Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Философия Нового времени




План

1. Наукоцентризм и поиск универсального метода в познании.

2. Основные мотивы философии Ф. Бэкона. Учение об идолах в познании.

3. Рационалистическая методология Р. Декарта. Концепция врождённых идей.

4. Сенсуализм Д. Локка и Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

Тема 5. Русская философия XIX века

План

1. Западники и славянофилы. Славянофильское учение о мессианской роли русского народа.

2. Философия всеединства В.В. Соловьёва.

3. «Философия общего дела» Н.Ф. Фёдорова.

4. Проблема смысла жизни, свободы и творчества в философии Н.А. Бердяева.

Тема 6. Западная постклассическая философия XIX–ХХ веков

План

 

1. Кризис классической рациональности и формирование неклассической рациональности в середине XIX века.

2. Плюрализм западной постклассической философии: иррационализм, марксизм, позитивизма, постпозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, герменевтика, антропология, психоанализ, феноменология, структурализм).

Тема 7. Философия постмодернизма

(последняя треть ХХ – начало ХХI в.)

План

Философско-теоретические истоки постмодернистского мировоззрения.

Саморефлексия структуралистского направления как фактор отхода от установок структурализма (М. Фуко).

Исчезновение социального» в теории симулякров Ж. Бодрийара.

Постсовременный» тип реальности в концепции Ф. Джеймисона.

Тема 8. Онтология: философское учение о бытии

План

1. Истоки и смысл онтологической проблематики.

2. Объективное и субъективное бытие. Сознание как особая реальность.

3. Способ существования социальной реальности: деятельностная интерпретация.

 

Тема 9. Сознание, его происхождение, структура, функции

План

 

1. Сознание как основа существования человека.

2. Происхождение сознания. Общественная природа сознания.

3. Индивидуальное и общественное сознание.

4. Функции сознания.

Тема 10. Эпистемология: философское учение о познании

План

1. Познание как предмет философского познания.

2. Знание и информация. Знание и вера. Воображение и творчество.

3. Философская концепция истины.

Тема 11. Философия науки и техники

План

1. Наука как система знаний, форма познавательной деятельности, социальный институт.

2. Научное и техническое знание.

3. Научно-технический прогресс, его социальные и гуманитарные последствия.

 

Тема 12. Научное познание, его особенности

План

1. Научная рациональность. Научные революции: смена парадигм.

2. Этапы и уровни научного познания. Методы научного мышления.

3. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение.

4. Возникновение и развитие научной картины мира: современное состояние.

 

Тема 13. Аксиология: этические ценности

План

1. Этические ценности как ядро культуры.

Относительное и абсолютное в нравственных ценностях.

2. Проблема этического выбора.

3. Религиозная и светская мораль.

 

Тема 14. Аксиология: эстетические ценности

План

1. Основные категории эстетики.

2. Понятие эстетического идеала и его историческая эволюция.

3. Проблемы эстетического воспитания личности.

Тема 15. Аксиология: морально-нравственные ценности

План

 

1. Основные понятия морали.

2. Место и роль морального мотива в поведении человека.

3. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей.

 

Тема 16. Аксиология: религиозные ценности

План

1. Нравственные концепции основных мировых религий.

2. Религиозные ценности и претензия на абсолютную ценность.

3. Религиозно-ценностная ориентация в жизни человека.

Тема 17. Антропология: философское учение о человеке

План

 

1. Специфика философского рассмотрения человека: природа, сущность и предназначение.

2. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Самоценность человеческой жизни.

Тема 18. Человек как биосоциальное существо

План

1. Природное (биологическое) и общественное (социальное) начала в человеке.

2. Личность, индивид, индивидуальность как характеристики человека.

3. Многообразие смыслов жизни человека.

Тема 19. Философское учение об обществе и его истории

План

1. Сущность и структура общества. Общество как самоорганизующаяся система.

2. Свобода и социальный порядок. Объективная необходимость и сознательная деятельность людей в обществе.

 

Тема 20. Глобальные проблемы современности и будущее человечества

План

1. Глобализм как исторический вызов современности.

2. Становление будущего как реальный исторический процесс.

3. Социальное прогнозирование:философский аспект.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ И ЗАЧЁТУ

Исторический генезис философии. Философия как любовь к мудрости.

Историческая метаморфоза философии и её предмета от истоков до наших дней.

Многообразие духовной жизни общества и их взаимосвязь с философией.

Специфика философского подхода к мировоззренческим проблемам.

Древнеиндийская философия: специфика и основные идеи.

Древнекитайская философия: основные школы и идеи.

Поиск первоначал бытия и познания в ранней античной философии.

Классическая греческая философия: основные школы и философы.

Поиски духовной опоры в самом себе в поздней античной философии.

Теоцентризм средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума.

Антропоцентризм, индивидуализм и эстетизм философии Ренессанса.

Философское обоснование роли опыта в познании. Учение о «призраках познания» (Ф. Бэкон).

Рационалистическая методология Р. Декарта. Теория врождённых идей.

Идеи равенства, свободы и социального прогресса во французской философии XVIII века.

Определение границ познания в философии И. Канта. Понятие «вещь в себе» и «вещь для нас».

Философская система и диалектика Г.В.Ф. Гегеля.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Марксизм как учение о революционном преобразовании общества.

Историческое развитие философской мысли в России.

Современная западная философия: основные идеи постпозитивизма.

Основные идеи философии экзистенциализма.

Интерпретация текстов как объект философской герменевтики.

Бытие как исходная категория философского понимания мира.

Бытие и развитие.

Сознание как особая реальность. Сознание и бессознательное.

Философский смысл вопроса об искусственном интеллекте.

Познание как предмет философского познания.

Философская концепция истины.

Особенности научного познания.

Научные методы эмпирического и теоретического исследования.

Профессиональный долг и моральная ответственность учёного.

Научно-технический прогресс, его социальные и гуманитарные последствия.

Эстетические ценности. Проблема эстетического воспитания личности.

Морально-нравственные ценности. Проблема формирования и обновления морально-нравственных ценностей.

Религиозные ценности и их претензия на абсолютную истинность.

Аксиологический релятивизм и общечеловеческие ценности.

Чувства, разум и воля как основные сущностные силы человека.

Проблема смысла жизни.

Свобода и ответственность человека.

Общество как целостная и саморазвивающаяся система.

Свобода и социальный порядок.

Взаимосвязь общества и природы.

Экологические проблемы современности: состояние и перспективы.

Техника как специфическая форма культуры.

Сущность глобальных проблем современности.

Постиндустриальное общество: состояние, проблемы, перспективы.

Информационные технологии и способность к универсальной коммуникации.

Факторы единства культур и их взаимодействие.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 662.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...