Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа специальной психологической подготовки спасательных формирований ГУ МЧС РФ по Костромской области.




 

№ п/п Наименование темы Время (час)
1 Психологическая подготовка спасателей к действиям в ЧС. 6
2 Психологические особенности поведения населения в ЧС. Модели общения в ходе работы с населением. 4
3 Психическая саморегуляция как средство повышения эффективности деятельности в экстремальных условиях. Психологическая реабилитация. 6
4 Психологические основы управленческой деятельности. 4
5 Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в ЧС. 4
6 Психофизиологический отбор кандидата в спасатели. Основы психологии труда. 4
7 Деловая игра. 4
Всего   32

 

 

Содержание излагаемых тем.

 

Тема 1.Занятие 1. Практическое – 2 часа. Психологическая подготовленность, опыт действий в ЧС, индивидуальные особенности – факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя. Понятие психической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Физические и психологические резервы организма, условия их мобилизации. Основные направления формирования психологической готовности к решению специальных задач по ликвидации последствий стихийных бедствий (землетрясение, наводнение, ураган, сель, оползень, лесной пожар);  Отработка действий на моделях; тренировка оперативного мышления; развитие волевых качеств; совершенствование способы действий в реальных ЧС. Метод психологической подготовки к действиям при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Проведение тренировок в обстановке максимально приближенной к реальной, в экстремальных погодных и климатических условиях на учебных местах с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымленности.

Создание игровых ситуаций по спасению пострадавших из-под завалов, тушение загораний на манекенах, преодоление водных преград в специальном снаряжении, полосы морально-психологической подготовки.

Занятие 2. Практическое – 2 часа. Пути формирования психологической готовности спасателей к ликвидации последствий производственных аварий, решению задач по ликвидации последствий катастроф на транспорте; Накопление опыта острых эмоциональных воздействий при работе с ранеными, погибшими, травмированными; развитие способности переносить интенсивные, длительные и тяжелые физические нагрузки, способности противостоять страху и панике, готовности совершать самоотверженные поступки. Совершенствование методов развития психологической готовности к действиям при ликвидации последствий производственных аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. Создание на учебном месте условий максимально приближенных к реальным (задымление, огонь, имитация химически опасных веществ), создание моделей катастроф на транспорте. Тренировка способности действовать в условиях дефицита времени, изменяющейся обстановке. Выработка навыков эффективного внутригруппового взаимодействия.

Занятие 3. Практическое – 2 часа. Пути формирования психологической готовности спасателей к действиям по ликвидации последствий в различных очагах поражения (радиационном, химическом, биологическом).

Накопление опыта острых эмоциональных состояний при спасательных работах в очагах поражения. Развитие способности противостоять страху. Развитие волевых качеств. Ознакомление с обстановкой, которая может сложиться в очагах поражения.

Методы психологической подготовки спасателя к действиям в очагах поражения. Проведение занятий в условиях применения комбинированного воздействия огня, дыма, имитации химических веществ. Преодоление полосы морально-психологической подготовки в средствах индивидуальной защиты. Проведение тестов на эмоционально волевую сферу спасателя.

 

 

Тема 2.Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Психологическое воздействие обстановки при ЧС природного и техногенного характера. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштаб события, скорость его развития, опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое ухудшение жизненного уровня, наличие жертв, дефицит информации, потеря управления. Индивидуальные различия людей в характере реакций на ЧС (сохранение самообладания, изменение психического состояния, патологические нарушения психической деятельности). Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в ЧС. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения. Противодействие слухам. Демонстрация кино-видеофильмов на заданную тематику.

Занятие 2. Практическое – 2 часа. Практическое ознакомление с картиной психических расстройств у людей, возникающих в ЧС. Разбор конкретных ситуаций из практики ведения спасательных работ в районах стихийных бедствий, аварий, катастроф.

Формирование навыков оперативной диагностики характерных для ЧС психических расстройств и оказания психологической помощи пострадавшим. Отработка приемов определения психологического состояния пострадавших. Демонстрация учебных фильмов по подготовке врачей – психиатров. Разбор на конкретном примере алгоритма освоения приемов и методов психологического воздействия на большие группы людей. Особенности работы с дружелюбно и враждебно настроенными группами людей, людьми, охваченными паникой, массовым психозом. Взаимодействие с большими группами людей при проведении эвакуации.

 

 

Тема 3.Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Влияние ЧС на психику спасателя. Условия возникновения стрессового состояния. Пути повышения психологической устойчивости спасателя к деятельности в ЧС. Психофизиологические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в ЧС. Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам волевой саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.

Занятие 2. Практическое – 2 часа. Формирование практических навыков аутогенной тренировки. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Освоение методик проведения тренировок. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков к быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.

Занятие 3. Групповое – 2 часа. Понятие стресса, напряжения, утомления, переутомления, нервного срыва, депрессии. Методика восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия; питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме.

 

 

Тема 4.Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Понятия управленческой деятельности. Структура управления. Начальник, подчиненный, коллектив, их взаимоотношения. Коллектив отряда спасателей как объект управленческой деятельности. Понятие коллектива. Особенности коллектива спасательного отряда. Факторы, способствующие формированию сплоченности коллектива спасателей. Социально-психологический климат коллектива как основной настрой, способствующий или препятствующий деятельности и всестороннему развитию личности в отряде. Стиль руководства коллективом: авторитарный, демократический, либеральный, смешанный. Конфликты, их причины, способы устранения, влияние на ведение спасательных действий. Приемы педагогического и психологического воздействия на подчиненных: внушение, убеждение, приказ, личный пример. Социально-психологическая устойчивость коллектива спасателей и пути ее формирования.

Занятие 2. Групповое – 2 часа. Проведение деловой игры с целью принятия руководителем решения в ходе ликвидации ЧС. Распределение ролей в группе. На примере анализируются условия, а также ход, задачи управленческой деятельности руководителей спасательных отрядов. С поведенческой позиции исследуются закономерности поведения спасателей в той или иной ситуации. Вырабатывается алгоритм принятия управленческого решения поведения спасателей в ЧС.

 

 

Тема 5.Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Изменение текущего состояния спасателей при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные, объективные признаки состояния перевозбуждения, апатии. Понятие страха, факторы его проявления.

Понятие психотерапии. Внушение и самовнушение как формы психотерапевтического воздействия на организм спасателей. Методы психотерапевтического воздействия: внушение в состоянии гипнотического сна; аутогенные тренировки; активная и пассивная мышечная релаксация. Методы психотерапии как способы управления эмоциями, действиями в экстремальных условиях, снятие эмоционального напряжение, восстанавления психического здоровья спасателей. Аутогенная тренировка – как метод снятия эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях. Релаксация – расслабление мышц. Тренировка с помощью физических упражнений. Правильное дыхание как элемент аутогенной тренировки (нижнее, среднее, верхнее, полное дыхание). Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации.

Занятие 2. Практическое – 2 часа. Отработка на практике методов управления психическим состоянием спасателя, необходимых для работы в ЧС. Приемы психической саморегуляции. Дыхательные упражнения: «успокаивающее дыхание», «выдыхание усталости», «зевок» и др. Упражнения для эмоциональной разрядки и перевода психики в оптимальное состояние: «разрядка», «антистресс», «точка» и др. Физические упражнения. Мимика хорошего настроения. Звукодвигательные упражнения: «медитация», «аутотреннинг», техника их проведения.

Приемы волевой мобилизации. Упражнения: «волевое дыхание», «возбуждающее дыхание» и др. Методы снижения болевых ощущений. 

 

 

Тема 6.Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Понятие психологии труда. Психофизиологический анализ деятельности. Понятие психо-физиологического отбора как системы мероприятий, позволяющих выбрать для работы спасателем лиц, наиболее подходящих по своим психофизиологическим качествам, его цели, задачи, структура, методы. Выявление психических и физиологических качеств, способствующих успешной профессиональной деятельности спасателя.

Критерии оценки эффективности работы спасателя, необходимые для последующего сопоставления с результатами психофизиологического отбора кандидатов в спасатели. Структура личности и классификация психофизиологических свойств. Принципы отбора. Основные методы и приемы психофизиологического обследования (беседа, самоотчет, наблюдение, метод социальных тестов).

Занятие 2. Практическое – 2 часа. Отработка на практике методов и приемов психофизиологического отбора кандидатов в спасатели.

Изучение 2-3 тестовых методик психофизиологического обследования при отборе специалистов.

 

Тема 7. Деловая игра

 

Тема 7.Занятия 1 и 2. Практические – по 2 часа. Проведение деловой игры по отработке действий спасателей в ЧС. Характеристика района ЧС. Моделирование возможных причин и последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий в районе. Отработка реабилитационных мероприятий в ходе профессиональной деятельности спасателей на стадии подготовки к выполнения ПСР; в процессе выполнения ПСР; после вывода населения из зоны ЧС; после завершения ПСР.

Разбор действий и ошибок спасателей при проведении деловой игры.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 358.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...