Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды психологической подготовки спасателей и их характеристика
Общие положения
Осуществление большого объема АСДНР, как показывает опыт ликвидации крупных аварий и катастроф, требует от личного состава формирований самоотверженных усилий. Длительное пребывание формирований в очаге поражения может оказать неблагоприятное психологическое воздействие на людей: у них может появиться излишняя настороженность, медлительность в действиях, неоправданное стремление к проведению лечебных мероприятий. Также нельзя исключить возможность появления временных эмоциональных потрясений, проявления чувства страха и неуверенности. Поэтому личный состав спасательных формирований должны быть подготовлены в психологическом отношении так, чтобы в любых условиях суметь быстро преодолеть влияние отрицательных факторов негативного воздействия. Психологическая подготовка определяется как деятельность по формированию качеств, обеспечивающих устойчивость и готовность переносить экстремальные нагрузки в особых условиях. Условно можно выделить 3 вида психологической подготовки: общая, специальная и целевая.
Общая психологическая подготовка спасателей
Общая психологическая подготовка– это деятельность руководителей, командиров по формированию у личного состава патриотизма, уверенности в своих силах, профессиональной активности, готовности к самопожертвованию, то есть конкретной мотивации, целеустремленности, направленности. Она предполагает вооружение личного состава необходимыми психологическими знаниями, формирование психологической готовности и устойчивости к выполнению профессиональных задач. Общая психологическая подготовка достигается путем: - Вооружения спасателей знаниями, в том числе профессионально- психологическими; - Формирования представлений об эффективных действиях по ликвидации последствий ЧС, о характере их воздействия на психику и сознание; - Формирования у личного состава положительной направленности, целеустремленности и мотивов для добросовестного выполнения своего долга и т.п. Основные виды общей психологической подготовки: - Постоянное изучение командирами формирований морально– психологического состояния личного состава, настроений в коллективе и отдельных бойцов формирований; - Правильная организация деятельности коллектива (постоянная и разумная занятость людей, выполнение конкретных задач отвлекают от мыслей о грядущей опасности, от излишней тревоги); - Хорошо поставленная информация о сложившейся обстановке (ничто так угнетающе не действует на психику людей, как неизвестность), решениях руководящих органов, предстоящих задачах и способах их выполнения; - Развитие волевых качеств (целеустремленности и инициативности, решительности и смелости, выдержки и самообладания, настойчивости и упорства); - Совершенствование профессиональных качеств: физических (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и психологических (готовности к опасности, риску); - Развитие профессиональных ощущений и восприятии (чувства пространства и времени, температурных ощущений и т.д.); - Взаимоподдержка окружающих, ориентировка на положительного лидера; - Контроль за поведением морально неустойчивых людей, постоянное влияние на них и, при необходимости, их изоляция. Таблица 1. Программа общей психологической подготовки спасательных формирований ГУ МЧС РФ по Костромской области.
Содержание излагаемых тем.
Тема 1. Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Понятие психологии. Предмет психологии. Процессы деятельности, мотивы и типы поведения. Индивидуально-психологические особенности личности, закономерности их изменения и развития. Явления и факты сознания, психика и связанные с ней психические явления (факты внутреннего, субъективного опыта – личные ощущения, мысли, желания, чувства). История развития психологии как науки. Различные взгляды на ее развитие. Структура психологии, ее отрасли. Общая психология. Разделение отраслей психологии по принципам: - по принципу деятельности (психология юридическая, труда, математическая, медицинская, экстремальная, политическая и т.д.); - по принципу развития (взрослая, зоопсихология, дифференциальная, специальная, психофизиология); - по принципу отношений личности и общества (психология управления, общения, личности, социальная).
Тема 2. Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. История спасательного дела в России, профессиональные традиции, их роль в формировании личностных качеств спасателей. Спасение людей – доминирующий мотив профессии. Профессиональное становление спасателя. Роль морального фактора, примеры мужества и героизма спасателей при ликвидации ЧС. Возрастание значения профессии «спасатель». Понятие этики, этических норм как одного из правил обращения спасателя к людям. Основные мотивы профессиональной деятельности спасателей. Занятие 2. Практическое – 2 часа. Проведение тестирования с целью выявления особенностей мотивации спасателя. Мотив – внутренняя сила для совершения действия. Мотивы осознанные (цель), неосознанные (эмоции). Тема 3. Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Психологические свойства личности спасателя. Проблема направленности личности и различные точки зрения на нее. Структура направленности личности спасателя (потребности, мотивы, цели, установка, перспективы). Виды направленности (зрелость, широта, интенсивность, устойчивость, действенность) личности спасателей. Персональные приемы психологического воздействия в зависимости от свойств характера и темперамента спасателя, его нервной системы, особенностей восприятия и памяти, настроения и т. д. Темперамент как одно из важных психических свойств личности спасателя. Сферы проявления, концепции темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), их отражение на профессиональной деятельности спасателя. Понятие характера. Его определение и возникающие в связи с этим проблемы. Определение способности. Проявление способности в профессиональной деятельности спасателя. Занятие 2. Практическое – 2 часа. Проведение тестирования обучаемых с целью определения уровня развития профессионально важных качеств спасателей, выработка способности выдерживать большие нервно-психические нагрузки, напряженность и лишения, не снижая при этом качества решения служебно-боевых задач, развитие внимательности, бдительности, разумной осторожности, находчивости, быстроты реакции и других психологических качеств, умений, навыков.
Тема 4.Занятие 1.Теоретическое – 2 часа. Понятие здоровье. Норма психического здоровья. Изучение уровней психического здоровья:личностно–смысловой уровень, уровень реализации, психофизиологический уровень. Эшелоны физиологических резервов. Представление об уровне социально-психологической адаптации. Проблема дезадаптации. Оценка нарушений личности и отклонений в ее развитии с помощью критериев психического здоровья. Адекватный возраст, уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности спасателей. Адаптивность в микросоциальных отношениях. Изучение деятельности спасателя в трудных ситуациях, из которых можно выйти только при мобилизации внутренних резервов. Занятие 2. Практическое – 2 часа. Проверка соответствия психической норме и выявления отклонения от нее, при помощи тестов. Освоение методик определения состояния человека. Выработка способности самоуправления поведением. Разумное планирование жизненных целей и поддержание активности в их достижении.
Тема 5.Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Понятие стресс. История изучения и современные представления стресса. Влияние стресса на психику спасателя. Кривая развития стрессовой ситуации. Стадии развития общего адаптационного синдрома: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения. Понятие о стрессоустойчивости. Психофизиология стресса, или как работает организм при возникновении стрессовой ситуации. Изучение природы возникновения стресса. Физиологические и психологические проявления стресса у спасателей при действиях в очагах поражения. Механизмы стресса. Характер протекания стрессовой реакции в зависимости от факторов, важнейшими из которых являются личностные особенности и физиологические параметры организма человека. Виды (уровни) реакций человека на стресс. Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса. Отсроченные реакции, посттравматическое стрессовое расстройство. Проведение профилактических мероприятий.
Тема 6.Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме. Занятие 2. Практическое –2 часа. Формирование практических навыков по выработке устойчивости к стрессу. Определение у спасателей уровней общей физической работоспособности и мощности. Определение индивидуально допустимых физических нагрузок для спасателей. Определение времени отдыха и уровня калорийности питания спасателей, необходимых для их быстрого восстановления после рабочих нагрузок. Определение реабилитационных и лечебных мероприятий для спасателей, выполняющих работы в условиях воздействий на них различных поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Проведение активных методов отдыха. Занятия 3 и 4. Практические – по 2 часа. Формирование практических навыков аутогенной тренировки. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Освоение методик проведения тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.
Тема 7.Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Понятие профессионального развития. Роль в обеспечении успешности деятельности спасателя. Требования профессиональной деятельности к психологическим особенностям спасателя: личностным характеристикам (эмоциональной устойчивости в экстремальных условиях, стилю взаимоотношений в отряде, готовности к риску, дисциплинированности, настойчивости и целеустремленности при ведении спасательных работ); статистическим и динамическим характеристикам психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти, мышления в экстремальных условиях функционирования; способностям к управлению собственным состоянием и работоспособностью, к мобилизации психических и физических резервов организма, к воздействию на других спасателей в критической обстановке, творческой организации деятельности в условиях неопределенности. Занятие 2. Практическое – 2 часа. Проведение тестирования обучаемых с целью выявления степени развития необходимых профессионально-важных качеств, умений и навыков. Беседа и обсуждение результатов тестирования в рамках индивидуальной психологической консультации. Ознакомление обучаемых с их индивидуальными особенностями, рекомендации по способам их коррекции и учета. Беседа о дальнейшем профессиональном развитии в структуре МЧС.
Тема 8.Занятие 1. Теоретическое –2 часа. Понятие психическая готовность в сочетании с профессиональными навыками, их роль в обеспечении успешности деятельности спасателя. Осознание особенностей и условий будущей деятельности. Формирование уверенности в своих силах и готовности к волевым напряжениям в специфических условиях деятельности. Организация своего поведения в трудной обстановке. Мобилизация физических и духовных сил на выполнение поставленной задачи. Уровень профессионального мастерства, опыт действий в сложных условиях спасательных и аварийно-восстановительных работ при ЧС. Медико-психологические методы и средства регуляции уровня функционального состояния спасателей в условиях выполнения АСДНР. Изучение воздействующих неблагоприятных физических, химических биологических факторов окружающей среды. Нейтрализация негативных предстартовых состояний, оказание психологической помощи спасателям в экстремальных условиях. Само и взаимопомощь в ходе спасательных работ. Психофизиологический комплекс восстановления работоспособности спасателей. Проведение специальных групповых бесед на темы восстановления рабочего состояния.
Тема 9.Занятие 1. Практическое – 2 часа. Структура профессиональной наблюдательности спасателей. Внимание как один из элементов наблюдательности. Проведение тренировок систематического наблюдения. Память и ее роль в оценке чрезвычайной ситуации. Наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная память. Использование памяти в практической деятельности спасателя. Изучение способа связующих звеньев. Тренировка памяти. Понятие профессиональное мышление специалиста МЧС России. Схема этапов мыслительного действия. Свойства мышления спасателей: критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, творческий ум. Проведение практического обучения.
2.2.3 Специальная психологическая подготовка спасателей
Специальная психологическая подготовка предусматривает выработку у личного состава психологической готовности и устойчивости при подготовке к конкретным видам аварийно-спасательных и других неотложных работ. Она осуществляется путем формирования высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях, готовности к решительным коллективным и одиночным действиям. Специальная психологическая подготовка осуществляется в процессе учебы, проведения специальных психофизических тренировок. Постоянное пребывание спасателей в ситуациях опасности, актуализация необходимых психических качеств личности формирует многочисленные модели поведения в условиях ЧС. Личный состав должен владеть простейшими приемами разрядки напряженности, психической саморегуляции и волевой мобилизации, восстановления психических и физических сил, снятие угнетающего воздействия возможных неудач. Специальная психологическая подготовка предполагает: - Адаптацию психики спасателя к факторам обстановки ЧС. - Формирование способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам ЧС. - Приобретение опыта действий в экстремальных, опасных ситуациях и выработку на этой основе психологической устойчивости. - Формирование навыков психологической адаптации и реадаптации для стимуляции психических познавательных процессов и состояний. - Выполнение задач в условиях дефицита времени. - Необходимость принятия самостоятельных ответственных решений в экстремальных условиях и т.д. Люди по –разному реагируют на опасности, но одно бесспорно: хорошо подготовленный, обученный человек более стоек в морально психологическом отношении, он действует уверенно и смело. И наоборот, слабо подготовленный проявляет неуверенность, сомнения, поддается отрицательным эмоциям, плохо ориентируется в обстановке, может вызвать панику и сам стать ее жертвой. Особую психологическую неустойчивость проявляют люди, не осведомленные о воздействии опасных факторов на человека. Люди, получившие знания и навыки ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, во всех случаях реальной опасности оказываются более устойчивыми в психологическом отношении. Знание основных вопросов окажет положительное психологическое воздействие на личный состав формирований, заставит по иному оценить важность различных защитных мероприятий, поможет сформировать у людей уверенность в надежности используемой ими техники и способности выполнить поставленные задачи. Наиболее эффективный способ обучения – практическая отработка нормативов, приемов и способов защиты и выполнения работ. Тренировки, отработка приемов и способов действий, выработка практических навыков помогают человеку приспосабливаться к разнообразной обстановке, т.е. адаптироваться. На учениях и занятиях с формированиями спасателей необходимо внесение в действия людей допустимых элементов напряженности, опасности и риска. Напряженность достигается увеличением физических и нервнопсихических нагрузок путем создания психологической модели сложной, боевой обстановки и внезапностью (неожиданное объявление учебной тревоги, внезапное использование средств имитации, быстрая смена вводных обстановки, «вывод из строя» части личного состава и техники и т.п.). Элементы напряженности и опасности, введенные в учебный процесс, постепенно приучают людей преодолевать самую высокую психологическую нагрузку, активно выполнять свою задачу в сложной и напряженной обстановке. Бесстрашие, хладнокровие, ловкость, физическая выносливость, необходимые при ведении спасательных работ, можно приобрести и закрепить в ходе занятий на специальных полосах препятствий. Каждый спасатель должен четко знать свои задачи и обязанности, а также обладать специфическими качествами, обусловленными специальностью: механизаторы – уверенностью в технике и умением быстро реагировать на изменение обстановки и в связи с этим изменять место и режим работы своей машины или агрегата; разведчики – смелостью, инициативностью, наблюдательностью. Общими требованиями для всех спасателей должны быть: уверенность в правильности своих действий; стойкость и физическая выносливость, связанные с работой в средствах индивидуальной защиты. При подготовке спасателей положительные результаты дают систематические тренировки, на которых одновременно со сдачей нормативов обязательного минимума знаний проводятся состязания по выполнению работ в средствах защиты.
Таблица 2.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 821. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |