Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Положение слепых в древнем мире и в период раннего средневековья.
Личность слепого, так же как и зрячего человека, находилась и находится в сфере воздействий различных общественных и идеологических отношений. Поэтому положение слепого в обществе, как в прошлом, так и в настоящем определяется господствующими идеологиями, воплощенными в политике государства, гражданином которого является слепой. История знает несколько типов обществ, которые отличались способом производства и господствующими идеологиями. Положение слепых в рабовладельческом обществе определялось их принадлежностью к тому или иному классу: рабов или рабовладельцев. Выражая основную сущность рабовладельческого государства, развивающегося главным образом за счет ограбления чужих территорий, рабовладельческое общество не может признать существование даже слепого свободного. Он не пригоден как солдат, так как не способен участвовать в грабительских войнах. Отсюда и господствует закон, сформулированный Аристотелем в его «Политике»: «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки-ребенка кора следует». [40]. В жизни рабовладельческого общества и ьэдарты этот закон приводил к уничтожению всех родившихся калек, которых сбрасывали с горы Тайчет. В древнем, Китае (по свидетельству Дютрейля) слепых от рождения или уничтожали или бросали на произвол судьбы, как неспособных к труду и службе императору. Оставшиеся в живых слепые от рождения или ослепшие никакой помощи со стороны государства не получали. По античный мир знает два типа рабовладельческих государств: спартанский и афинский. При одинаковой их классовой сущности формы выражения идеологии у них разные, хотя и направлены на укрепление господствующего класса рабовладельцев. Если идеалом свободного человека в спартанском государстве является сильный воин, способный на любые физические испытания, то афинская рабовладельческая идеология пытается показать идеал свободного человека с разносторонними гуманитарными знаниями, способного познать мир и утвердить в нем через познание свое собственное «я». Это доступно только свободному от труда человеку рабовладельцу. В основу господствующей идеологии положены учения Платона, Конфуция, Фразуила и других философов-идеалистов древнего мира. По их мнению, слепота ограничивает внешнее восприятие, но, по сравнению со зрячими, слепые имеют преимущества: они отвлекаются от внешнего мира и поэтому лучше и полнее могут познать свое внутреннее «я», развить свои ум и воображение. Конечно, эти положения относились только к слепым господствующего класса. Практически в обществе это выражалось в том, что свободный слепой имел доступ к общественным должностям, участвовал с другими представителями рабовладельческого класса в управлении государством. За слепым признавалось право быть учителем. На него смотрели как на человека, выделенного из общей массы свободных граждан и способного постичь и познать больше, чем они. Истории известны древнегреческие слепые ученые, ораторы, учителя, которых охотно нанимали в дом римские патриции. Наибольшую известность среди слепых получил Дидим Александрийский (308-395 гг.), который потерял с пяти лет зрение, овладел с помощью вырезанных из дерева букв греческим алфавитом, очень много путешествовал, более 50 лет управлял школой в Александрии. Ему принадлежат трактаты по философии и праву, которые были известны во многих странах Средиземноморья. Что касается слепых рабов, то их уничтожали, если они не способны были работать так, как хотелось хозяину. Известны также случаи, когда крупные землевладельцы, имея много рабов, ослепляли тех, кто использовался в домашнем хозяйстве. Раб продолжал так же работать: крутить ворот, мять виноград и т. д., а слепота не давала возможности ему убегать от хозяина. Существенно меняется взгляд на слепого и его положение в обществе с победой феодализма и с распространением в большинстве стран Европы христианской религии. Классовая сущность феодального общества остается, но формы классового угнетения меняются и приспосабливаются к защите интересов крупных феодалов. Царь, король, папа объявляются наместниками Бога на земле. Человек это раб божий, ничтожество. Все, что дано человеку, это от Бога. В обязанности человека входит лишь выполнение воли Бога или его наместника короля, крупного феодала. Любое отклонение в физическом развитии расценивается как проявление воли Бога, который наказал людей за их грехи или за грехи предков. В этих условиях, независимо от сословия, слепой становится отщепенцем общества, которого наказал Бог. Слепота является страшной карой для человека. Не случайно история знает факты, когда смертная казнь заменялась ослеплением людей, так как это было равносильно смерти. Удел большинства слепых из народа нищенство. На протяжении многих веков слова «слепой» и «нищий» были синонимами. Постоянные междоусобные войны, распространение эпидемий оспы, трахомы, с которыми не умели бороться в раннем средневековье, приводили к тому, что в Европе насчитывалось огромное количество слепых. Их удел один просить милостыню, в которой христианская религия не только не оказывает слепому, но считает обязанностью государства по отношению к незрячим: они «отмечены Богом» и «несут кару» за грехи всего человечества. Некоторые историки сообщают, что количество слепых в IX-XII вв. в Европе было настолько велико, что во Франции и Англии создаются «братства», в задачу которых входило регулировать место и время прошения милостыни между членами этих братств. Положение слепых, принадлежащих к состоятельным семьям, было несколько лучше: им не приходилось просить милостыню, бродя по трудным дорогам страны, но в социальном отношении они были так же бесправны и из милости содержались своими родственниками. Люди, имевшие состояние, как правило, обирались своими опекунами или церковью, которая, забрав предварительно богатство, позволяла слепому доживать свой век в монастыре. Любое вмешательство в судьбу слепого, а также желание последнего своим трудом добывать себе хлеб расценивались как дело, неугодное Богу, который точно «определил» место и роль слепого в обществе и отношение к нему со стороны господствующего класса. В период раннего средневековья (VI-VII вв.) в странах Европы, Северной Африки и Ближнего Востока, где господствующей становится мусульманская религия, общественное положение слепого несколько иное. Он, как и в христианской религии, «отмечен Богом», но отмечен как человек, на которого «снизошел Дух божий». Он расценивается в большинстве стран как «святой» человек. Правда, его удел, как и в Европе, нищенство, но с примесью святости. Многие из числа слепых дервишей не просто просят милостыню. Они «святые» люди, постигшие Коран и умеющие его толковать простым людям. Известны случаи, когда мусульмане, побывавшие в Мекке, выкалывали себе глаза железом потому, что «нет ничего в мире, на что стоило бы смотреть после того, как они узрели святой город». Количество слепых в этих странах также очень велико. Причиной такого положения, помимо болезней, были суеверие и догмы Корана, согласно которым, например, новорожденному ребенку не разрешалось промывать глаза: это якобы предохраняло его от «дурного глаза». Официальное признание мусульманской религией «святости» свободного слепого давало, возможность некоторым из них овладеть научными знаниями, достигнуть высокого общественного положения и внести свой вклад в развитие философии, литературы и других гуманитарных наук древнего Востока. Таким примером является научная деятельность слепого арабского философа и поэта Х-XI вв. Абу-ль-Оля (976-1057 гг.), ослепшего в возрасте трех лет. Путем упорного труда он выучил на память словари и овладел грамматикой родного языка. Он хорошо знал историю, философию и культуру Древней Греции. Изучив ислам, Абу-ль-Оля публично подвергает сомнению его догмы. В своих произведениях «Послание о прощении», «Послание об ангелах» он разоблачает лицемерие и ханжество религии. Поэт прямо пишет, что «тело и душа суть земного происхождения. С наступлением смерти они прекращают свое существование». Абу-ль-Оля написал более 30 научных трудов, многие из которых были во время крестовых походов уничтожены европейцами. Сейчас наследие Абу-ль-Оля широко изучается египетскими и советскими учеными. На Ближнем Востоке существовали общины слепых дервишей, которые хорошо знали Коран и приглашались в богатые дома читать его по умершим. Конечно, это распространялось только на слепых, принадлежавших к правящему классу. Основная же масса простых людей зрячих и слепых влачила жалкое существование. Особенно тяжелым было положение слепых женщин, за которыми, так же как и за зрячими, ни религией, ни законом не признавалось никаких прав. Отношение к слепым, их положение в обществе несколько меняются с установлением абсолютной монархии. В ряде европейских стран монархи, желая заручиться поддержкой всех слоев населения в своей борьбе против крупных феодалов, пытаются своими «деяниями» завоевать признательность и популярность среди народа. Эти «деяния» часто распространяются и на слепых, количество которых в связи с крестовыми походами, Столетней войной, крестьянскими восстаниями резко возрастает. В этом их поддерживает церковь, выступавшая тогда в защиту абсолютной монархии. В результате в ряде европейских стран делается попытка создать убежища для слепых. Старейшими из них являются Баварское и Парижское убежища для взрослых слепых. И то и другое создаются по инициативе государей этих стран. В Баварии в 1198 году было основано первое убежище для взрослых слепых на средства ослепшего курфюрста. В 1225 году в Париже недалеко от Лувра Людовиком IX было открыто убежище для 300 слепых (вначале для ослепших рыцарей, вернувшихся из крестового похода), которые, попадая туда, пользовались даже некоторыми привилегиями. Ряд крупных монастырей, особенно монастырей ордена иезуитов, открывает убежища для престарелых слепых, которые затем используются как миссионеры и проповедники идей христианской церкви. Конечно, подобное «счастье» выпадало лишь некоторым слепым. Основная масса слепых из народа находилась вне общественной опеки и влачила жалкое существование. Таким образом, слепота в период средневековья рассматривалась как страшная кара, угодная Богу, и поэтому вмешательство в судьбу слепых было под запретом. Удел слепых нищенство или служение Богу. Человек из народа в то время был лишен всяких прав, тем более никаких прав он не имел, если был слепой.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1571. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |