-т. – М., 1985 – т.1.

35. Лейбниц г.В. О предопределенности // Лейбниц г.В. Сочинения в 4 т. – М., 1982 – т.1.

36. Мартын Г., Шуман К. Западня глобализации – М., 2001.

37. Мир философии: Книга для чтения в 2-х ч. – ч. 1- М., 1991 – с. 10-129..

38. Ортега – и – Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991 – с.243- 289.

39. Ориген. О началах. М., 1995.

40. Осборн Г., Ван Лоон Бы. Восточная философия. - Ростов -на- Дона, 1997.

41. Паско И., Паско Я. Громадянске общество и национальная идея – Донецк – 1999.

42. Платон. Государство // Платон Сочинения в 3 т. - М., 1971. Т.3 (ч.1).

43. Проблема человека в западной философии - М., Мысль 1988

44. Понарина.С. Искушение глобализации. М., 2002.

45. Рассел Б. История западной философии. Т.1.- М., 1993 – с. 7-8.

46. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

47. Сорокин п.А. Социологические теории современности. - М., 1992.

48. Сорокин п.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

49. Спиноза Бы. Этика – Спб, 2001.

50. Тампсон М. Восточная философия – М., 2000.

51. Тойнби Дж. Постижение истории. – М.,1991.

52. Уитроу Дж. Структура и природа времени. - М., 1984.

53. Философия: Навч.посибник / И.Р. Надольний, В.П. Андрущенко, И.В. Бойченко но др. – К., 1999.

54. Флоровский Г. Пути русского богословия. К., 1991 С. 1-8, 30-56.

55.  Франк с.Л. Понятие философии. Взаимоотношение философии и науки. // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. - М.1990 - с. 119-123.

56. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций – М., 2003.

57. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981

58. Чижевский Д. Нариси из истории философии в Украине – К., 1992.

59. Шевченко в.И. Концепция познания в украинской философии. Курс лекций. К., 1993.

60. Шпенглер О. Закат Европы – М., 1993.

61. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994.

62. Эмерлих К. Основы метафизики. К., 1998.

63. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение философии. – М., 1991 – с.70-92.

 

Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Методические указания;

2. Материалы по видам занятий;

3. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий)

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...