![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философская аксиология образования
Консерватизм. Ценности консерватизма в образовании Культурный консерватизм (от лат. «conservatio» — сохраняю) — вероятно, самая древняя идеология образования. Идеи, лежащие в основе этого направления, по структуре довольно просты: образование есть передача культурных достижений, составляющих ткань цивилизации; долг учителя — сохранять и передавать достойные традиции прошлого. Уважение к традициям, стремление к ревностной их охране свойственно, в частности, всем религиям. Очень мощно представлено это умонастроение в любом гражданском обществе, существующем достаточно долгое время, чтобы пройти через различные острые кризисы. Консерваторы твердо и неуклонно противостоят всякого рода революционерам, готовым смести с дороги надежно устоявшееся прошлое и заменить его некими абстрактными, не вполне ясными идеалами. Появление альтернативных образовательных систем стимулировало сторонников старой традиции осознать свои важнейшие ценности. Речь вовсе не идет о каких-то темных силах, обскурантах от образования: просто консерваторы вполне определенно полагают, что не дело школы возглавлять преобразовательные движения; по их глубокому убеждению, школа должна отстаивать ясные, определенные и, главное, стабильные ценности. Цель образования, как полагают консерваторы, в приспособлении не к жизни, а к нормам, непреходящим стандартам, вечным истинам. Это происходит в процессе изучения вполне традиционных дисциплин: литературы, истории, предметов естественно-научного цикла. Дисциплину в широком смысле этого слова они глубоко почитают, понимая под ней не жесткое принуждение, не бессмысленную приверженность рутине, но упорядоченность мышления, поиски цели и связности жизни. Общее образование, считают они, с необходимостью традиционно, оно направлено на сохранение цивилизации. Это великая, святая по сути задача — сохранять и распространять совокупность известных истин, сохранять связь и суть человеческого существования, которая называется культурой. Классический реализм Одно из консервативных течений в философии образования называется классическим реализмом. Центральным принципом этого направления является то, что формы, идеи вещей имеют наиболее важное значение для их познания. Чтобы понять какой-то объект, надо постичь его форму. Классический реализм убежден, что формы— не плод воображения и не продукт культуры, они не изобретены познающими субъектами, а существуют объективно, т.е. буквально содержатся в самих объектах. Классический реалист начинает размышления об образовании с вопроса: какие способности являются общими для всего человечества? И отвечает: способностями приобретать знания, использовать их и наслаждаться ими обладает каждый человек, они составляют часть человеческой природы. Поэтому общее образование должно быть направлено на формирование привычек приобретения знаний, использования их и наслаждения ими. При всем разнообразии дарований и интересов учеников у всех у них должны быть сформированы именно эти привычки. «Образование — искусство передачи истины» (Джон Уайлд). Эссенциализм Одно из крайних консервативных течений, называемое эссенциализмом (от лат. «essentia» — сущность), упорно отстаивает необходимость сохранения и передачи идей, представлений и видов практики, которые характеризовали культуру в прошлом. Нынешняя культура, как полагают приверженцы этого направления, слишком далеко отошла от верной дороги. Чтобы человечество могло снова обрести веру в себя, необходимо сначала вернуться на эту дорогу, а потом уже надежно и стабильно двигаться вперед. Эссенциализм решительно восстает против концепций, ставящих во главу угла учение путем проб и ошибок, гибкость преподавания, активную самостоятельную деятельность учащихся; он, хотя и признает некоторую ценность всего этого, считает гораздо более необходимыми для образования упорядоченность и глубокое содержание, последовательность и дисциплину. К этому направлению принадлежат очень разные люди, верующие и неверующие, материалисты и идеалисты, но роднит их всех глубоко прочувствованное благоговение перед культурой прошлого. Эссенциалисты возводят свою генеалогию к Платону и Аристотелю, числят в своих предшественниках многих мыслителей Возрождения и Нового времени. В их представление о реальности входит концепция мира, который управляется нерушимым порядком, властвующим над человеком и через человека. Человек как микрокосм универсума (космоса, вселенной) «знает» универсум в той мере, в какой его мозг способен это отразить, т.е. воспроизвести содержание этого знания как некоего приближения к объективно существующему. Ценности человека суть ценности универсума, они укоренены в объективном источнике и выводятся из него. Майкл Полани: «Я попытался связать наши творческие устремления с биологической эволюцией, результатом которой мы являемся. Возникновение разума в космосе вдохновляет, но до этого продуктами эволюции были в основном растения и животные, которые вполне удовлетворялись своим кратким существованием. Людям нужна цель, простирающаяся в вечность». Ричард Питере так выразил эссенциалистское представление об образовании: «Основополагающей идеей образования, несомненно, является то, что дети должны повторять в своем развитии в краткой форме развитие предков. Они должны быть посвящены в традиции, в которых неявно заложены фундаментальные принципы мышления.» Перенниализм Близкими по своим устремлениям к эссенциалистам являются перенниалисты (от лат. «perennia» — вечность). Они считают, что важнейшие представления античной и средневековой культуры так же применимы в наше время, как это было в XIII веке или V веке до н.э. Принципы философии аксиоматичны, они расположены вне времени и пространства, стоят над историей и над всеми отдельными культурами и именно поэтому могут служить надежными направляющими развития личности — в сущности, единственно надежными. Реакция перенниалистов на кризис XX века заключается в призыве восстанавливать вечные ценности. Главными авторитетами для этого направления являются Платон, Аристотель и Фома Аквинский. Если наша больная культура хочет выздороветь, считают они, именно этих великих докторов следует призвать на помощь, только с их помощью можно разработать программу излечения от хаоса. Здесь также выступают вместе религиозные и светские мыслители: Фома Аквинский, правда, считал земную жизнь человека лишь подготовкой к небесной, однако он не отворачивался от проблем этого мира, признавал важность каждодневного труда и творчества. По образовательным ценностям перенниалисты близки эссенциалистам: они верят в универсальность форм реальности и в то, что посредством познания мы ухватываем ее основные смыслы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 338. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |