Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая подготовка спасателей как основа для формирования психологической устойчивости




 

Психологическая подготовка сотрудников МЧС России – система целенаправленных воздействий, деятельность руководителей, имеющая целью формирование и закрепление у спасателей психологической готовности и устойчивости преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных ка­честв, приобретения опыта успешных действий в моделируемых условиях обстановки проведения аварийно-спасательных работ.

Формирование профессиональной устойчивости (подготовленности) осу­ществляется в процессе повседневной учебной деятельности сотрудников МЧС России, в ходе выполнения повседневных задач. Основная цель этой деятельности заключается в изменении характера влияния возникаю­щей в экстремальной обстановке напряженности на функционирование психики и активность спасателя: от угнетающего до нейтрального и даже стимулирую­щего.

В ходе обучения и воспитания любого спе­циалиста МЧС России предусмотрено формирование широкого спектра необхо­димых для выполнения профессиональной деятельности качеств. Однако опыт выполнения задач в экстремальных усло­виях показывает, что не каждое качество, ранее сформированное, может про­явиться у спасателя при изменении условий деятельности (погода, рельеф местности, видимость, воздействие отрицательных факторов аварии, катастрофы, стихийного бедствия и др.), особенно при переходе к ведению аварийно-спасательных работ. Есть очень много примеров того, когда специалист успешно выполняет упражне­ние на учебных занятиях и далеко не лучшим образом выполняет его при изме­нении условий, когда пассивно-оборонительные рефлексы фактически способст­вуют неадекватному обстановке поведению спасателя и снижают результатив­ность служебной деятельности.

Таким образом, фактор новизны порой играет решающую роль в проявле­нии у человека ранее сформированных качеств, а значит, в выполнении упраж­нения. Задача руководителя состоит в том, чтобы заблаговременно, еще в ходе обучения и воспитания, смоделировать обстановку возможной аварии, катастрофы, предусмотреть и поставить обучаемого в такие условия, в которых будут выработаны необходимые для профессиональной деятельности психологические качества. Другими словами, в результате повседневной учебной подготовки до минимума сократить все - то новое, неизвестное, с чем человек мо­жет встретиться при выполнении аварийно-спасательных работ.

Рассмотрим механизм психологической подготовки, за счет каких внутренних и внешних воздействий осуществляется ее влияние на психику сотрудника МЧС России. На эти и другие вопросы можно получить ответ, ес­ли подойти к пониманию основной теоретической и практической задачи психо­логической подготовки как целенаправленному формированию и закреплению у спасателей психических образов моделей их будущих действий. Логика здесь должна быть такова: чем большее количество предстоящих психических образов, максимально соответствующих экстремальной обстановке, сформируем у со­трудника МЧС России, тем меньше вероятность его попадания в ситуацию неоп­ределенности, неизвестности, которая, как правило, влечет за собой срабатывание у человека пассивно-оборонительного рефлекса а, следовательно, совершение неадекватных действий.

Для большего понимания данного вопроса рассмотрим, что по существу представляет собой психический образ действия. Психический образ – это то, что человек увидел, услышал, пережил. Он представляет собой не что иное, как пси­хологическую модель действия в сознании спасателя. Это не снимок, на котором запечатлена какая-либо ситуация, а значительно большее. Это достаточно сложный во времени процесс не только отражения объективной действительности, но и воссоздания ранее пережитых, увиденных образов в целях построения будущей деятельности спасателя, адекватной реально сложившейся ситуации. Регулятором такой деятельности выступают мотивы и потребности сотрудника МЧС России, его установки, а операциональной структурой – профессиональные действия. Поэтому методологически будет верным, если в ходе всей повседнев­ной деятельности по организации психологической подготовки свои усилия ру­ководитель будет направлять на формирование как понятийной, так и образной основы модели предстоящих действий.

Важно учитывать, что образ выполнения того или иного действия опреде­ляется как его предметным содержанием, так и его значимостью для спасателя. Можно быть пре­красно подготовленным в профессиональном отношении с точки зрения умения водить, спасать, осуществлять переходы и т.д., иметь высокие профессио­нальные качества, но если не будет развита понятийная основа модели пред­стоящих действий, являющаяся первоосновой смысловой установки на поведе­ние в экстремальной обстановке, можно утверждать, что с должной эффективно­стью задание выполнено не будет.

Таким образом, психологическая устойчивость детерминируется психоло­гически личностными свойствами, саморегулятивными механизмами, а также уровнем экстремальности воздействующего фактора. Однако если психическая устойчивость обусловлена индивидуально типологическими особенностями спа­сателя, характеризующими эмоциональную возбудимость и выносливость к дез­организующему влиянию эмоций, то она в первую очередь определяется степе­нью выраженности волевого усилия и способностью субъекта осуществлять целенаправленное воздействие на свою эмоциональную сферу. Кроме того, психи­ческая устойчивость может быть детерминирована как врожденными, так и вы­работанными в процессе жизнедеятельности субъекта психофизиологическими механизмами и личностными качествами, позволяющими бессознательно или осознанно противодействовать эмоциогенным факторам, например, экстремальной обстановки.

В результате психологической подготовки у сотрудников МЧС России за­благовременно, еще в ходе повседневной деятельности, должна быть сформули­рована психологическая устойчивость (подготовленность), то есть система пси­хологических качеств, определяющих потенциальную возможность спасателей преодолевать трудности и успешно проводить аварийно-спасательные работы.

Непосредственно перед выполнением поставленной задачи в процессе пси­хологической подготовки у сотрудников МЧС России должно быть сформирова­но состояние психологической готовности, то есть настроенности и мобилизо­ванности психики на преодоление предстоящих трудностей служебной деятель­ности, обеспечивающих успешность достижения цели.

Анализ психологической подготовки показывает, что в ее структуре центральное место занимают такие психологические качества как психологическая готовность и устойчивость. Как при проявлении психологической готовности, так и при проявлении психологической устойчивости, в их структуре выступают одни и те же компоненты: мотивационный, эмоцио­нальный, познавательный, интеллектуальный, операциональный и волевой.

Мотивационный компонент характеризует стремление специалиста МЧС России преодолевать препят­ствия, проводить аварийно-спасательные работы, показать себя способным вынести тяго­ты службы, проявить смелость, решительность, желание самоутвердиться в коллективе спасателей на этой основе.

Эмоциональный компонент проявляется в уверенности сотрудника МЧСРоссии, в чувстве воодушевления и удовлетворения поставленной задачей, а также сомнения в своей способности выполнить тот или иной объем работы.

Познавательный компонент характеризует представление о характере трудностей предстоящих аварийно-спасательных работ, оценку своих возможностей по управлению соб­ственным поведением и психикой, степень осознания и понимания поставленной задачи.

Интеллектуальный компонент характеризует тип мышления спасателя и умственную работоспособ­ность.

Операциональный или моторный компонент касается применяемых способов и приемов деятельности специалиста в ходе аварийно спасательных работ.

Волевой компонент выражается в самообладании, самоконтроле и саморе­гуляции в процессе выполнения задач, решимости выполнить поставленную задачу, в подчиненности всех сил для ее достижения, в способности преодолеть стресс и усталость.

При проявлении готовности ведущее место занимают такие психологические компоненты как мотивационный, познавательный, интеллектуальный и только потом моторный, волевой и эмоциональный.

При проявлении психологической устойчивости соответственно ранг пси­хологических компонентов установился следующим образом: на первом месте волевой, а затем мотивационный, эмоциональный, интеллектуальный, познава­тельный и моторный.

Волевой компонент в психологической ус­тойчивости занимает ведущее положение в связи с тем, что воля способствует целеустремленности, концентрации внимания, систематичности и планомерности мышления, исклю­чению всего того, что могло бы ослабить усилия. Недостаток волевых качеств может привести к тому, что люди ставят себе ничтожные жизненные цели, проявляют вялость в деятельности, вместо здоровой самокритичности занимаются неуместным и бесплодным самобичеванием. Психологическая устойчивость в профессиональной деятельности сотрудника МЧС России в связи с особенностя­ми мотивации достижения цели, характеризуется повышенным чувством уверенности в благополучном исходе этой деятельности. Однако, такое повышение характерно лишь для тех, кто четко ориентирован на достижение результата.

Волевое усилие  –  это энергия мысли и эмоции, с помощью которой мы осуществляем переадресовку психической энергии от одного энергетического источника к другому. Воля преодолевает конфликт разнонаправленных психи­ческих энергий и посылает сигнал психической энергии на физиологический уровень, где приходят в действие иные формы энергии, в частности, менять об­раз жизни, преодолевать расстояния, переделывать плохо сделанную работу и т.п.

В жизни безличной холодной воли мы не знаем. Например, И.М.Сеченов причину действий человека видел в чувственных возбуждениях, мыслях и мо­ральных чувствах, придающих действию определенный смысл.

Регулятивную функцию воли сделал предметом своего анализа еще М.Я.Басов (1922 г.). Воля понимается им как психический механизм, через кото­рый личность регулирует свои психические функции, прилаживая их друг к дру­гу, и перестраивая их в соответствии с решаемой задачей. Власть личности над своими душевными состояниями, писал М.Я.Басов,          возможна только лишь при наличии в составе ее душевного единства некоего регулятивного фактора. Таким фактором здоровья личность всегда и обладает в действительности. И имя его – воля. По его мнению, регулятивная функция воли проявляется всегда во внимании, которое есть «акт регуляции». Волевое усилие М.Я. Басов рассматри­вает как «субъективное выражение регулятивной волевой функции» или внимание, поскольку это «одно и то же явление, лишь обозначаемое различными терминами». По его мнению, восприятие, мышление, эмоции (чувствование) регу­лируются через смену содержания сознания, то есть через отвлечение вни­мания. Воля лишена способности порождать действия или мысли, она только ре­гулирует их, считал Басов.

Идеи произвольной регуляции действий человека и различных психиче­ских процессов были развиты в работах Л.С. Выготского. Признавая за волей функции понуждения и выбора действии,              Выготский главным в проблеме воли считал произвольную регуляцию поведения и психических процессов. От­сюда меняется им и проблема, в рамках которой ставится вопрос о воле. Первич­ной проблемой становится не порождение действия, а «овладение собой». В этой проблеме воля есть одна из стадий «овладения собственным поведением», что мы называем составляющей «психической устойчивости» человека. Управление аффектами и действиями считает сущностью воли К. Левин. Волевое действие, но его мнению, есть действие «надполевое», когда при действии, которым мы владе­ем, типичным является то, что вся наша личность не поглощена данным полем: мы стоим как бы над вещами, сохраняя большую власть над действиями.

Большинство авторов в отечественной и зарубежной психологии определяют волю как особую способность человека (А. Коллинз и др.). Еще Аристотель отмечал, что воля есть способность человека к определенной активности, идущей от него самого. Эту точку зрения разделял А. Шопенгауэр. Т. Рибо указывал, что всвоих развитых формах воля есть способность к активности, идущей от личности как целостного образования «Я».  Д. Локк понимал волю как способность осуще­ствлять действие. Всякое подлинно волевое действие, отмечал Выготский, является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Функцию воли он видел в порождении действий, в их побуждении и детерминации, и выборе целей, в их регуляции, отмечая, что в инициации и осуществлении действий участвуют личностные образования, определяющие различные характеристики действий, в первую очередь, волевые качества (настойчивость, решительность, упорство и др.). Преодолевая, например, страх смерти, воля проявляется в муже­стве и решительности спасателя.

Волевую устойчивость спасателей развивают по следующим направлениям:

- Формированием индивидуальной физиологической и психологической выносливости, чтобы они были готовы к преодолению различных трудностей, к деятельности в экстремальных условиях в напряженном ритме;

- Повышением уровня устойчивости профессиональных навыков в интересах быстрого и своевременного выполнения обязанностей;

- Формированием психологической готовности к неожиданным действиям;

- Выработкой и закреплением в психологии каждого спасателя таких качеств, как непритязательность, неприхотливость, умеренность в желаниях и потребностях, которые должны сменить склонность к комфорту и неумению вести аварийно–спасательные работы в неблагоприятных природных и климатических условиях;

- Формированием устойчивой групповой психологической спайки внутри коллектива спасателей вырабатываемой на основе выполнения совместных служебных обязанностей сотрудниками МЧС России.

Общепризнано, что в ходе повседневной деятельности заблаговременно формируется психологическая подготовленность или заблаговре­менная устойчивость, как система психологических качеств (знаний, навыков и умений), которая определяет потенциальную возможность человека преодолевать труд­ности и успешно выполнять поставленные задачи.

С получением задачи и с непосредственным ориентированием человека на возможность ее выполнения, в любое время приступить к ее выполнению у специалиста МЧС России на первый план выходит психологическая готовность, как нацелен­ность и активность или настроенность и мобилизованность психики спасателя на преодоление каких–либо трудностей, а также само их преодоление. То есть пси­хологическая готовность работает на этапе перехода от повседневной жизнедея­тельности к выполнению служебных задач.

С началом выполнения задач начинает проявляться психологическая ус­тойчивость в виде сохранения и функционирования ранее сформированных ка­честв или формирования новых, ранее не имевшихся качеств в виде опыта. Дру­гими словами, одновременно с заблаговременной устойчивостью формируется и длительная готовность, основанная на ранее приобретенных знаниях, навыках, умениях, опыте и других профессионально важных качествах.

Своевременное проведение психологической подготовки позволило бы не снижать штатную работоспособность спасателей, повысить эффективность их действий впервые часы после катастрофы, то есть в то время, когда имеется наибольшая возможность помочь пострадавшим. Подготовленность специалистов к действиям в ЧС существенно снижает людские, а нередко и материальные потери.

Руководителю аварийно-спасательного подразделения при организации психологической подготовки необходимо исходить из принципа опережающего формирования понятийной основы модели действий по отношению к образной. Это значит, что любой замысел в реализа­ции психологической подготовки должен получать свое начало посредством ак­тивизации убеждений в необходимости и важности поставленных задач, закреп­лении мотивационных установок, накопления представлений об условиях вы­полнения аварийно-спасательных работ и т.д. В этих целях могут широко применяться оп­равдавшие себя методы психологической подготовки, связанные в основном со словесным, устным воздействием начальников, командиров, других специали­стов на психику подчиненных – убеждение, внушение и т.д.

Однако одной только установки для решения задач психологической под­готовки крайне недостаточно. Успешность действий спасателя во многом зави­сит от того, насколько сформированные у него психические образы соответству­ют реальной действительности. Для этого он должен чувственно заполнить пси­хический образ модели профессиональной деятельности, выполняя действия в ходе тренировок, учений днем и ночью. В этих условиях можно широко исполь­зовать методы, позволяющие закрепить образную основу модели действий по­средством закалки необходимых профессионально важных качеств. Они могут включать в себя: упражнения и тренировки на специальных тренажерах, имита­торах, учебных полях, на аэродромах; физические и спортивные упражнения по преодолению специальной полосы препятствий спасателя, единой полосы препятствий, преодолению, заграждений, завалов, водных рубежей; спортивные иг­ры и состязания; психологические упражнения для целенаправленного развития познавательных, эмоциональных и волевых качеств; психологический тренинг по сплочению коллектива, формированию психологической совместимости, кол­лективизма, взаимозаменяемости и др.

В психолого-педагогической литературе сформировались различные подходы к пониманию организации и проведению психологической подготовки с учетом того, что психологическая подготовка осуществляется в ходе воспитания (воспитательными структурами), обучения (отдел оперативного планирования) и при проведении мероприятий собственно психологической подготовки. Поскольку обучение, воспитание и собственно психологическая подготовка тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, важно рассмотреть, какие качества, свой­ства, психические процессы и состояния формируются в каждой из перечисленных областей. Осуществляя самый общий анализ, можно констатировать, что в процессе воспитания у сотрудников МЧС России вырабатываются навыки и привычки поведения в различных условиях, а, следовательно, развиваются воле­вые качества: осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности и ее адаптация к новым условиям; спасатели целенаправленно ориентируются на преодоление возможных трудностей в условиях проведения аварийно-спасательных работ, им прививается стойкость, гражданственность, мужество, убежденность в необходимости своих действий и др.

В процессе обучения формируются и закаляются необходимые для успеш­ного оказания помощи пострадавшим морально-волевые качества и чувства (мужество, стой­кость, смелость, решительность, инициативность, готовность к выполнению за­дач, чувство коллективизма), активизируются мотивационные установки; по­средством накопления соответствующих знаний формируются представления о той или иной чрезвычайной ситуации, происходит закрепление навыков и умений способ­ствует развитию психологической готовности, устойчивости и др.

Однако сводить психологическую подготовку только к обучению и воспи­танию было бы неверным. Обучение и воспитание гораздо шире по решаемым задачам, чем психологическая подготовка. Однако, существует целый ряд таких задач, особенно по формированию, развитию и закалке необходимых для выпол­нения задач психологических и специальных качеств, которые могут быть ре­шены только в процессе психологической подготовки. Например, закрепление и развитие навыков и умений, необходимых для выполнения конкретной задачи; активизация познавательных процессов, мотивов, способностей, характерных для того или иного специалиста МЧС России или таких специальных ка­честв спасателя, как осмотрительность, глазомер, мышление, координация движений, устойчивость к перегрузке и др.

Таким образом, наряду с обучением и воспитанием осуществляется и пси­хологическая подготовка, в ходе которой формируются необходимые для выпол­нения задач профессионально важные качества (мужество, героизм, гражданственность и др.), которые должны соответствовать общим целевым установкам и требовани­ям, предъявляемым к личному составу спасательных формирований. Ей в боль­шей мере присущи специфические методы (тренажи, идеомоторные тренировки, изучение основных признаков характерных ситуаций и др.).

В процессе психо­логической подготовки решаются вопросы осознания поставленной задачи, убежде­ния спасателей в необходимости беспрекословного ее выполнения, активиза­ции в этих целях готовности и других, специфических профессионально важных качеств.

Основными направлениями психологической подготовки сотрудников МЧС России являются:

- формирование у спасателей научно обоснованных знаний о действиях по спасению пострадавших, убеждений, готовности к самопожерт­вованию, к совершению самоотверженных поступков во имя спасения пострадав­ших;

- повышение уровня профессиональных навыков и умений, психологической и физиологической выносливости спасателей, воспитание непритязательности, неприхотливости, умеренности в желаниях и потребностях;

- привитие доверия к руководителям, к командирам и начальникам, выработка установки на беспреко­словное повиновение и послушание, воспитание благонадежности и лояльности к политике государства;

- снижение психических травм.

Эффективность проводимой работы во многом зависит от того, насколько пунктуально будут соблюдаться принципы психологического моделирования об­становки проведения спасательных работ (адекватность психических состоянии и действий условиям проведения аварийно-спасательных работ), а также профессионально-тактической обусловленностью содержания психологической подготовки решае­мыми задачами в различных частях и подразделениях спасательных воинских формирований, от степени обеспечения безопасности действий в ходе выполнения упражнений и тренировок. Кроме того, важно соблюдать психологическое соответствие учебных и служебных задач,  проблемность создаваемых учебных ситуаций.

Психологическая подготовка может рассматриваться как психологическое обеспечение всех видов профессиональной учебы путем моделирования психогенных факторов обстановки аварии, катастрофы, стихийного бедствия.

Главная цель моделирования – создание психической напряженности в интересах формирования у спасателей умений и навыков эффективно действо­вать в условиях чрезвычайных ситуаций. Практика показывает, что целесооб­разно для этого использовать следующие приемы:

- Создание условий внезапности, неопределенности, дефицита информации и времени, высокого темпа действий или монотонности, дискомфорта, необходимости совме­щать несколько видов деятельности одновременно и других психогенных факто­ров, требующих ответственности, решительности и риска при принятии решений;

- Воздействие криками, воплями, стонами;

- Использование тошнотворных и других резких, неприятных запахов;

- Имитация результатов землетрясений и др. путем размещения на нем му­ляжей трупов, разрушенных объектов, техники и др.;

- Требование действовать быстрее, посто­янно докладывать об обстановке;

- Проведение занятий в неблагоприятных погодных условиях, продолжительные действия без сна;

- Совершение длительных маршей в сложных условиях;

- Введение отказов в действии техники и приборов;

- Широкое применение инженерных заграждений;

Моделирование предусматривает ряд этапов: планирование, организацию, контроль, анализ и коррекцию. Все они обязательны и реальны для любого ме­роприятия (вида) профессиональной подготовки в части или подразделении спасателей. Для этого необходимо постоянное и активное взаимодействие руководителя, командира управления по делам ГО и ЧС, заместителя командира по воспитательной работе.

Так, на этапе пла­нирования конкретного занятия (например, учения) специалистом-психологом осуществляется экспертиза, которая позволяет замерить количество включенных в его план психогенных факторов из общего числа их необходимого набора, возможность психологических потерь. Та­кой подход дает возможность спрогнозировать уровень профессиональной и психологической подготовленности как отдельных спасателей, так и экипажей, подразделений и т.д.

В ходе занятий командир (руководитель) совместно с заместителем по воспитатель­ной работе, психологом осуществляют контроль, анализ и коррекцию их организации и методики проведения. При этом психологический анализ позволяет установить ди­намику развития учебно-профессиональной ситуации и психических состояний каждого специалиста. Они фиксируются на специальных бланках. Затем с их помощью вскрываются причины трудностей и ошибок в профессиональной подготовке, несоответствия обстановки уровню психических состояний обучаемых, перенапряженности и срывов в их деятельности. Важно то, что в дальнейшем эти дан­ные могут представлять собой методику психологического воздействия при под­готовке спасателей соответствующих специальностей.

Передовой опыт показывает, что психологическая модель чрезвычайной ситуации создается путем:

- Использования различных средств имитации (учебные имитаторы, дымо­вые шашки, ракеты (сигнальные), огнесмеси и т.д.); трансляция записи стонов, воплей и др.;

- Создания пожаров, макетов разрушенных зданий, размещения поврежденной техники, создания всевозможных инженерных заграждений и препятствий, проволочных и малозаметных заграждений, рвов, ловушек, завалов, баррикад, разрушенных уча­стков дорог и мостов и др.

Осуществляя различные композиции вышеперечисленных средств в зави­симости от решаемых задач, психолог совместно с руководителями и команди­рами может осознанно вводить в процесс учебной деятельности различные пси­хологические факторы, способные вызывать как позитивную активность спаса­теля, так и отрицательные психические явления. Так, создание угрозы для жизни сотрудников МЧС России сопровождается действием фактора опасности, реаль­ным огневым воздействием, фактором неопределенности, дефицитом информации и др.

Умелое, продуманное введение в учебный процесс указанных факторов позволяет реаль­но смоделировать отдельные элементы проведения аварийно-спасательных работ, а, следо­вательно, решать задачи психологической подготовки.

Таким образом, психологическая подготовка представляет собой деятельность руководителей, командиров, заместителей по воспитательной работе, психологов и других должностных лиц по формированию у спасателей психологической готовности и устойчиво­сти, эмоционально-волевых качеств, по­зволяющих действовать активно, инициативно, умело, используя средства спасе­ния, навыки выживания в чрезвычайных условиях, максимально уменьшать ве­роятность встречи с неизвестным при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Психологическая подготовка сотрудников МЧС РФ рассматривается в числе важнейших задач, стоящих перед силами РСЧС. Главное в психологической подготовке состоит в том, чтобы на основе общечеловеческих ценностей развить у спасателя психологическую устойчивость и готовность квыполнению поставленных задач.

Психологическая подготовка – это комплекс специальных мероприятии, органически включенных в систему профессиональной учебы и всей спасатель­ной службы. Посредством их достигается максимальное соответствие между ка­чествами личности и коллектива, элементами профессионального мастерства и реальными психологическими требованиями проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...