Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3.1. Онтология: философское учение о бытии




Бытие как исходная категория философского понимания мира. Истоки и смысл онтологической проблематики. Бытие, небытие, реальность, субстанция, материя, природа. Многообразие явлений и единство мира. Бытие и развитие. Нелинейность развития. Глобальный эволюционизм. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности, взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм.

Объективное и субъективное бытие. Сознание как особая реальность.Биологические предпосылки возникновения сознания. Роль труда, языка и общения в формировании сознания. Взаимосвязь языка и мышления. Сознание и бессознательное. Философский смысл вопроса об искусственном интеллекте. Социальная реальность. Способ существования социальной реальности: деятельностная интерпретация. Виртуальность в структуре социального бытия.

Тема 3.2. Эпистемология: философское учение о познании

Познание как предмет философского анализа. Социокультурные предпосылки процесса познания. Эволюционная эпистемология. Субъект и объект познания. Единство чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании. Познание, переживание, ценностное отношение. Знание и информация. Знание и здравый смысл. Знание и вера. Знание и мнение. Опыт, интуиция, интеллект. Творческая природа познания. Воображение и творчество. Реальность и иллюзия. Философская концепция истины. Истина и правда. Объяснение и понимание. Абсолютная и относительная истины. Конкретность и процессуальность истины. Проблема критерия истины. Истина и заблуждение. Истина и оценка. Истина как социальная ценность.

 

Тема 3.3. Философия науки и техники

Особенности научного познания. Наука как система знаний, форма познавательной деятельности и социальный институт. Основные формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Научные и вненаучные формы знания. Критерии научности. Специфика научного познания социальной реальности.

Методология науки. Общелогические методы познания. Научные методы эмпирического и теоретического исследования.

Развитие науки. Глобальные научные революции и смена типов научной рациональности. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Проблема единства естественных, технических и социально-гуманитарных наук.

Научно-технический прогресс, его социальные и гуманитарные последствия. Противоречия современной технотронной эры. Технологический детерминизм, технократизм и их альтернативы. Проекты гуманизации научно-технического прогресса. Профессиональный долг и моральная ответственность учёного.

 

Тема 3.4. Аксиология: философское учение о ценностях

Ценности и их природа. Ценность и оценка. Критерии оценки. Ценность и норма. Ценностный и истинностный компоненты познания. Ценности и ценностные ориентации. Иерархия ценностей. Конфликт ценностей. Аксиологический релятивизм и общечеловеческие ценности. Аксиологическое измерение истории. Диалектика национального и общечеловеческого в проблеме ценностей.

 

Тема 3.5. Эстетические, морально-нравственные и религиозные ценности

Эстетическое сознание и эстетическая деятельность. Основные категории эстетики. Виды искусств, их содержание и формы. Художественный образ и действительность. Истина и художественная правда. Понятие эстетического идеала и его историческая эволюция. Проблемы эстетического воспитания личности. Основные понятия морали: добро и зло, долг, совесть, справедливость, счастье. Нравственность в истории культуры. Место и роль морального мотива в поведении человека. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей. Нравственные концепции основных мировых религий – христианства, иудаизма, ислама, индуизма, буддизма. Свобода совести. Религиозно-ценностная ориентация в жизни человека. Плюрализм религиозных ценностей. Религиозные ценности и их претензия на абсолютную истинность.

Тема 3.6. Антропология: философское учение о человеке

Проблема природы человека и смысла его существования: диалектика социального и биологического, альтруистического и эгоистического. Чувства, разум и воля как основные сущностные силы человека. Природа человека как совокупность его базовых потребностей. Человеческая природа и свобода.

Жизнь, смерть, бессмертие. Многообразие смыслов жизни: гедонистический, аскетический, религиозный, действенно-гуманистический и т.д. Регулятивно-возвышающая сила идеалов. Смысл жизни человека – смысл жизни народа – смысл жизни человечества.

 

Тема 3.7. Социальная философия:

Философское учение об обществе и его истории

Общество как целостная и саморазвивающаяся система. Деятельность как способ существования общественного человека. Сущность и структура общества. Доминанты и детерминанты общественной жизни. Стихийность и сознательность в общественном развитии. Направленность исторического процесса. Свобода и социальный порядок. Многообразие и альтернативность исторического процесса. Волюнтаризм и фатализм.

Взаимосвязь общества и природы. Природа как основа существования и развития общества. Антропогенное влияние на природу. Экологические проблемы современности: состояние и перспективы. Возможность коэволюционного развития общества и природы. Перспектива устойчивого развития.

 

Тема 3.8. Глобальные проблемы современности и будущее человечества (философский аспект)

Диалог культур в современном мире. Факторы единства культур и их взаимодействия. Крайности универсализма и партикуляризма. Культурная самобытность. Понятие кросскультурной рациональности. Информационные технологии и развитие способности к универсальной коммуникации. Толерантность, диалог, взаимопонимание как условие сохранения человеческой цивилизации.

Глобализм как исторический вызов современности.Интеграционные процессы в развитии человечества: «осевое время», модернизация, глобализация. Сущность глобальных проблем современности. Права и свободы человека как  ценностная (моральная и правовая) основа решения глобальных проблем современности. Поиск новых смысложизненных ориентиров в техногенном мире. Перспективы нового гуманизма. Экологическая модель постиндустриального будущего как конструктивная альтернатива развития в глобальном масштабе.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К

СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

В современных условиях специалист любой профессии должен уметь мыслить самостоятельно и творчески, ориентироваться в огромном потоке научной, технической, социально-политической информации. Философия аккумулирует многовековый опыт человечества, опыт развития духовной культуры. Изучение философии есть необходимое условие развития способностей теоретического мышления. Семинарское занятие – важная и обязательная форма учебного процесса, являющаяся дополнением лекционной формы обучения с целью углублённого рассмотрения вопросов темы.

Специфика семинаров по данному курсу состоит в том, что они включают две основные формы работы:

1) теоретическую в виде устного обсуждения поставленных вопросов;

2) практическую (письменную), которая заключается в выполнении тестовых заданий.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара по заданной теме.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая материал, необходимый для изучения поставленных вопросов.

3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме.

4. Уделить особое внимание основным понятиям, терминам и определениям, овладение которыми способствует эффективному усвоению курса.

5. Проанализировать основные философские концепции, относящиеся к данной теме.

6. В процессе изучения темы следует подготовить тезисы или мини-конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения.

7. Записи могут быть использованы на семинаре как подсказка при публичном выступлении, а также для работы «с места», во время выполнения практической работы, а также при подготовке к зачёту.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 557.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...