Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Попытки создания новой религии.




 

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Попытки создания новой религии.

Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Основное направление-это критика классического немецкого идеализма и обоснование материализма.

Основные черты.

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

* полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

* попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

* материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

* большой интерес к социально-политическим вопросам;

* убеждение в познаваемости окружающего мира.

Файербаховский материализм в последствии был положен в основу марксизма.

Критика Фейербахом гегелевской философии.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

* отвергает идею тождества бытия и мышления;

* не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;

* логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

* не признает единства философии и религии;

* отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.

3. Антропология Фейербаха.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

* единственно существующими реальностями являются природа и человек;

* человек является частью природы;

* человек есть единство материального и духовного;

* человек должен стать главным интересом философии;

* идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

* Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;

* природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

* все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

4. Проблема Бога в философии Фейербаха.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, - деистов и др., Фейербах:

* выступает с атеистических позиций;

* тесно увязывает проблему Бога с антропологией;

* Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л.Фейербаха:

* Бога как самостоятельной реальности нет;

* Бог – порождение сознания человека;

* религия – глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

* распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

* корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

* мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

* Бог – идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

* Бог в действительности не является творцом, Он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.

5. Гносеология Фейербаха.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).

Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаваем мы, познают наши потомки».

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 385.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...