![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕКОТОРЫМИ ПОНЯТИЯМИ НУМЕРАЦИИ ЦЕЛЫХ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
1. О преемственности в изучении натуральных чисел в ДОУ и начальной школе. 2. Натуральные числа. Количественные и порядковые натуральные числа. 3. Правила счета. Принцип построения натурального ряда чисел. 4. Этапы изучения темы «Числа в пределах 10». Примеры заданий. 5. Цифры. Примеры заданий. 6. Число и цифра 0. Десяток. 7. Виды заданий, используемых при знакомстве ребенка с нумерацией однозначных чисел.
О преемственности в изучении натуральных чисел в ДОУ и начальной школе В программах математического образования ребенка младшего возраста существует целый ряд «сквозных» математических понятий, с которыми дети встречаются и в детском саду, и в начальной школе. Ребенку легче адаптироваться к школьному обучению, если имеет место преемственная связь в изучении математических понятий. Некоторые педагоги полагают, что единственный путь реализации такой преемственной связи лежит в создании непрерывных дошкольно-школьных курсов математики. Однако в реальной жизни этот путь практически не приносит плодов, поскольку имеют место миграция населения и неравномерность в развитии ребенка дошкольного возраста, которая никак не укладывается в такой непрерывный курс.
случае процесс формирования начальных математических представлений и понятий будет носить действительно преемственный характер. Предлагаемые методические приемы и подходы могут быть использованы при работе по любой программе математического развития ребенка дошкольного возраста.
Натуральные числа. Количественные и передовые натуральные числа Натуральными называют числа, которые были придуманы людьми для счета элементов реальных множеств (животных, людей, различных предметов), а также для Фиксированиярезультатовиз^рения~величин?длинт,тг масзсы, времени, площади и ДР0Г Как и многие математические понятия, понятие натурального числа возникло из потребностей практики. Уже в глубокой древности нужно было сравнивать между собой различные множества. Простейшим способом такого сравнения было установление взаимно однозначного соответствия между множествами, при котором каждому элементу из одного множества ставился в соответствие единственный элемент из другого. Если такое соответствие имело место, то множества считались равночисленными (все пары — полные). Если часть элементов второго множества оставалась без пары, то считали, что в первом множестве меньше элементов, чем во втором. Со временем для сравнения стали применять множества-посредники (пальцы, камешки, узелки...) — их называют «числовые фигуры»; на следующем этапе в результате процесса абстрагирования появилось понятие числа: один, два и т. п. После того как понятие натурального числа сформировалось, числа стали самостоятельными объектами науки «математика» и появилась возможность изучать числа и действия с ними, независимо от характера породивших их множеств. В математике говорят: число — это общее свойство класса конечных равномощных (т. е. равночисленных) множеств. Наука, изучающая числа и действия с ними, получила название «арифметика» («агШшюз» в переводе с греческого означает «число»). Каждое множество равномощно только одному числу сюда мы знаем, что если при повторном пересчете объе* получаются различные результаты, это означает ош» счета). Поскольку число обозначает количественную хара ристику множества, его называют — количественное ни ральное число. (Если мы хотим получить ответ на вощ «Сколько?», речь идет о количественном числе.) При счете элементов множества происходит процесс нумерации. Счет — это процесс упорядочивания множе путем присвоения каждому элементу определенного номе В этом случае натуральное число обозначает собой пог ковый номер некоторого элемента и называется в силу Э1 числом порядковым. Эти две роли натурального числа на отражение в русском языке: порядковые натуральные 41 выражаются порядковыми числительными — первый, вте третий т. д.; количественные — количественными числш ными один, два и т. д.
Правила счета. Принцип построения натурального ряда чисел Итак, счет — это процесс нумерации элементов множеств. Этот процесс подчиняется определенным правилам: • первому отмеченному предмету ставится в соответствии число 1; • на каждом следующем шаге выбирается предмет, ещ< отмеченный ранее; • ему ставится в соответствие число, следующее за пос ним из уже названных. В основе построения множества натуральных чисел (обоа начается Ш) лежит следующий принцип: каждое число начиная со второго, на единицу больше предыдущего. Усвоение ребенком этого принципа является центрально задачей изучения нумерации первого десятка в школе. П скольку тема «Числа в пределах 10» изучается в любой совре менной альтернативной дошкольной математической програм ме, с точки зрения преемственных связей имеет смысл сделать усвоение этого принципа центральной задачей изучения это: темы в ДОУ.
Этапы изучения темы «Числа в пределах 10». Примеры заданий Прежде всего отметим, что с методической точки зрения изучение темы «Числа в пределах 10» целесообразно разделить на два этапа: 1-й этап (подготовительный):основное внимание уделяется формированию умения устанавливать взаимно однозначное соответствие между сравниваемыми множествами. Следует предлагать детям сравненивать равночисленные (эквивалентные) и неравночисленные множества путем установления взаимно однозначного соответствия, что постепенно подводит ребенка к пониманию смысла количественной характеристики множества, которую мы называем числом. Приведем примеры заданий, которые воспитатель может использовать для всех возрастов, варьируя количество предметов от 5-6 для младшей и средней группы до 10 в старшей группе. Упражнение 1 Материалы. Фланелеграф и картонные модели фигур. Способ выполнения. Педагог выкладывает на фланелегра-фе несколько фигур двух видов: кружки и квадраты. Задание. Определить, чего больше, кружков или квадратов? Фигурки надо выставлять на фланелеграф вразброс, чтобы ребенок сам понял необходимость установления взаимно однозначного соответствия и самостоятельно выполнил его любым способом, и их должно быть достаточное количество для того, чтобы ответ нельзя было дать сразу, опираясь на визуальное восприятие, без установления взаимно однозначного соответствия. Например, так: Подобная ситуация необходимо выводит ребенка на п способа сравнения количественного состава множеств без ресчета элементов. Если в группе есть хорошо считающие до ти, то следует взять еще больше предметов и сделать их визу ально похожими, чтобы затруднить счет (например, сдела их разноцветными и т. п.). Работа на фланелеграфе удобна те что дети могут составлять пары любым образом — выстраив парные предметы напротив друг друга или расставляя пре меты произвольными парами: При этом хорошо видно, что считать пары нет надобности оставшиеся без пары фигуры («лишние») покажут, каких бы ло больше (и на сколько больше). Данные задания являются также базовыми для подготовка к пониманию ребенком смысла отношений «больше на «меньшена», «столькоже». К выводу «столько же» ребенок подведен самим процессо выполнения действий по образованию пар: если все фигур имеют пару, то их — равное количество: «одинаково», «круж ков столько же, сколько квадратиков»; если остались фиг ки без пары, то этих фигур больше, и больше именно на сталг ко, сколько осталось без пары. Не следует форсировать или сокращать этот этап и старать быстрее перейти на способ сравнения множеств на основе пресчета. Должно пройти достаточно времени, чтобы у ребен сформировался устойчивый стереотип правильных действи в подобных ситуациях и чтобы этот стереотип успел интериори зироваться, т. е. перейти во внутренний план действий, чтоб ребенок легко мог выполнять эти действия «в уме» и четко пред ставлял себе смысл и образ ситуации (т. е. легко образовыв пары в уме в любых заданных ситуациях). Полезно предлагать детям уравнять сравниваемые множества. Упражнение 2 Материалы. Фланелеграф и модели фигур Способ выполнения. Педагог предлагает предметную ситуацию. □ □□□□□□□ О О о о о о Задание. Как сделать, чтобы кружков стало столько же, сколько квадратов (квадратов столько же, сколько кружков)? Уравнять эти множества можно двумя способами: убрать два квадратика или добавить два кружка. Понимание и «видение» вариантов выполнения такого задания поможет ребенку в дальнейшем без проблем справляться с простыми задачами вида «больше на», «меньше на», «на сколько больше?», «на сколько меньше? ». |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 975. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |