Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика социально-психологического конфликта




В вузовских учебных программах, названиях учебников и пособий в настоящее время как синонимы звучат два понятия: «психология конфликта» и «конфликтология». Странно подходить к психологии и ее преподаванию с жесткими формальными требованиями, но по поводу объединения в одно целое этих двух понятий хочется возразить. Исторически и содержательно они имеют совершенно разные корни.

Психология конфликта — это юная, малооформившаяся отрасль научного знания, возникшая на стыке социальной психологии,

203

социологии и психологии личности. Она начала оформляться в 70-х гг. XX в. в СССР самостоятельно и независимо от западных течений в качестве теоретической основы изучения такого эмпирического явления, как человеческие конфликты. Два курсивом выделенных слова важны для ее понимания. Конфликт с помощью имеющегося у этих наук-прародителей понятийного аппарата теоретически моделировался и представал как предмет эмпирического исследования. Конечно, ставился и вопрос о подходах к решению конфликта, но вопрос этот был прикладным. То есть на первом плане — создание теоретической модели и подходов к исследованию, а затем — приложение научных данных к окружающей действительности. И если схема хороша, но реальный конфликт с ее помощью все же не решается, это проблема самой реальности. Однако не хотелось бы, чтобы читатель увидел за этой иронией пренебрежение к имеющимся достижениям данной дисциплины. Работами Л. А. Петровской, Ф. М. Бородкина и Н. М. Коряк бытовой феномен конфликта был переведен на уровень определенного явления, с присущими ему свойствами и закономерностями развития, из которых логически вытекали общие способы и подходы к решению. Другое дело, что прикладное отношение психологии конфликта к практике решения конкретных жизненных противоречий делало такую практику тяжеловесной, громоздкой, хотя и научно продуманной.

Для нашей культуры, в том числе и научной, характерно предаваться раздумьям по поводу «отчего» и «зачем», прежде чем переходить к практическому вопросу «как». По этому принципу построена и психология конфликта.

Конфликтология возникла в 60-х гг. XX в. нашего века в Австралии и стала распространяться благодаря поддержке ЮНЕСКО. Несмотря на серьезное название, конфликтология никогда не была и не стремилась быть наукой. Она представляет собой социальную практику, ориентированную на оказание людям помощи в разрешении возникающих у них конфликтов. Естественно, она оперирует некоторыми обобщенными схемами, но они как научный продукт

204

не выдержали бы и элементарной научной экспертизы. Конфликтология бережно собирает, систематизирует и активно использует методы двух типов: помогающие людям самим или с помощью посредника решать свои конфликты и обучающие их стилю конструктивного поведения в конфликтах. Мы еще поговорим о конфликтологии, а сейчас обратимся к теории социально-психологического конфликта, рассмотрим его структуру, динамику развития и причины возникновения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...