Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды психологической подготовки спасателей и их характеристика




Общие положения

 

Осуществление большого объема АСДНР, как показывает опыт ликвидации крупных аварий и катастроф, требует от личного состава формирований самоотверженных усилий. Длительное пребывание формирований в очаге поражения может оказать неблагоприятное психологическое воздействие на людей: у них может появиться излишняя настороженность, медлительность в действиях, неоправданное стремление к проведению лечебных мероприятий. Также нельзя исключить возможность появления временных эмоциональных потрясений, проявления чувства страха и неуверенности. Поэтому личный состав спасательных формирований должны быть подготовлены в психологическом отношении так, чтобы в любых условиях суметь быстро преодолеть влияние отрицательных факторов негативного воздействия.

Психологическая подготовка определяется как деятельность по формированию качеств, обеспечивающих устойчивость и готовность переносить экстремальные нагрузки в особых условиях. Условно можно выделить 3 вида психологической подготовки: общая, специальная и целевая.

 

Общая психологическая подготовка спасателей

 

Общая психологическая подготовка это деятельность руководителей, командиров по формированию у личного состава патриотизма, уверенности в своих силах, профессиональной активности, готовности к самопожертвованию, то есть конкретной мотивации, целеустремленности, направленности. Она предполагает вооружение личного состава необходимыми психологическими знаниями, формирование психологической готовности и устойчивости к выполнению профессиональных задач.

Общая психологическая подготовка достигается путем:

- Вооружения спасателей знаниями, в том числе профессионально- психологическими;

- Формирования представлений об эффективных действиях по ликвидации последствий ЧС, о характере их воздействия на психику и сознание;

- Формирования у личного состава положительной направленности, целеустремленности и мотивов для добросовестного выполнения своего долга и т.п.

Основные виды общей психологической подготовки:

- Постоянное изучение командирами формирований морально психологического состояния личного состава, настроений в коллективе и отдельных бойцов формирований;

- Правильная организация деятельности коллектива (постоянная и разумная занятость людей, выполнение конкретных задач отвлекают от мыслей о грядущей опасности, от излишней тревоги);

- Хорошо поставленная информация о сложившейся обстановке (ничто так угнетающе не действует на психику людей, как неизвестность), решениях руководящих органов, предстоящих задачах и способах их выполнения;

- Развитие волевых качеств (целеустремленности и инициативности, решительности и смелости, выдержки и самообладания, настойчивости и упорства);

- Совершенствование профессиональных качеств: физических (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и психологических (готовности к опасности, риску);

- Развитие профессиональных ощущений и восприятии (чувства пространства и времени, температурных ощущений и т.д.);

- Взаимоподдержка окружающих, ориентировка на положительного лидера;

- Контроль за поведением морально неустойчивых людей, постоянное влияние на них и, при необходимости, их изоляция.

Таблица 1.

Программа общей психологической подготовки спасательных формирований ГУ МЧС РФ по Костромской области.

№ п/п Наименование темы Время (час)
1 Предмет психологии. Структура, задачи, методология.                                                              2
2 Морально-психологический статус, функции и этика спасателя, социальное значение. 4
3 Характеристика личности спасателя, ее психологические свойства, психические состояния и способы влияния на них. 4
4 Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля. 4
5 Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса. 2
6 Методы и приемы саморегуляции в системе профилактики профессионального стресса. 8
7 Планирование профессионального развития. Профессиональное становление. 4
8 Приемы восстановления функционального состояния на рабочем месте. 2
9 Профессиональное мышление.Методы и приемы развития памяти и внимания. 2
Всего   32

Содержание излагаемых тем.

 

Тема 1. Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Понятие психологии. Предмет психологии. Процессы деятельности, мотивы и типы поведения. Индивидуально-психологические особенности личности, закономерности их изменения и развития. Явления и факты сознания, психика и связанные с ней психические явления (факты внутреннего, субъективного опыта – личные ощущения, мысли, желания, чувства). История развития психологии как науки. Различные взгляды на ее развитие.

Структура психологии, ее отрасли. Общая психология. Разделение отраслей психологии по принципам:

-  по принципу деятельности (психология юридическая, труда, математическая, медицинская, экстремальная, политическая и т.д.);

- по принципу развития (взрослая, зоопсихология, дифференциальная, специальная, психофизиология);

- по принципу отношений личности и общества (психология управления, общения, личности, социальная).

 

Тема 2. Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. История спасательного дела в России, профессиональные традиции, их роль в формировании личностных качеств спасателей. Спасение людей – доминирующий мотив профессии. Профессиональное становление спасателя. Роль морального фактора, примеры мужества и героизма спасателей при ликвидации ЧС. Возрастание значения профессии «спасатель». Понятие этики, этических норм как одного из правил обращения спасателя к людям. Основные мотивы профессиональной деятельности спасателей.

Занятие 2. Практическое – 2 часа. Проведение тестирования с целью выявления особенностей мотивации спасателя. Мотив – внутренняя сила для совершения действия. Мотивы осознанные (цель), неосознанные (эмоции).

Тема 3. Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Психологические свойства личности спасателя. Проблема направленности личности и различные точки зрения на нее. Структура направленности личности спасателя (потребности, мотивы, цели, установка, перспективы). Виды направленности (зрелость, широта, интенсивность, устойчивость, действенность) личности спасателей.

Персональные приемы психологического воздействия в зависимости от свойств характера и темперамента спасателя, его нервной системы, особенностей восприятия и памяти, настроения и т. д.

Темперамент как одно из важных психических свойств личности спасателя. Сферы проявления, концепции темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), их отражение на профессиональной деятельности спасателя. Понятие характера. Его определение и возникающие в связи с этим проблемы. Определение способности. Проявление способности в профессиональной деятельности спасателя.

Занятие 2. Практическое – 2 часа. Проведение тестирования обучаемых с целью определения уровня развития профессионально важных качеств спасателей, выработка способности выдерживать большие нервно-психические нагрузки, напряженность и лишения, не снижая при этом качества решения служебно-боевых задач, развитие внимательности, бдительности, разумной осторожности, находчивости, быстроты реакции и других психологических качеств, умений, навыков.

 

 

Тема 4.Занятие 1.Теоретическое – 2 часа. Понятие здоровье. Норма психического здоровья.

Изучение уровней психического здоровья:личностно–смысловой уровень, уровень реализации, психофизиологический уровень. Эшелоны физиологических резервов. Представление об уровне социально-психологической адаптации. Проблема дезадаптации. Оценка нарушений личности и отклонений в ее развитии с помощью критериев психического здоровья. Адекватный возраст, уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности спасателей. Адаптивность в микросоциальных отношениях. Изучение деятельности спасателя в трудных ситуациях, из которых можно выйти только при мобилизации внутренних резервов.

Занятие 2. Практическое – 2 часа. Проверка соответствия психической норме и выявления отклонения от нее, при помощи тестов. Освоение методик определения состояния человека. Выработка способности самоуправления поведением. Разумное планирование жизненных целей и поддержание актив­ности в их достижении.

 

Тема 5.Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Понятие стресс. История изучения и современные представления стресса. Влияние стресса на психику спасателя. Кривая развития стрессовой ситуации. Стадии развития общего адаптационного синдрома: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения. Понятие о стрессоустойчивости.

Психофизиология стресса, или как работает организм при возникновении стрессовой ситуации. Изучение природы возникновения стресса. Физиологические и психологические проявления стресса у спасателей при действиях в очагах поражения. Механизмы стресса. Характер про­текания стрессовой реакции в зависимости от факторов, важнейшими из которых являются личностные особенно­сти и физиологические параметры организма человека. Виды (уровни) реакций человека на стресс. Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса. Отсроченные реакции, посттравматическое стрессовое расстройство. Проведение профилактических мероприятий.

 

Тема 6.Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме.

Занятие 2. Практическое –2 часа. Формирование практических навыков по выработке устойчивости к стрессу. Определение у спасателей уровней общей физической работоспособности и мощности. Определение индивидуально допустимых физических нагрузок для спасателей. Определение времени отдыха и уровня калорийности питания спасателей, необходимых для их быстрого восстановления после рабочих нагрузок. Определение реабилитационных и лечебных мероприятий для спасателей, выполняющих работы в условиях воздействий на них различных поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Проведение активных методов отдыха.

Занятия 3 и 4. Практические – по 2 часа. Формирование практических навыков аутогенной тренировки.

Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Освоение методик проведения тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.

 

 

Тема 7.Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Понятие профессионального развития. Роль в обеспечении успешности деятельности спасателя.

Требования профессиональной деятельности к психологическим особенностям спасателя: личностным характеристикам (эмоциональной устойчивости в экстремальных условиях, стилю взаимоотношений в отряде, готовности к риску, дисциплинированности, настойчивости и целеустремленности при ведении спасательных работ); статистическим и динамическим характеристикам психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти, мышления в экстремальных условиях функционирования; способностям к управлению собственным состоянием и работоспособностью, к мобилизации психических и физических резервов организма, к воздействию на других спасателей в критической обстановке, творческой организации деятельности в условиях неопределенности.

Занятие 2. Практическое – 2 часа. Проведение тестирования обучаемых с целью выявления степени развития необходимых профессионально-важных качеств, умений и навыков.

Беседа и обсуждение результатов тестирования в рамках индивидуальной психологической консультации. Ознакомление обучаемых с их индивидуальными особенностями, рекомендации по способам их коррекции и учета. Беседа о дальнейшем профессиональном развитии в структуре МЧС.

 

 

Тема 8.Занятие 1. Теоретическое –2 часа. Понятие психическая готовность в сочетании с профессиональными навыками, их роль в обеспечении успешности деятельности спасателя. Осознание особенностей и условий будущей деятельности. Формирование уверенности в своих силах и готовности к волевым напряжениям в специфических условиях деятельности. Организация своего поведения в трудной обстановке. Мобилизация физических и духовных сил на выполнение поставленной задачи. Уровень профессионального мастерства, опыт действий в сложных условиях спасатель­ных и аварийно-восстановительных работ при ЧС. Медико-психологические методы и средства регуляции уровня функционального состояния спасателей в условиях выполнения АСДНР. Изучение воздействующих неблагоприятных физических, химических биологических факторов окружающей среды. Нейтрализация негативных предстартовых состояний, оказание психологической помощи спасателям в экстремальных условиях. Само и взаимопомощь в ходе спасательных работ.  Психофизиологический комплекс восстановления работоспособности спасателей. Проведение специальных групповых бесед на темы восстановления рабочего состояния.

 

Тема 9.Занятие 1. Практическое – 2 часа. Структура профессиональной наблюдательности спасателей. Внимание как один из элементов наблюдательности. Проведение тренировок систематического наблюдения.

Память и ее роль в оценке чрезвычайной ситуации. Наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная память. Использование памяти в практической деятельности спасателя. Изучение способа связующих звеньев. Тренировка памяти. Понятие профессиональное мышление специалиста МЧС России. Схема этапов мыслительного действия. Свойства мышления спасателей: критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, творческий ум. Проведение практического обучения.

 

2.2.3 Специальная психологическая подготовка спасателей

 

Специальная психологическая подготовка предусматривает выработку у личного состава психологической готовности и устойчивости при подготовке к конкретным видам аварийно-спасательных и других неотложных работ. Она осуществляется путем формирования высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях, готовности к решительным коллективным и одиночным действиям. Специальная психологическая подготовка осуществляется в процессе учебы, проведения специальных психофизических тренировок.

Постоянное пребывание спасателей в ситуациях опасности, актуализация необходимых психических качеств личности формирует многочисленные модели поведения в условиях ЧС. Личный состав должен владеть простейшими приемами разрядки напряженности, психической саморегуляции и волевой мобилизации, восстановления психических и физических сил, снятие угнетающего воздействия возможных неудач.

Специальная психологическая подготовка предполагает:

- Адаптацию психики спасателя к факторам обстановки ЧС.

- Формирование способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам ЧС.

- Приобретение опыта действий в экстремальных, опасных ситуациях и выработку на этой основе психологической устойчивости.

- Формирование навыков психологической адаптации и реадаптации для стимуляции психических познавательных процессов и состояний.

- Выполнение задач в условиях дефицита времени.

- Необходимость принятия самостоятельных ответственных решений в экстремальных условиях и т.д.

Люди по разному реагируют на опасности, но одно бесспорно: хорошо подготовленный, обученный человек более стоек в морально психологическом отношении, он действует уверенно и смело. И наоборот, слабо подготовленный проявляет неуверенность, сомнения, поддается отрицательным эмоциям, плохо ориентируется в обстановке, может вызвать панику и сам стать ее жертвой.

Особую психологическую неустойчивость проявляют люди, не осведомленные о воздействии опасных факторов на человека. Люди, получившие знания и навыки ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, во всех случаях реальной опасности оказываются более устойчивыми в психологическом отношении. Знание основных вопросов окажет положительное психологическое воздействие на личный состав формирований, заставит по иному оценить важность различных защитных мероприятий, поможет сформировать у людей уверенность в надежности используемой ими техники и способности выполнить поставленные задачи.

Наиболее эффективный способ обучения – практическая отработка нормативов, приемов и способов защиты и выполнения работ. Тренировки, отработка приемов и способов действий, выработка практических навыков помогают человеку приспосабливаться к разнообразной обстановке, т.е. адаптироваться.

На учениях и занятиях с формированиями спасателей необходимо внесение в действия людей допустимых элементов напряженности, опасности и риска. Напряженность достигается увеличением физических и нервнопсихических нагрузок путем создания психологической модели сложной, боевой обстановки и внезапностью (неожиданное объявление учебной тревоги, внезапное использование средств имитации, быстрая смена вводных обстановки, «вывод из строя» части личного состава и техники и т.п.).

Элементы напряженности и опасности, введенные в учебный процесс, постепенно приучают людей преодолевать самую высокую психологическую нагрузку, активно выполнять свою задачу в сложной и напряженной обстановке. Бесстрашие, хладнокровие, ловкость, физическая выносливость, необходимые при ведении спасательных работ, можно приобрести и закрепить в ходе занятий на специальных полосах препятствий. Каждый спасатель должен четко знать свои задачи и обязанности, а также обладать специфическими качествами, обусловленными специальностью: механизаторы – уверенностью в технике и умением быстро реагировать на изменение обстановки и в связи с этим изменять место и режим работы своей машины или агрегата; разведчики – смелостью, инициативностью, наблюдательностью. Общими требованиями для всех спасателей должны быть: уверенность в правильности своих действий; стойкость и физическая выносливость, связанные с работой в средствах индивидуальной защиты.

При подготовке спасателей положительные результаты дают систематические тренировки, на которых одновременно со сдачей нормативов обязательного минимума знаний проводятся состязания по выполнению работ в средствах защиты.

 

 

Таблица 2.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 693.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...