![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Философское понимание категорий цель и ценность Ценности и цели Важно прояснить сходство и различие в употреблении понятий ценности и цели — эти две категории часто упоминаются вместе. Цель(от греч. «телос» — результат, завершение) — осознанное предвосхищение результата деятельности. В самом общем виде цель можно определить (вслед за Аристотелем) как «то, ради чего». Высокая значимость — ценность — какого-то объекта в глазах данного человека может побудить его стремиться к обладанию им, т.е. поставить перед собой такую цель. Таким образом, ценность как переживаемое отношение и цель как предвосхищенный результат деятельности могут замыкаться на одних и тех же объектах, но располагаются в различных плоскостях рассмотрения. Ценности имеют приоритетное значение. Человек может ставить себе цели и порой делает это, но по отношению к ценностям личности его цели занимают подчиненное положение, как в свою очередь средства по отношению к целям. Личность скорее ощущает свои ценности, нежели сознает свои цели. В процессе развития она вырабатывает ценности, нормы и идеалы, которые и определяют ее путь. (Некоторые философские школы вообще отвергают категорию цели. В частности, прагматизм не считает человеческое поведение целенаправленным. Экзистенциализм отрицает не вообще цель и не целеполагание как таковое, он отрицает объективную обусловленность цели человеческого поведения в этом абсурдном мире и отдает целеполагание самому субъекту.) Некоторые насущные ценности подменятся предствлением о норме. Идеал же представляет собой некоторую конструкцию из горячо желаемых ценностей, вероятность осуществления которых невелика. Ценности принадлежат не одному только сознанию, но всей целостности личности, в них много бессознательного. Обычно они только смутно ощущаются. При развитом самосознании ценности, вообще говоря, могут быть выражены явно, но весьма приблизительно. В понятии цели, напротив, существен аспект осознанности: человек может задавать цели себе самому, другим людям или искусственным устройствам; приписывать их реальным людям, сообществам, природным или даже вымышленным объектам. В вероятностной среде, богатой случайностями, цели могут изменяться в процессе взаимодействия личности с ее окружением, ибо они (в норме) постоянно поверяются ценностями. При всем многообразии ценностей образовательной сферы их можно условно разделить на две основные группы: ценности сохранения существующего порядка вещей и ценности его преобразования. В любом обществе ценности бывают двух типов: те, что носят воспроизводимый характер (материальная и духовная культура, общественное богатство, добываемое в труде и т.д.) и невоспроизводимые (различные природные явления, полезные ископаемые, земля и т.д.). Возможность обладания невоспроизводимыми ценностями, право распоряжаться ими, управление, власть - все это ставит в неравное отношение к возможностям образования разные социальные, возрастные, национальные группы. (социальное неравенство и образование – проблема всегда была). Воспроизводство социально значимых ценностей в масштабе всего общества осуществляется посредством выделения образования в самостоятельный социальный институт. Разная оценка значимости той или иной деятельности закрепляется, таким образом, с помощью образовательного института. Различные социальные катаклизмы, так же, как и эволюционное развитие общества неизбежно видоизменяет институт образования. Благодаря своевременности и эффективности его преобразования общество может развиваться. Большое значение имеет смена ориентации образования, которая связана с тем, что другие ценности, а именно требования практической жизни, выступают на первый план. Особенно ярко такую смену ориентации образования можно проследить на примере становления профессионального образования. Именно с системой профессионализмов, включенных в образовательный институт, в настоящее время связана ценностная нагрузка понятия «образованный человек», сохраняющаяся и поныне. Ценностная регуляция функционирования и развития системы образования как социального института. Система образования в любом обществе подвержена историческому изменению. Среди многих факторов этого изменения (смена социальной, экономической, политической структуры, смена характера труда, научно-технический прогресс и т.д.) есть фактор смены ценностей в общественном сознании. Распространение новых ценностей влияет на направление развития образования. Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений жизни общества. Образование есть прежде всего социальный институт с функцией воспроизводства поведения и сознания людей, иначе говоря, культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Ценностью культуры считается любой предельный смысл поступка, выбора, оценки индивида или общества, если этот смысл является воспроизводящимся образцом. Ценность в широком смысле является родовым понятием по отношению к таким предельным образцам сознания, как принцип, идеал, конечная цель, сакральный символ и др. В пространстве культуры ценности имеют статус смысловых или логических сущностей. В общественной жизни ценности могут выступать в форме потребностей, интересов, мотивов, установок, позиций социальных слоев, групп, классов и отдельных индивидов. Даже такие древние и распространенные ценности, как ценность человеческой жизни (принцип «не убий») имеют в каждой культуре свое время происхождения и исторически меняющийся статус, смысл, место среди других ценностей. В деятельности социальных институтов носителями ценностей являются: сознание людей, поведенческие стереотипы и разного рода регулятивные тексты (моральные, религиозные, правовые, инструктивные и т.д.). Кроме того, ценности воплощены в предметах культуры. 3. Образование как ценность: Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная;образование как ценность общественная;образование как ценность личностная. Системность же в подходе, в свою очередь, предполагает целостность самого понятия "ценность"применительно к образованию. Категория "ценность образования" имеет системную, интегративную сущность. Она проявляется в единствегосударственной, общественной и личностной составляющих категории "ценность образования". Только гармониявсех трех указанных аксиологических блоков создает необходимые предпосылки для перехода от фактически внешней по отношению к сфере образования, преимущественно социокультурной и социально-экономической категории "ценность",к внутренней, собственно образовательной, психолого-педагогической категории "цель". Что такое цель образования? Какой она должна быть? Какой она была в разные периоды развития человека и общества? В истории развития образование происходил постепенный переход от образования как воспитания к образованию как социально-экономической подготовке, от личностно-ориентированнного образования к массовому. Коллективистский принцип возобладал особенно в ХХ в.При всей важности коллективистских начал, предопределяющих государственно-общественную значимость образования, они не отражают главного - личностнойценности образования, индивидуально мотивированного и стимулированногоотношениячеловека к собственному образованию, его уровню и качеству. Тем самым человеческая личность низводилась до уровня примитивного "винтика" государственно-общественного механизма со всеми вытекающими отсюда разрушительными и для человека, и для общества последствиями... Философско-методологическое обоснование целей образования, естественно, должно предшествовать структуризации и собственно методической аранжировке этих целей, их конкретизации. Но именно в процессе конкретизации и диагностированияцелей, оценки возможностей практической реализации выдвигаемых целей можно преодолеть еще далеко не изжитые декларативность и лозунговость целеполагания в образовании, когда вместо глубинных общечеловеческих и специфических (для народа данной страны) образовательных ценностей и целей, выдвигаются абстрактные, трудно технологизируемые призывы типа "формирования гармоничной, всесторонне развитой личности"... Технология целеполагания еще ждет своей междисциплинарной, системной разработки. В ней должны быть синтезированы подходы к обоснованию механизмов включения в собственно образовательную сферу таких материально-духовных, ментальных ориентиров, которые способствовали бы единствузнаний и духовных, нравственных ценностей, придавали бы движению к достижению целей образования равнодействующую целенаправленность при всех естественных различиях индивидуально-личностных траекторий обучения, воспитания и развития человека. В любом случае, однако, личностным ценностям образования должен принадлежать приоритет во всей междисциплинарной процедуре исследований, связанных с философско-методологическим осмыслением проблемы "Образование как ценность",ибо и государственные, и общественные ценности образования не могут лишь дедуктивно распространяться на личностные образовательные ценности, ограничивая их заданными пределами и рамками. Общечеловеческие ценности и общечеловеческие проблемы: социокультурный феномен образования. Философия образования как отрасль философского знания пытается исследовать образование как социокультурный феномен, выявить смысл образования и особенность проявления этого смысла в ту или иную историческую эпохи, определить специфику исторических типов образования, выяснить роль мировоззренческих установок в образовании. Образование как социокультурный феномен – это признание того, что образование может и должно быть рассмотренотолько в контексте общечеловеческой культуры. Смысл образования – трансляция (передача) знаний, опыта и ценностей человеческого сообщества каждому отдельному индивиду в той мере, в какой они необходимы для полноценной и приносящей удовольствие жизни. В каждую историческую эпоху формы передачи этого опыта (методы, технологии), объем и качество знаний, ценностные ориентиры меняются, но смысл образования (во всех имеющихся определениях) в целом остается прежним. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 607. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |