Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эссенциализм и перенниализм — учения идеалистические в том смысле, что они ориентированы на идеал, он для них единственная реальная основа всех объектов в этом мире.




Образование для идеалиста — внутренний духовный рост, развитие природы ученика в направлении совершенствования «Я»,роста само­сознания и самоуправления. Цель образования состоит в содействии растущему человеку в полном раскрытии его уникального природного потенциала Оно должно поднимать учеников к пределам их способ­ностей и обращать к основам существования — туда, где они будут вынуждены задать решающие вопросы относительно самой глубокой сущности реальности.

За исключением таких крайних направлений, как эссенциализм или перенниализм, в широком течении идеализма нет духа автори­тарности.Ученики рассматриваются как существа, способные к раз­витию, совершенствованию, проявлению инициативы, стремящиеся уподобить себя далекому идеалу. Проявления инициативы не только поощряются, но считаются совершенно необходимыми для реального роста и развития. Поэтому для идеалистов учение есть не столько формирование человека внешними стимулами, сколько активный от­клик индивида на эти стимулы. Знания образованного человека при­званы в основном дать ему ощущение родства с бесконечным уни­версумом, но, тем не менее, они достаточно конкретны, чтобы его работа в этом мире могла доставлять удовольствие ему и приносить пользу другим.

Главным в преподавании считается прежде всего предоставление учителем должного примера для подражания, примера активной, зрелой, творчески живущей личности.

Либерализм. Ценности развития и роста

Сохранение традиционных ценнос­тей, культурных достижений — задача настолько бесспорная, что многие современные направления мысли в области образования не считают необходимым ее специально подчеркивать. Конечно, они не отрицают значимости этой задачи, но на первый план для них вы­двигаются ценности, которые были осознаны сравнительно недавно. Если консерваторы рассматривают более пристально работу учителя, его высокий долг и повседневные служебные обязанности, то либе­ралы подчеркивают первостепенную важность деятельности учения, работы самого учащегося, они пытаются выявить основные факторы, способствующие развитию личности в образовании.

Экспериментализм

В поисках ценностей, которые должны руко­водить опытом, эксперименталисты обращаются к самому опыту. Они отдают себе отчет в том, что и деятельность может быть бесцельной, и даже опыт — не образовательным, и дело школы так организовать работу учеников, чтобы заменить случайную деятельность ведущей к ясному знанию и плодотворному пониманию.

Эксперименталисты отнюдь не считают, что каждый человек дол­жен самостоятельно открыть или изобрести собственные новые цен­ности. Они не отвергают устоявшийся материал культуры, ценности, выработанные людьми в прошлом, именно с них следует начинать, к ним можно и нужно всегда обращаться. Но единственный способ плодотворно с ними взаимодействовать — привлекать для решения собственных проблем, использовать для удовлетворения личного ин­тереса.

Если консервативное направление подчеркивает роль образования как хранителя культуры, тосоциальный реконструктивизм видит в нем культурного архитектора. Указывая на высокий темп изменений в технологическом обществе, реконструктивисты пытаются показать, каким образом этими изменениями можно ответственно управлять при помощи системы образования.

Экзистенциализм

В системе ценностей экзистенциализма главное место занимают свобода и ответственность. Для экзистенциалиста человек всегда находится в становлении, всегда отвечает за то, что он с собою сделал, его свобода и ответственность за себя не имеют границ. Человек — не объект управления, а сознательный субъект, выбирающий, в частности, свое отношение к себе и миру. Выбор для экзистенциалиста — главный аспект человеческой жизни.

Поскольку для представителей этого направления результатом об­разования является самостоятельная человеческая личность, они мало заинтересованы в простой передаче учащимся каких-то сведений, пусть даже о реальности, истине и добре. Их больше интересует, ка­кую роль данные знания или представления играют в конкретном ин­дивидуальном существовании. Экзистенциалисты признают возмож­ность объективного знания, но не видят смысла в его распростране­нии как такового, вне значимости этого знания для человека.

Знание в самом полном и проникновенном смысле этого слова существует для них лишь как нечто, возникающее из человеческих переживаний. Образование — процесс развития свободных, самоактуализирующихся личностей, поэтому организация образовательного процесса не создает необходимости ни в принуждении, ни в предпи­саниях, учащиеся сами выбирают и созидают свою природу. Подлинно человечное образование, считают экзистенциалисты, должно про­буждать в ученике осознание себя полноправным субъектом и стиму­лировать процесс индивидуального выбора.

В рамках экзистенциалистского представления о мире образование начинается не с изучения природы, а с постижения человеческой сущ­ности, не с освоения отчужденного знания, но с раскрытия нравст­венного «Я». Хотя процесс организованного образования обычно осу­ществляется не в одиночку, а в группах, это вовсе не мешает экзис­тенциалистам видеть в учащихся отдельные личности и рассматривать группы лишь как среду, в которой проходит свой уникальный путь каждая отдельная личность.

Дети пришли в этот мир, обладая полной свободой строить себя, они рассматриваются как активные и сознательные существа, кото­рых невозможно, безнравственно приводить в соответствие с неким априорным знанием о том, какими они должны стать. Долг учителя состоит в такой организации учебного процесса, чтобы каждый уче­ник мог ощутить три основные ценности жизни: я — существо вы­бирающее, и мне не избежать выбора собственного пути по жизни; я — человек свободный, абсолютно свободный в определении целей моей собственной жизни; я — человек, несущий личную ответствен­ность за каждый совершаемый мною акт выбора.

Все это может прои­зойти лишь в атмосфере свободы, следовательно, в образовательных учреждениях не должно быть иерархии власти, доминирования педа­гогов над учащимися, внешних стандартов успеха, а стало быть, нет надобности в тестах и оценках. В центре учебного процесса — само­определение ученика.

Экзистенциалисты считают, что современные школы с их озабо­ченностью дисциплиной и применением всякого рода наказаний раз­рушают спонтанность, любознательность и творческие способности учащихся, препятствуя тем самым развитию личности. Для них педа­гог — лишь один из источников самоуправляемого роста ученика Учитель создает среду, позволяющую каждому ученику принимать осознанные решения относительно собственной свободы. То, что изу­чается, должно иметь какой-то смысл в жизни ученика; ученик дол­жен не просто принять определенные знания и ценности, но прожить, пережить их.

С точки зрения педагогов-экзистенциалистов, школы обязаны признавать, что все творческие работы учеников обладают высокой степенью оригинальности, отмечены печатью индивидуальности. Для такого образования очень важен личный опыт ученика в музыке, танце, драме, живописи, пластических искусствах, литературе. Одна­ко и в этой области опыт должен соответствовать видению самого ученика, а не мастера. Качество созданного здесь менее важно, чем сам факт создания учеником чего-то такого, что он сам интерпрети­рует как выражение своего личного опыта. В некотором смысле каж­дый человек сам творит свою личную историю. «Главной ценностью образования является возможность завоевания внутренней духовной свободы отдельным человеком» (Жак Маритен).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 406.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...