Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разработка проблем познания у Гоббса и Локка.




Ф.Бэкон и Р.Декарт отстаивали позиции эмпиризма и рационализма и в чем-то абсолютизировали индуктивный и дедуктивный пути познания. Синтез этих двух путей познания в определенной степени осуществил английский философ Гоббс (1588-1679). Как и Ф. Бэкон, Гоббс видит в знании силу. Теоретические знания должны стать орудием для развития практики, но они должны базироваться на опыте. Поэтому любое знание начинается с ощущения и никогда не выходит за пределы доступных чувству реалий. Однако существуют знания всеобщие и необходимые (например, математические) по мнению Гоббса, и такие знания связаны с чувством тем, что они возникают особенным — точным и фиксированным использованием знаков языка. Т.Гоббс объединяет индукцию и дедукцию, поскольку считает, что сначала надо идти путем познания простых, элементарных качеств вещей (дедукция), а затем объединять их, синтезировать (индукция). Познание через анализ выявляет главные акциденции (свойства вещей): протяженность, место, движение, качество. Будучи номиналистом, Т.Гоббс считал, что в мире существуют только конкретные вещи, не существует врожденных идей, а «знаки» (слова) является универсалиями (терминами) для обозначения сходства различных вещей. Например, такое понятие, как «материя» лишь только знак представление о цвете, тепло, звук. Универсалии дают нам возможность в процессе анализа подводить элементарное под определение общего.
Особое внимание Гоббс уделяет исследованию человека. В противоположность Аристотелю, для которого человек является общественным существом, Т.Гоббс утверждает, что человек по своей природе эгоистичен. Ради своей выгоды люди могут отрицать даже геометрические теоремы. Все люди хотят себе добра, поэтому стремятся к самосохранению и уход зла. Поскольку воля каждого человека детерминировано достижением какой-то цели, то свободы воли нет, есть лишь свобода как отсутствие препятствий для достижения цели. Свобода достигается устранением внешних препятствий или согласованию с внешними факторами. В этом смысле нравственно лишь то, что касается пользы отдельного индивида. Наконец, эгоизм порождает хаос, людьми овладевает страх, и они заключают общественное соглашение для своей же пользы. Концепция общественного соглашения Гоббса предполагала, что свою личную свободу люди передают государству и, уступая свободой, вводят свою жизнь в упорядоченное русло. Этот общий человеческий произведение — государство — Т.Гоббс считал сложным и самый нужный для людей, он уподоблял государство библейской существу Левиафану и настаивал на том, что в государстве люди лишаются раздора и становятся как бы единым существом. Моральным теперь то, что полезно государству. Функции государства заключаются в том, чтобы придерживаться «естественных законов»: способствовать самосохранению общества, оберегать частную собственность, обеспечивать всем равные права, способствовать обогащению членов государства. Однако лучшей государством все же должна быть монархия том, что она на вершину государственной власти сносит человека, единую волю, а не абстрактный целом, что ведет к раздору. Вместе Гоббс считал, что исходная причина возникновения государства — лучшее обеспечение естественных прав конкретных людей — не должна нарушаться никогда. Поэтому он провозгласил принцип прав граждан и принцип «разрешено все, что не запрещено». Философ также утверждал право граждан восстать против монарха в том случае, если он перестанет заботиться об их права и интересы. В целом для философских размышлений Гоббса характерна ориентация на телесное, а потому и мир, и человека, и государство он изображает механистически посему в познании царит чувственность, а в государственном правлении — сила.
Английский философ Дж. Локк (1632-1704) появился основателем более-менее развитой теории познания в философии Нового времени. Большое внимание он уделил отрицанию существования «врожденных идей», ссылаясь при этом как на научные данные, так и на наблюдения над примитивными народами, полученные в эпоху географических открытий. От рождения мозг человека представляет собой, по Локку, «Tabula rasa» — чистую доску, т.е. в нем нет ничего, кроме простой способности быть органом познания и мышления. Таким образом Дж.Локк пытался добраться до самых основ познания, не допуская предварительного знания готовым. В определенной степени здесь присутствовал и намерение подтвердить принципиальную исходную равенство всех людей возможностями. Дж. Локк считал, что существует два источника знаний: чувство, которые дают нам простые идеи (белое, овальное, сладкое и т.д.), и рефлексия — деятельность ума, направленная на сопоставление и обобщение простых идей и образования на их основе » сложных идей «. Первым, элементарной операцией рефлексии (мышление) философ считал различения и отождествления. Самой сложной идеей для Локка возникает идея субстанции, которая предстает наиболее широким понятием, ориентирует человеческую деятельность и науку. Интересно отметить, что путь образования сложных идей, за Локком, должен согласовываться с опытом человеческой деятельности. Как и Гоббс, Локк считает, что общее знание фиксируется в языке, а не существует в виде внечувственное «мыслящей субстанции» (последняя не имеет опытного подтверждения). Критикуя рационализм, Дж.Локк опирается на здравый смысл человека, апеллирует к чувственному опыту и приходит к выводу, что субъектно-объектные отношения в процессе познания обнаруживают различные по своему характеру качества вещей. «Первичные» — протяженность, фигура, объем, движение и покой. Это так называемые объективные качества, которые присущи самим вещам, вписываются в законы механики и объяснены через них. Остальные качеств, обусловлена ??чувствами человека (цвет, вкус, холод и др.)., является результатом деятельности нашего организма и впрямь свойств вещей не передает. Они «вторичные» и связаны с индивидуальными особенностями субъекта познания, возникают и существуют только в нем. Поэтому есть определенные расхождения в понимании «вторичных» качеств каждым человеком. И в таком случае чувственное знание вне рефлексии является возможным, а не достоверным. Нетрудно увидеть, что мысли Локка вращаются вокруг все тех же вопросов — опыта, действий разума, источники знаний, т.е. в целом разговор идет об определении условий получения оправданных знаний и внедрения мышления «здравого смысла». Кроме того, Дж.Локк известен в Англии как теоретик известной английской системы воспитания, которая предусматривала сочетание физического, интеллектуального и нравственного воспитания. Для последнего, по мнению философа, сохраняют свою силу положения христианской религии.
В целом философию Локка относят к эмпиризму, однако его знаменитый тезис «Нет ничего в интеллекте, чего не было в ощущениях» дает основания полагать, что это эмпиризм сенсуалистского плана, который получил дальнейшее развитие в английской философии. Критикуя философскую позицию Дж. Локка, Дж. Беркли (1685-1753) утверждал, что не только «вторичные», а «первичные» качества вещей имеют субъективный статус. В этом аспекте все качества вещей «вторичные» потому, что их воспринимает человек. В духе радикального сенсуализма (от лат. «Sensus» — ощущение, позиция, которая ставит все знания в зависимость от чутья и чувства) Дж.Беркли решал самые вопросы философии: он утверждал, что только чувство могут неопровержимо свидетельствовать факт существования чего; отсюда его тезис «Esse est percipi» — «Быть — значит быть воспринимаемым». Оппоненты Дж.Беркли замечали, что подобный тезис превращает человеческое восприятие на единственный источник реальности и логически приводит к «солипсизма» — позиции, согласно которой существую только я один, как продуцент свои ощущений, а все остальное возникает только моими ощущениями. Однако Дж.Беркли вполне оправданно указывал на то, что о том, чего ни один человек никогда и никоим образом не воспринимала, можно вести разговор только гипотетически, вероятно, и только факт восприятия чего-то может засвидетельствовать реальность существования. Казалось бы, это ненадежная основа существования, ведь человеческие ощущения и восприятия неустойчивые, подвижные, но Беркли этого не возражал, поскольку считал, что мир и реальность надежно стабилизированы божественным разумом, который все время удерживает мир в состоянии актуального бытия, а человек, вследствие ее природы и ограниченности, воспринимает только через собственные ощущения. Разум, который продуцирует абстракции, не может быть надежным источником знаний, поскольку этим абстракциям ничего не отвечает в доступном чутью реальности. Дж. Беркли признавал существование мира в трех случаях: когда этот мир воспринимает «я» когда его воспринимает «кто-то», а когда он существует в уме Бога как совокупность «идей», которые составляют единственно возможную основу человеческих чувств. Так, по Беркли, существует лишь то, что воспринимают органы чувств, это и есть позиция радикального сенсуализма.

 













Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 407.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...