![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Лекция 7 ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» 1. Постановка проблемы. 2. О значении моделирования абстрактных математических понятий. 3. О психологических предпосылках отбора содержания развивающего курса математики для дошкольников. 4. Методические принципы отбора содержания курса «Математическое развитие дошкольников». 5. Примерная программа курса «Математическое развитие дошкольников».
Постановка проблемы Вопрос о принципах отбора содержания курса математического развития дошкольников является традиционным для этой дисциплины. Любая методическая дисциплина отвечает на три основных вопроса: 1. Зачем обучать? — вопрос о целях и задачах обучения. 2. Чему обучать? — вопрос о содержании обучения в соответствии с поставленными задачами. 3. Как обучать? — вопрос о методологии и частных методиках обучения конкретным понятиям и способам действий с ними. Первый вопрос рассматривался в лекции 1. Ответ на третий вопрос мы обсуждали в общем виде в лекции 4. В этой же лекции постараемся сформулировать ответ на второй вопрос, который предполагает разработку принциповотбора содержания в соответствии с предложенной в данно курсе концепцией математического развития ребенка. Математика как наука не изучает конкретные предметы ил явления в их непосредственном проявлении. Предметом ее изучения являются только количественные и пространственные характеристики изучаемых объектов, явлений, процессо с помощью специфических математических моделей, имеющих высокую степень абстрактности и общности. Если челове в состоянии построить какую-либо модель изучаемого предм та, процесса, ситуации, отношений и описать ее на математическом языке, значит, он обладает тем, что можно назватматематическим мышлением. Очевидно, что задача развития такого вида мышлени должна решаться в процессе обучения математике. Отсюда еле дует, что с первых шагов обучения математике намного важнее так организовать учебный процесс, чтобы ребенок понимал, что математика — это лишь одна из условных моделей мира. Намного важнее учить ребенка определенным моделирующим действиям (умениям), чем конкретным предметным навыкам, так как только в этом случае он сможет впоследствии сознательно оперировать абстрактными математическими понятиями. Модель помогает раскрыть смысл вводимых математических понятий посредством их образной подачи, а подключение резервов образного мышления к усвоению абстрактных математических зависимостей существенно облегчает усвоение и запоминание учебного материала, разгружает память детей, поскольку образ является более компактной единицей, чем цепочка знаковых преобразований или вербальных рассуждений. Психологические исследования показывают, что использование моделирования как способа и модели как средства обучения математике способствует не только формированию математических понятий у ребенка, но и развитию важных психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
О значении моделирования абстрактных математических понятий Моделирование в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких умственных действий, какабстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков дошкольников. В традиционном курсе математического образования в ДОУ основной упор долгие годы делался на обучение в наглядно-чувственной форме. При этом наглядность трактовалась как изобразительность, т. е. изучаемый объект или явление педагог старался воспроизвести как можно ближе к его реальному содержанию либо в предметной имитации, либо в рисунке. Отсюда многократное повторение одних и тех же понятий или образов действий, что породило тактику накопления огромного количества однотипных дидактических материалов, выполняющих иллюстративную роль при формировании небольшого количества математических понятий и способов действий. Причем большую часть этих материалов педагоги изготавливали вручную. Таким образом, настойчиво и целенаправленно дошкольное обучение формировало чисто практическое отношение к математическим знаниям, жестко ограничивая их арифметическим содержанием и его приложениями (измерение величин, простые задачные ситуации, количественные характеристики геометрических фигур). Не владея модельным подходом к изучению математики, дети не только дошкольного, но и школьного возраста нередко бывают убеждены, что смысл и цель этой науки — отразить и выразить отношения видимого окружающего мира, и не понимают опосредованного характера этого отношения. Математика и в школе по-прежнему остается для ребенка гигантским нагромождением отдельных фактов и способов действий, малейшее изменение условий применения которых совершенно выбивает ребенка «из колеи».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |