Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шаг первый. Построение социограммы положительных выборов




Работу с общей социограммой лучше всего начинать с изображения системы положительных выборов. Если класс большой, можно упростить себе задачу тем, что на первых, самых сложных шагах работы строить отдельные социограммы положительных выборов для мальчиков и девочек. Конечно, этот прием продуктивен только в тех случаях, когда социометрические структуры девочек и мальчиков относительно не связаны друг с другом. Например, такая структура чаще всего складывается у школьников 3—9-х классов. У учащихся 1—2-х и 10—11-х классов чаще существует общая социометрическая структура (что может быть вполне убедительно обосновано знаниями по возрастной психологии).

Итак, при работе с детьми 3—9-х классов достаточно часто можно прибегнуть к такому приему. На большом листе, в его левой части, изображается социограмма положительных выборов мальчиков, в правой — социограмма положительных выборов девочек, затем — существующие между ними положительные связи.

При построении этой социограммы работа начинается с изображения в центре листа условного знака самого высокостатусного члена группы (то есть имеющего наибольшее число положительных выборов). Затем вокруг него изображаются знаки тех членов группы, которым он отдал свое предпочтение (рис. 1-1).

530

Рис. 1-1

В каждый кружок (квадрат) вписывается фамилия, указывается количество положительных и отрицательных выборов (цвет пока не используется). Затем среди обозначенных членов группы, исключая центральную фигуру, выбирается самый высокостатусный и обозначаются сделанные им выборы (рис. 1-2).

Рис. 1-2

В этот момент на социограмме может появиться первая взаимная связь, возникнуть новые условные знаки (все они сразу же обозначаются). Далее процедура повторяется для следующего самого высокостатусного члена группы из уже обозначенных на листе.

531

При выборе места для изображения на листе вновь появляющихся знаков, необходимо исходить из статуса каждого конкретного члена группы. Понятно, что при большом числе положительных выборов знак члена группы должен быть расположен ближе к центру, а чем меньше положительных выборов — тем ближе к периферии.

Известно, что хорошей считается та социограмма, которая содержит минимальное число пересекающихся на листе линий. Как правило, этого невозможно добиться с первого раза. В процессе перерисовывания положение знаков на листе изменяется, при этом необходимо:

во-первых, разместить знаки в пространстве таким образом, чтобы стали видны группы взаимных предпочтений, существующие внутри класса. Для этого знаки отверженных и изолированных размещаются по краям листа, ближе к тем лицам или группам, к которым они сами тяготеют, а существующие микрогруппы, триады и диады располагаются на некотором расстоянии друг от друга;

во-вторых, расположить таким образом знаки различных лиц и микрогрупп относительно друг друга, чтобы связывающие их линии пересекались как можно реже. В любом случае связывающая линия не должна проходить через знак какого-либо третьего лица, разрезая его или прерываясь около него. Надо также избегать тех линий, которые, соединяя знаки лиц из различных микрогрупп, пересекают на своем пути множественные связи внутри какой-то микрогруппы (рис. 2-1 и 2-2);

в-третьих, различать на социограмме более значимые и менее значимые для качественного анализа положительные связи между членами группы. Для этого часть линий в готовом варианте социограммы обводят красным цветом, а часть оставляют в карандаше или изображают в укороченном виде. В карандашном варианте эти линии по-прежнему соединяют знаки, однако они меньше обращают на себя внимание и не отвлекают при установлении наиболее значимых для данного класса характеристик межличностных отношений. Вместе с тем, они в любой момент могут быть задействованы.

532

Рис. 2-1

Рис. 2-2

Укороченные линии могут быть использованы для обозначения односторонних выборов изолированных и отверженных (изгоев), направленных на высокостатусных членов группы. Обозначение таких связей на листе в цвете добавляет «звезде» несколько пунктирных красных линий, усложняя и без того насыщенную цветом картину вокруг ее знака, и при этом не несет существенной информации. В этом случае можно воспользоваться укороченной линией: она обозначит направление выбора низкостатусного лица, вдоль нее могут быть написаны инициалы тех высокостатусных членов группы, которым адресованы выборы (рис. 3).

533

Рис. 3

Какие линии нужны для анализа и подлежат изображению в цвете?

Во-первых, все взаимные связи. Во-вторых, положительные связи между микрогруппами и внутри устойчивых микрогрупп. В-третьих, это связи, идущие от высокостатусных к низкостатусным членам группы. Остальные связи могут выделяться по усмотрению психолога.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 457.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...