Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел II. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ




Тема 2.1. Восточный тип философствования:

Древняя Индия, Древний Китай

Древнеиндийская философия. Веды и ведийская традиция в духовной культуре Индии. Религиозно-философский комплекс Упанишад. Взаимоотношение Брахмана, индивидуальной души и мира. Сансара и карма. Буддизм и его основные идеи. Космизм, эзотеризм (сакральность) и альтруизм (ненасилие) как характерные черты древнеиндийской философии.

Древнекитайская философия. Даосизм Лао-Цзы и его идеи. Дао – основное понятие даосизма. Конфуцианство как социально-этическое учение. Учение о «благородном муже». Роль конфуцианства в истории Китая.

Тема 2.2. Философия Античности –

Общий исток европейской философской культуры

 

Ранняя античная философия. Поиск первоначал бытия и познания. Знание непосредственное и опосредованное. Знание и мнение.

Классическая греческая философия. Основные школы и философы: софисты, Сократ, Платон и Аристотель. Релятивизм софистов. Сократ: жизнь и устное философское творчество. Объективный идеализм Платона. Аристотель – энциклопедический ум античного мира. Формальная логика Аристотеля.

Поздняя античная (эллинистически-римская) философия. Кризис моральных ценностей в обществе. Поиски духовной опоры в самом себе. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм.

 

Тема 2.3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения

 

Зарождение христианства и христианского богословия в античном мире. Соединение эллинской мудрости и иудейского откровения. Патристика и схоластика. Теоцентризм средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума. Доказательства бытия бога. Номинализм и реализм. Человек как образ и подобие бога. Соотношение души и тела. Проблема свободы воли.

Философия Ренессанса – возрождение идей гуманизма, науки, культурного и социального творчества. Антропоцентризм, индивидуализм и эстетизм философии Ренессанса. Формирование новой картины мира, отражающей единство космоса, религиозное учение о боге, человеке и природе.

 

Тема 2.4. Философия Нового времени – апофеоз опытной науки,

Разума и идеологии просвещения

 

Программа теоретического и методологического преобразования наук и философии. Эмпиризм и индуктивный метод в естественно-научном познании. Спор эмпиризма и рационализма. Философское обоснование роли опыта в познании (Ф. Бэкон). Бэконовское учение о призраках познания. Рационалистическая методология Р. Декарта. Теория «врождённых идей». Обоснование роли математики в научном познании. Философское кредо Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Сенсуализм Д. Локка, Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

Тема 2.5. Немецкая классическая философия

 

Определение границ познания, эмпирический и априорный источники познания, понятие «вещи в себе» и «вещи для нас» в философии И. Канта. Категорический императив Канта. Философская система и диалектика Г. Гегеля. Гегелевский принцип тождества бытия и мышления. История философии как самопознание духа. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика христианской религии. «Религия любви» Л. Фейербаха.

Тема 2.6. Западная постклассическая философия XIX–ХХ веков

 

Кризис классической рациональности и формирование неклассической рациональности в середине XIX века. Плюрализм западной постклассической философии. Иррационализм (А. Шопенгауэр) и философия жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон). Материалистическая диалектика, материалистическое понимание истории и учение о классовой борьбе в марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс). Основные     идеи     позитивизма     и     постпозитивизма     (О. Конт,     Б. Рассел,    Л. Витгенштейн). Модели развивающегося научного знания в постпозитивизме (Т. Кун, И. Лакатас, С. Тулмин). Критический рационализм К. Поппера. Проблемы человеческого существования, свободы и ответственности личности, пограничной ситуации в экзистенциализме: экзистенция и трансценденция (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи). Тексты, познание и интерпретация текстов как объект философии (герменевтика Х. Г. Гадамера и П. Рикера). Философская антропология (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден). Теории психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг и др.). Феноменология Э. Гуссерля. Основные положения структурализма (К. Леви-Стросс).

 

Тема 2.7. Русская философия XIX–ХХ веков

 

Осмысление самобытного пути развития России. Славянофилы и западники. Учение о становлении и будущности российской цивилизации (Н.Я. Данилевский). Западники и их включенность в российскую философскую традицию.

Религиозно-философская духовность в русской культуре XIX века. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова, учение о Богочеловечестве В.С. Соловьёва. Проблема смысла жизни (Е.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев). Свобода и смысл творчества в философии Бердяева. Русский космизм: религиозный   и   научный   аспект   философствования  (К.Э. Циолковский,  В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).

Российский марксизм. Г.В. Плеханов как первый теоретик марксизма в России. В.И. Ленин и его вклад в развитие исторического материализма. Советский этап в развитии марксистско-ленинской философии (1917–1991 гг.).

Тема 2.8. Философия постмодернизма

(последняя треть ХХ–начало ХХI в.)

Модерн и постмодерн как эстетические и философские категории. Проблема определения временных границ модернистской и постмодернистской эпох. «Постмодерн» как условное наименование социокультурной трансформации последней трети ХХ века. Философско-теоретические истоки постмодернистского мировоззрения. Осознание ограниченности структурализма в    постструктуралистских   теориях:   семиология   Р. Барта,   «имморализм»   Ф. Ницше, «деструкция метафизики» позднего М. Хайдеггера, теория дискурса и генеалогия власти М. Фуко, концепция «языковых игр» Л. Витгенштейна, «методологический анархизм» П. Файербанда.

Саморефлексия структуралистского направления в конце 1960-х гг. как фактор отхода от установок структурализма К. Леви-Строса. Постфрейдистский психоанализ Ж. Лакана. «Деконструкция» Ж. Деррида. «Шизоанализ» и «ризоматика» Ж. Делеза и Д. Лакана. Основные постулаты постмодернистского мышления. Критика «мышления идентичности» и «дифференция». Серийная событийность против «события бытия». «Смерть субъекта» и критика «метафизики».

Постмодернистская трансформация социальной жизни: переориентация материального производства на производство нематериальных знаков как эпохальное событие в развитии общества постмодерна. «Исчезновение социального» в теории симулякров и симуляции Ж Бодрийара. «Постсовременный» тип реальности в концепции Ф. Джеймисона.

Раздел III. ОСНОВНЫЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОБЛЕМНЫЕ СФЕРЫ ФИЛОСОФИИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 514.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...