Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическая подготовка спасателей как основа для формирования психологической устойчивости
Психологическая подготовка сотрудников МЧС России – система целенаправленных воздействий, деятельность руководителей, имеющая целью формирование и закрепление у спасателей психологической готовности и устойчивости преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых условиях обстановки проведения аварийно-спасательных работ. Формирование профессиональной устойчивости (подготовленности) осуществляется в процессе повседневной учебной деятельности сотрудников МЧС России, в ходе выполнения повседневных задач. Основная цель этой деятельности заключается в изменении характера влияния возникающей в экстремальной обстановке напряженности на функционирование психики и активность спасателя: от угнетающего до нейтрального и даже стимулирующего. В ходе обучения и воспитания любого специалиста МЧС России предусмотрено формирование широкого спектра необходимых для выполнения профессиональной деятельности качеств. Однако опыт выполнения задач в экстремальных условиях показывает, что не каждое качество, ранее сформированное, может проявиться у спасателя при изменении условий деятельности (погода, рельеф местности, видимость, воздействие отрицательных факторов аварии, катастрофы, стихийного бедствия и др.), особенно при переходе к ведению аварийно-спасательных работ. Есть очень много примеров того, когда специалист успешно выполняет упражнение на учебных занятиях и далеко не лучшим образом выполняет его при изменении условий, когда пассивно-оборонительные рефлексы фактически способствуют неадекватному обстановке поведению спасателя и снижают результативность служебной деятельности. Таким образом, фактор новизны порой играет решающую роль в проявлении у человека ранее сформированных качеств, а значит, в выполнении упражнения. Задача руководителя состоит в том, чтобы заблаговременно, еще в ходе обучения и воспитания, смоделировать обстановку возможной аварии, катастрофы, предусмотреть и поставить обучаемого в такие условия, в которых будут выработаны необходимые для профессиональной деятельности психологические качества. Другими словами, в результате повседневной учебной подготовки до минимума сократить все - то новое, неизвестное, с чем человек может встретиться при выполнении аварийно-спасательных работ. Рассмотрим механизм психологической подготовки, за счет каких внутренних и внешних воздействий осуществляется ее влияние на психику сотрудника МЧС России. На эти и другие вопросы можно получить ответ, если подойти к пониманию основной теоретической и практической задачи психологической подготовки как целенаправленному формированию и закреплению у спасателей психических образов моделей их будущих действий. Логика здесь должна быть такова: чем большее количество предстоящих психических образов, максимально соответствующих экстремальной обстановке, сформируем у сотрудника МЧС России, тем меньше вероятность его попадания в ситуацию неопределенности, неизвестности, которая, как правило, влечет за собой срабатывание у человека пассивно-оборонительного рефлекса а, следовательно, совершение неадекватных действий. Для большего понимания данного вопроса рассмотрим, что по существу представляет собой психический образ действия. Психический образ – это то, что человек увидел, услышал, пережил. Он представляет собой не что иное, как психологическую модель действия в сознании спасателя. Это не снимок, на котором запечатлена какая-либо ситуация, а значительно большее. Это достаточно сложный во времени процесс не только отражения объективной действительности, но и воссоздания ранее пережитых, увиденных образов в целях построения будущей деятельности спасателя, адекватной реально сложившейся ситуации. Регулятором такой деятельности выступают мотивы и потребности сотрудника МЧС России, его установки, а операциональной структурой – профессиональные действия. Поэтому методологически будет верным, если в ходе всей повседневной деятельности по организации психологической подготовки свои усилия руководитель будет направлять на формирование как понятийной, так и образной основы модели предстоящих действий. Важно учитывать, что образ выполнения того или иного действия определяется как его предметным содержанием, так и его значимостью для спасателя. Можно быть прекрасно подготовленным в профессиональном отношении с точки зрения умения водить, спасать, осуществлять переходы и т.д., иметь высокие профессиональные качества, но если не будет развита понятийная основа модели предстоящих действий, являющаяся первоосновой смысловой установки на поведение в экстремальной обстановке, можно утверждать, что с должной эффективностью задание выполнено не будет. Таким образом, психологическая устойчивость детерминируется психологически личностными свойствами, саморегулятивными механизмами, а также уровнем экстремальности воздействующего фактора. Однако если психическая устойчивость обусловлена индивидуально типологическими особенностями спасателя, характеризующими эмоциональную возбудимость и выносливость к дезорганизующему влиянию эмоций, то она в первую очередь определяется степенью выраженности волевого усилия и способностью субъекта осуществлять целенаправленное воздействие на свою эмоциональную сферу. Кроме того, психическая устойчивость может быть детерминирована как врожденными, так и выработанными в процессе жизнедеятельности субъекта психофизиологическими механизмами и личностными качествами, позволяющими бессознательно или осознанно противодействовать эмоциогенным факторам, например, экстремальной обстановки. В результате психологической подготовки у сотрудников МЧС России заблаговременно, еще в ходе повседневной деятельности, должна быть сформулирована психологическая устойчивость (подготовленность), то есть система психологических качеств, определяющих потенциальную возможность спасателей преодолевать трудности и успешно проводить аварийно-спасательные работы. Непосредственно перед выполнением поставленной задачи в процессе психологической подготовки у сотрудников МЧС России должно быть сформировано состояние психологической готовности, то есть настроенности и мобилизованности психики на преодоление предстоящих трудностей служебной деятельности, обеспечивающих успешность достижения цели. Анализ психологической подготовки показывает, что в ее структуре центральное место занимают такие психологические качества как психологическая готовность и устойчивость. Как при проявлении психологической готовности, так и при проявлении психологической устойчивости, в их структуре выступают одни и те же компоненты: мотивационный, эмоциональный, познавательный, интеллектуальный, операциональный и волевой. Мотивационный компонент характеризует стремление специалиста МЧС России преодолевать препятствия, проводить аварийно-спасательные работы, показать себя способным вынести тяготы службы, проявить смелость, решительность, желание самоутвердиться в коллективе спасателей на этой основе. Эмоциональный компонент проявляется в уверенности сотрудника МЧСРоссии, в чувстве воодушевления и удовлетворения поставленной задачей, а также сомнения в своей способности выполнить тот или иной объем работы. Познавательный компонент характеризует представление о характере трудностей предстоящих аварийно-спасательных работ, оценку своих возможностей по управлению собственным поведением и психикой, степень осознания и понимания поставленной задачи. Интеллектуальный компонент характеризует тип мышления спасателя и умственную работоспособность. Операциональный или моторный компонент касается применяемых способов и приемов деятельности специалиста в ходе аварийно спасательных работ. Волевой компонент выражается в самообладании, самоконтроле и саморегуляции в процессе выполнения задач, решимости выполнить поставленную задачу, в подчиненности всех сил для ее достижения, в способности преодолеть стресс и усталость. При проявлении готовности ведущее место занимают такие психологические компоненты как мотивационный, познавательный, интеллектуальный и только потом моторный, волевой и эмоциональный. При проявлении психологической устойчивости соответственно ранг психологических компонентов установился следующим образом: на первом месте волевой, а затем мотивационный, эмоциональный, интеллектуальный, познавательный и моторный. Волевой компонент в психологической устойчивости занимает ведущее положение в связи с тем, что воля способствует целеустремленности, концентрации внимания, систематичности и планомерности мышления, исключению всего того, что могло бы ослабить усилия. Недостаток волевых качеств может привести к тому, что люди ставят себе ничтожные жизненные цели, проявляют вялость в деятельности, вместо здоровой самокритичности занимаются неуместным и бесплодным самобичеванием. Психологическая устойчивость в профессиональной деятельности сотрудника МЧС России в связи с особенностями мотивации достижения цели, характеризуется повышенным чувством уверенности в благополучном исходе этой деятельности. Однако, такое повышение характерно лишь для тех, кто четко ориентирован на достижение результата. Волевое усилие – это энергия мысли и эмоции, с помощью которой мы осуществляем переадресовку психической энергии от одного энергетического источника к другому. Воля преодолевает конфликт разнонаправленных психических энергий и посылает сигнал психической энергии на физиологический уровень, где приходят в действие иные формы энергии, в частности, менять образ жизни, преодолевать расстояния, переделывать плохо сделанную работу и т.п. В жизни безличной холодной воли мы не знаем. Например, И.М.Сеченов причину действий человека видел в чувственных возбуждениях, мыслях и моральных чувствах, придающих действию определенный смысл. Регулятивную функцию воли сделал предметом своего анализа еще М.Я.Басов (1922 г.). Воля понимается им как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции, прилаживая их друг к другу, и перестраивая их в соответствии с решаемой задачей. Власть личности над своими душевными состояниями, писал М.Я.Басов, возможна только лишь при наличии в составе ее душевного единства некоего регулятивного фактора. Таким фактором здоровья личность всегда и обладает в действительности. И имя его – воля. По его мнению, регулятивная функция воли проявляется всегда во внимании, которое есть «акт регуляции». Волевое усилие М.Я. Басов рассматривает как «субъективное выражение регулятивной волевой функции» или внимание, поскольку это «одно и то же явление, лишь обозначаемое различными терминами». По его мнению, восприятие, мышление, эмоции (чувствование) регулируются через смену содержания сознания, то есть через отвлечение внимания. Воля лишена способности порождать действия или мысли, она только регулирует их, считал Басов. Идеи произвольной регуляции действий человека и различных психических процессов были развиты в работах Л.С. Выготского. Признавая за волей функции понуждения и выбора действии, Выготский главным в проблеме воли считал произвольную регуляцию поведения и психических процессов. Отсюда меняется им и проблема, в рамках которой ставится вопрос о воле. Первичной проблемой становится не порождение действия, а «овладение собой». В этой проблеме воля есть одна из стадий «овладения собственным поведением», что мы называем составляющей «психической устойчивости» человека. Управление аффектами и действиями считает сущностью воли К. Левин. Волевое действие, но его мнению, есть действие «надполевое», когда при действии, которым мы владеем, типичным является то, что вся наша личность не поглощена данным полем: мы стоим как бы над вещами, сохраняя большую власть над действиями. Большинство авторов в отечественной и зарубежной психологии определяют волю как особую способность человека (А. Коллинз и др.). Еще Аристотель отмечал, что воля есть способность человека к определенной активности, идущей от него самого. Эту точку зрения разделял А. Шопенгауэр. Т. Рибо указывал, что всвоих развитых формах воля есть способность к активности, идущей от личности как целостного образования «Я». Д. Локк понимал волю как способность осуществлять действие. Всякое подлинно волевое действие, отмечал Выготский, является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Функцию воли он видел в порождении действий, в их побуждении и детерминации, и выборе целей, в их регуляции, отмечая, что в инициации и осуществлении действий участвуют личностные образования, определяющие различные характеристики действий, в первую очередь, волевые качества (настойчивость, решительность, упорство и др.). Преодолевая, например, страх смерти, воля проявляется в мужестве и решительности спасателя. Волевую устойчивость спасателей развивают по следующим направлениям: - Формированием индивидуальной физиологической и психологической выносливости, чтобы они были готовы к преодолению различных трудностей, к деятельности в экстремальных условиях в напряженном ритме; - Повышением уровня устойчивости профессиональных навыков в интересах быстрого и своевременного выполнения обязанностей; - Формированием психологической готовности к неожиданным действиям; - Выработкой и закреплением в психологии каждого спасателя таких качеств, как непритязательность, неприхотливость, умеренность в желаниях и потребностях, которые должны сменить склонность к комфорту и неумению вести аварийно–спасательные работы в неблагоприятных природных и климатических условиях; - Формированием устойчивой групповой психологической спайки внутри коллектива спасателей вырабатываемой на основе выполнения совместных служебных обязанностей сотрудниками МЧС России. Общепризнано, что в ходе повседневной деятельности заблаговременно формируется психологическая подготовленность или заблаговременная устойчивость, как система психологических качеств (знаний, навыков и умений), которая определяет потенциальную возможность человека преодолевать трудности и успешно выполнять поставленные задачи. С получением задачи и с непосредственным ориентированием человека на возможность ее выполнения, в любое время приступить к ее выполнению у специалиста МЧС России на первый план выходит психологическая готовность, как нацеленность и активность или настроенность и мобилизованность психики спасателя на преодоление каких–либо трудностей, а также само их преодоление. То есть психологическая готовность работает на этапе перехода от повседневной жизнедеятельности к выполнению служебных задач. С началом выполнения задач начинает проявляться психологическая устойчивость в виде сохранения и функционирования ранее сформированных качеств или формирования новых, ранее не имевшихся качеств в виде опыта. Другими словами, одновременно с заблаговременной устойчивостью формируется и длительная готовность, основанная на ранее приобретенных знаниях, навыках, умениях, опыте и других профессионально важных качествах. Своевременное проведение психологической подготовки позволило бы не снижать штатную работоспособность спасателей, повысить эффективность их действий впервые часы после катастрофы, то есть в то время, когда имеется наибольшая возможность помочь пострадавшим. Подготовленность специалистов к действиям в ЧС существенно снижает людские, а нередко и материальные потери. Руководителю аварийно-спасательного подразделения при организации психологической подготовки необходимо исходить из принципа опережающего формирования понятийной основы модели действий по отношению к образной. Это значит, что любой замысел в реализации психологической подготовки должен получать свое начало посредством активизации убеждений в необходимости и важности поставленных задач, закреплении мотивационных установок, накопления представлений об условиях выполнения аварийно-спасательных работ и т.д. В этих целях могут широко применяться оправдавшие себя методы психологической подготовки, связанные в основном со словесным, устным воздействием начальников, командиров, других специалистов на психику подчиненных – убеждение, внушение и т.д. Однако одной только установки для решения задач психологической подготовки крайне недостаточно. Успешность действий спасателя во многом зависит от того, насколько сформированные у него психические образы соответствуют реальной действительности. Для этого он должен чувственно заполнить психический образ модели профессиональной деятельности, выполняя действия в ходе тренировок, учений днем и ночью. В этих условиях можно широко использовать методы, позволяющие закрепить образную основу модели действий посредством закалки необходимых профессионально важных качеств. Они могут включать в себя: упражнения и тренировки на специальных тренажерах, имитаторах, учебных полях, на аэродромах; физические и спортивные упражнения по преодолению специальной полосы препятствий спасателя, единой полосы препятствий, преодолению, заграждений, завалов, водных рубежей; спортивные игры и состязания; психологические упражнения для целенаправленного развития познавательных, эмоциональных и волевых качеств; психологический тренинг по сплочению коллектива, формированию психологической совместимости, коллективизма, взаимозаменяемости и др. В психолого-педагогической литературе сформировались различные подходы к пониманию организации и проведению психологической подготовки с учетом того, что психологическая подготовка осуществляется в ходе воспитания (воспитательными структурами), обучения (отдел оперативного планирования) и при проведении мероприятий собственно психологической подготовки. Поскольку обучение, воспитание и собственно психологическая подготовка тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, важно рассмотреть, какие качества, свойства, психические процессы и состояния формируются в каждой из перечисленных областей. Осуществляя самый общий анализ, можно констатировать, что в процессе воспитания у сотрудников МЧС России вырабатываются навыки и привычки поведения в различных условиях, а, следовательно, развиваются волевые качества: осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности и ее адаптация к новым условиям; спасатели целенаправленно ориентируются на преодоление возможных трудностей в условиях проведения аварийно-спасательных работ, им прививается стойкость, гражданственность, мужество, убежденность в необходимости своих действий и др. В процессе обучения формируются и закаляются необходимые для успешного оказания помощи пострадавшим морально-волевые качества и чувства (мужество, стойкость, смелость, решительность, инициативность, готовность к выполнению задач, чувство коллективизма), активизируются мотивационные установки; посредством накопления соответствующих знаний формируются представления о той или иной чрезвычайной ситуации, происходит закрепление навыков и умений способствует развитию психологической готовности, устойчивости и др. Однако сводить психологическую подготовку только к обучению и воспитанию было бы неверным. Обучение и воспитание гораздо шире по решаемым задачам, чем психологическая подготовка. Однако, существует целый ряд таких задач, особенно по формированию, развитию и закалке необходимых для выполнения задач психологических и специальных качеств, которые могут быть решены только в процессе психологической подготовки. Например, закрепление и развитие навыков и умений, необходимых для выполнения конкретной задачи; активизация познавательных процессов, мотивов, способностей, характерных для того или иного специалиста МЧС России или таких специальных качеств спасателя, как осмотрительность, глазомер, мышление, координация движений, устойчивость к перегрузке и др. Таким образом, наряду с обучением и воспитанием осуществляется и психологическая подготовка, в ходе которой формируются необходимые для выполнения задач профессионально важные качества (мужество, героизм, гражданственность и др.), которые должны соответствовать общим целевым установкам и требованиям, предъявляемым к личному составу спасательных формирований. Ей в большей мере присущи специфические методы (тренажи, идеомоторные тренировки, изучение основных признаков характерных ситуаций и др.). В процессе психологической подготовки решаются вопросы осознания поставленной задачи, убеждения спасателей в необходимости беспрекословного ее выполнения, активизации в этих целях готовности и других, специфических профессионально важных качеств. Основными направлениями психологической подготовки сотрудников МЧС России являются: - формирование у спасателей научно обоснованных знаний о действиях по спасению пострадавших, убеждений, готовности к самопожертвованию, к совершению самоотверженных поступков во имя спасения пострадавших; - повышение уровня профессиональных навыков и умений, психологической и физиологической выносливости спасателей, воспитание непритязательности, неприхотливости, умеренности в желаниях и потребностях; - привитие доверия к руководителям, к командирам и начальникам, выработка установки на беспрекословное повиновение и послушание, воспитание благонадежности и лояльности к политике государства; - снижение психических травм. Эффективность проводимой работы во многом зависит от того, насколько пунктуально будут соблюдаться принципы психологического моделирования обстановки проведения спасательных работ (адекватность психических состоянии и действий условиям проведения аварийно-спасательных работ), а также профессионально-тактической обусловленностью содержания психологической подготовки решаемыми задачами в различных частях и подразделениях спасательных воинских формирований, от степени обеспечения безопасности действий в ходе выполнения упражнений и тренировок. Кроме того, важно соблюдать психологическое соответствие учебных и служебных задач, проблемность создаваемых учебных ситуаций. Психологическая подготовка может рассматриваться как психологическое обеспечение всех видов профессиональной учебы путем моделирования психогенных факторов обстановки аварии, катастрофы, стихийного бедствия. Главная цель моделирования – создание психической напряженности в интересах формирования у спасателей умений и навыков эффективно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций. Практика показывает, что целесообразно для этого использовать следующие приемы: - Создание условий внезапности, неопределенности, дефицита информации и времени, высокого темпа действий или монотонности, дискомфорта, необходимости совмещать несколько видов деятельности одновременно и других психогенных факторов, требующих ответственности, решительности и риска при принятии решений; - Воздействие криками, воплями, стонами; - Использование тошнотворных и других резких, неприятных запахов; - Имитация результатов землетрясений и др. путем размещения на нем муляжей трупов, разрушенных объектов, техники и др.; - Требование действовать быстрее, постоянно докладывать об обстановке; - Проведение занятий в неблагоприятных погодных условиях, продолжительные действия без сна; - Совершение длительных маршей в сложных условиях; - Введение отказов в действии техники и приборов; - Широкое применение инженерных заграждений; Моделирование предусматривает ряд этапов: планирование, организацию, контроль, анализ и коррекцию. Все они обязательны и реальны для любого мероприятия (вида) профессиональной подготовки в части или подразделении спасателей. Для этого необходимо постоянное и активное взаимодействие руководителя, командира управления по делам ГО и ЧС, заместителя командира по воспитательной работе. Так, на этапе планирования конкретного занятия (например, учения) специалистом-психологом осуществляется экспертиза, которая позволяет замерить количество включенных в его план психогенных факторов из общего числа их необходимого набора, возможность психологических потерь. Такой подход дает возможность спрогнозировать уровень профессиональной и психологической подготовленности как отдельных спасателей, так и экипажей, подразделений и т.д. В ходе занятий командир (руководитель) совместно с заместителем по воспитательной работе, психологом осуществляют контроль, анализ и коррекцию их организации и методики проведения. При этом психологический анализ позволяет установить динамику развития учебно-профессиональной ситуации и психических состояний каждого специалиста. Они фиксируются на специальных бланках. Затем с их помощью вскрываются причины трудностей и ошибок в профессиональной подготовке, несоответствия обстановки уровню психических состояний обучаемых, перенапряженности и срывов в их деятельности. Важно то, что в дальнейшем эти данные могут представлять собой методику психологического воздействия при подготовке спасателей соответствующих специальностей. Передовой опыт показывает, что психологическая модель чрезвычайной ситуации создается путем: - Использования различных средств имитации (учебные имитаторы, дымовые шашки, ракеты (сигнальные), огнесмеси и т.д.); трансляция записи стонов, воплей и др.; - Создания пожаров, макетов разрушенных зданий, размещения поврежденной техники, создания всевозможных инженерных заграждений и препятствий, проволочных и малозаметных заграждений, рвов, ловушек, завалов, баррикад, разрушенных участков дорог и мостов и др. Осуществляя различные композиции вышеперечисленных средств в зависимости от решаемых задач, психолог совместно с руководителями и командирами может осознанно вводить в процесс учебной деятельности различные психологические факторы, способные вызывать как позитивную активность спасателя, так и отрицательные психические явления. Так, создание угрозы для жизни сотрудников МЧС России сопровождается действием фактора опасности, реальным огневым воздействием, фактором неопределенности, дефицитом информации и др. Умелое, продуманное введение в учебный процесс указанных факторов позволяет реально смоделировать отдельные элементы проведения аварийно-спасательных работ, а, следовательно, решать задачи психологической подготовки. Таким образом, психологическая подготовка представляет собой деятельность руководителей, командиров, заместителей по воспитательной работе, психологов и других должностных лиц по формированию у спасателей психологической готовности и устойчивости, эмоционально-волевых качеств, позволяющих действовать активно, инициативно, умело, используя средства спасения, навыки выживания в чрезвычайных условиях, максимально уменьшать вероятность встречи с неизвестным при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Психологическая подготовка сотрудников МЧС РФ рассматривается в числе важнейших задач, стоящих перед силами РСЧС. Главное в психологической подготовке состоит в том, чтобы на основе общечеловеческих ценностей развить у спасателя психологическую устойчивость и готовность квыполнению поставленных задач. Психологическая подготовка – это комплекс специальных мероприятии, органически включенных в систему профессиональной учебы и всей спасательной службы. Посредством их достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами профессионального мастерства и реальными психологическими требованиями проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |