Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Попытки создания новой религии.
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Попытки создания новой религии. Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Основное направление-это критика классического немецкого идеализма и обоснование материализма. Основные черты. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: * полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; * попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; * материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; * большой интерес к социально-политическим вопросам; * убеждение в познаваемости окружающего мира. Файербаховский материализм в последствии был положен в основу марксизма. Критика Фейербахом гегелевской философии. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах: * отвергает идею тождества бытия и мышления; * не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира; * логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля; * не признает единства философии и религии; * отвергает диалектику (ошибка Фейербаха). Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки. 3. Антропология Фейербаха. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что: * единственно существующими реальностями являются природа и человек; * человек является частью природы; * человек есть единство материального и духовного; * человек должен стать главным интересом философии; * идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; * Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека; * природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; * все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи. 4. Проблема Бога в философии Фейербаха. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, - деистов и др., Фейербах: * выступает с атеистических позиций; * тесно увязывает проблему Бога с антропологией; * Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л.Фейербаха: * Бога как самостоятельной реальности нет; * Бог – порождение сознания человека; * религия – глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью; * распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям; * корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; * мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты; * Бог – идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; * Бог в действительности не является творцом, Он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек. 5. Гносеология Фейербаха. Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология). Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаваем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 432. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |