Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вклад Ф.Бэкона и Р. Декарта в разработку методов познания. Эмпиризм и рационализм.




Бэкон понимал, что индивиды от природы наделены разумом – познавательными способностями, – но не умеют правильно им пользоваться и потому не имеют истинного знания. К тому же на пути к истинному знанию помехой оказываются «идолы», или «призраки», под которыми Бэкон понимает всевозможные предрассудки. Таких «призраков» Бэкон насчитывает четыре вида: Призраки Рода, Призраки Пещеры, Призраки Рынка и Призраки Театра.

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Ф. Бэкон(1561 – 1626) – английский философ и политический деятель. Суть основной идеи эмпиризма заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Главные задачи знания и опыта – господство человека на природе. Главным методом познания должна стать индукция – обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов.

Декарт обратил внимание на то, что в нашем теоретическом знании далеко не все почерпнуто из наблюдения или опыта. Например, в математике исходя из нескольких самоочевидных аксиом логическое движение мысли без всякого вмешательства чувственного опыта способно давать новое знание. Этот принцип дедуцирования из немногих аксиом целой системы знания Декарт принял в качестве универсального метода познания, применяемого абсолютно во всех областях познания. Мы достигнем истины, по Декарту, в том случае, если будем исходить из интуиции простейших, исходных элементов и восходить к познанию всего остального. Если Бэкон с помощью индукции искал простейшие элементарные основания всех вещей, чтобы по ним получить абсолютное знание о целом, то Декарт полагал, что надо начинать с ясного и самоочевидного, данного нам в интуиции и что не вызывает никакого сомнения, не требует никаких предварительных знаний еще чего-либо. Для него критерий истинности выводимых понятий или следствий – очевидность, ясность, простота.

Философия Декарта представляет интерес во многих отношениях. Своим исходным принципом «я мыслю, следовательно, я существую» он положил начало четкому, принципиальному различению материи и сознания, мышления, доведя эти различия до полного их противопоставления, додуализма.

Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила.

Первое правило - правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция.

Второе правило - это правило анализа. Расчленяя сложное на простое, «на элементарные части до пределов возможного», анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи.

Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».

Правило четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

Очерченные таким образом правила метода Декарт применяет к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные истины, составляющие фундамент здания всей науки. С этой целью Декарт подвергает методическому сомнению все традиционные способы обоснования знания. Он, в частности, отказывается признать основой знания чувственный опыт. Сомнение - акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Существование моего сомнения доказывает реальность или существование моего мышления, а через это и меня самого.

В исследовании природы, по мнению Бэкона, мы часто руководствуемся ложными идеями и понятиями, названными им идолами. Он выделял четыре их основных вида: идолы рода, пещеры, площади и театра.

Идолы рода - это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Человек склонен судить о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возникают телеологические (целевые - зачем? для чего?) представления о мире, другие ошибки, проистекающие из несовершенства человеческого ума и человеческих чувств и их подверженности влиянию различных желаний и влечений.

Идолы пещеры - заблуждения, вытекающие из индивидуальных особенностей каждого человека (его воспитания, круга чтения, авторитета тех, кем он восхищается, симпатий, антипатий и т. д.).

Идолы площади или рынка вытекают из смысловой многозначности и неправильного употребления слов. Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: это или имена несуществующих вещей («судьба», «вечный двигатель» и т. д.), или это имена вещей существующих, но путанные и неопределенные, неподобающим образом абстрагированные.

Идолы театра - они вселяются «в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательства» в силу их пышного, прямо-таки театрального представления. Бэкон называет некоторые философские системы баснями и сказками, «предназначенными быть разыгранными на сцене, пригодными для создания выдуманных театральных миров».

Искоренение всех этих идолов возможно только на пути опыта и его научно-индуктивного понимания. Идеалом для Бэкона был беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимающий опыту. Истолковав опыт как конечный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма - одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии. Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...