Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание учебного материала




Содержательный модуль 1. История философии

 

Тема 1:

Философия – душа человеческой культуры

Культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли. Исторические типы мировоззрения. Философия и наука. Природа философского знания. Философия в системе культуры. Человек как философская проблема и высшая ценность. Приоритет общечеловеческих ценностей и идей гуманизма. Функции философии. Философия и современность.

Тема 2:

Философия Древнего мира

Человек в философии древнего Востока. (Китай, Индия, Средняя Азия, Персия). Античная философия: Досократики. Диалектика как диалог. Учение о бытии, о человеке в философии Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. Человек и мир в постклассической античной философии. Значение Античного наследства при переходе от космоцентризма к антропоцентризму.

Тема 3:

Средневековая философия. Философия Киевской Руси

Философия средневековья, ее религиозная направленность. Учение Августина Аврелия. Идея Бога. Природа и человек как творение Бога. Душа и тело. Разум и воля. Философия Фомы Аквинского. Проблема разума и веры, сущности и существования. Спор о происхождении общих понятий. Средневековая философия мусульманского Востока.

Дохристианский источник народной философии восточных славян. Влияние Византии на философско-религиозное мировззрение Киевской Руси. Философские идеи Мономаха, Иллариона, Ф. Печерского, Даниила Заточника, К. Туровского.

 

Тема 4:

Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Философия Возрождения. Антропоцентризм философии Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Натурфилософия возрождения (Н.Кузанский, Д.Бруно, М.Коперник, Г.Галилей).

Становление буржуазного общества. Зарождение новой науки.Научная революція17 ст. (И.Ньютон). Проблема метода познания в философии (Ф.Бекон, Р.Декарт). Эмпиризм и рационализм. Механистическая научная картина мира.

 

Тема 5:

Философия Просвещения

Проблема человека в философии Просвещения (Вольтер, Руссо). Разработка и распространение идеологии просвещения деятелями Киево-могилянской академии. Философские взгляды М. Ломоносова, П. Чаадаева, Ф.Прокоповича. Аристотиливска богословская схоластика. Философские взгляды Г.Сковороди.

Тема 6:

Европейская и отечественная философия ХIХ века

Классическая немецкая философия. Философские взгляды Канта. Наука и мораль. Философская концепция Гегеля. Идеалистическая диалектика. Антропологический материализм. Л.Фейербах.

Марксизм как переход от традиционного к нетрадиционному типу философствования. Толкование функций философии и ее места в обществе. Деятельностный подход к анализу философских проблем. Развитие теории отражения, диалектики. К.Маркс и проблема отчуждения. Материалистическое толкование исторического процесса. Анализ научной революции на рубеже веков. Неомарксизм.

Онтологические представления отечественых мыслителей 19 – нач 20-го ст.. Социологические взгляды отечественных философов 19 – 20-го ст..

 

Тема 7

Современная философия.

Характерные черты общественной жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры 20-го века, их отображение в философии. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии 19 – началу 20-го веков. Критика классической философии Ф.Ницше. Направления в философии, которые связаны с защитой и обновлением классических традиций в философии (неотомизм, неокантианство, неогегелианство).

Отношение к разуму и науке в философии 20-го ст.. проблема иррационального. Идея несознательного в психоанализе З.Фрейда. Становление новой картины мира в философии 20-го ст.. Идея творческой эволюции А.Бергсона. Культ научно-технического разума в 20-ом веке. Позитивизм и неопозитивизм, прагматизм. Эволюция религиозной философии в 20-ом веке. Неотомизм. Новая постановка проблемы человека в философии ХХ века. Экзистенциализм, персонализм. Философская антропология.

 

Содержательный модуль 2.

Основные философские проблемы

Тема 8:

Проблемы онтологии

Мировоззренческая и научная картина мира. Мир как совокупная реальность, единство природы и человека. Основные формы бытия. Бытие человека в мире природы и общества. Проблема субстанции и материи. Основные уровни организации живой и неживой материи. Классификация форм движения материи. Пространство, время, движение, их связь.

 

Тема 9:

Диалектика как теория развития и метод познания

Учение о развитии и общей связи явлений. Диалектика. Метафизика, эклектика, софистика – альтернативы диалектики. Диалектика количественных и качественных изменений. Единство и борьба противоположностей. Диалектическое противоречие – необходимо условие процесса развития. Основные категории диалектики.

Тема 10:

Проблемы антропологии

           Сущность и природа человека. Диалектика человека, основные противоречия человека. Основные подходы к изучению человека: природоцентризм, космоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм.

       Гипотезы происхождения человека: эволюционизм, креационизм

       Проблема жизни и смерти, смерти и бессмертия, смысла жизни.

Тема 11:

Проблемы гносеологии

Теория познания и ее предмет. Проблема взаимодействия объекта и субъекта познания. Возможность познания: оптимизм, скептицизм, агностицизм. Познание как отображение объективной реальности. Единство и разнообразие видов знания. Структура и основные закономерности процесса познания. Практика – основа и цель познания. Проблема истины. Абсолютная и относительная истины. Догматизм и релятивизм. Уровни познания. Основные методы научного познания.

 

Содержательный модуль 3.

Социальнаяе философия

 

Тема 12:

Социальная философия: основные методологические проблемы.

Проблема субъекта и объекта познания общественной жизни. Диалектика субъекта и объекта. Проблема постижения объективно – истинного знания в познании явлений общественной жизни.

Понятие общества. Общество и природа. Единство и различие законов общества и природы. Общество как система, основные элементы системы общества. Механизмы изменения социальных систем. Социальные формации и цивилизации.

 

 

Тема 13:

Источники и движущие силы развития общества

Потребности, интересы, способности как сущностные силы человечества, их диалектика. Развитие общества как естественно-исторический процесс накапливания творческого потенциала человечества – база исторического процесса. Субъекты и движущие силы истории.       Социальные группы и их типология: малые, средние, большие социальные прослойки. Нации. Нация как субъект исторического процесса. Взаимодействие социальных групп как источник общественных изменений. Соотношение индивидуального и коллективного вклада в историю. Народ как подвижная сила и субъект истории. Революция и реформа.

Тема 14:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 436.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...