Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ




Лекция 7

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

1. Постановка проблемы.

2. О значении моделирования абстрактных математических понятий.

3. О психологических предпосылках отбора содержания развивающего курса математики для дошкольников.

4. Методические принципы отбора содержания курса «Ма­тематическое развитие дошкольников».

5. Примерная программа курса «Математическое развитие дошкольников».

 

Постановка проблемы

Вопрос о принципах отбора содержания курса математиче­ского развития дошкольников является традиционным для этой дисциплины. Любая методическая дисциплина отвечает на три основных вопроса:

1. Зачем обучать? — вопрос о целях и задачах обучения.

2. Чему обучать? — вопрос о содержании обучения в соот­ветствии с поставленными задачами.

3. Как обучать? — вопрос о методологии и частных методи­ках обучения конкретным понятиям и способам действий с ними.

Первый вопрос рассматривался в лекции 1. Ответ на тре­тий вопрос мы обсуждали в общем виде в лекции 4.

В этой же лекции постараемся сформулировать ответ на вто­рой вопрос, который предполагает разработку принциповотбора содержания в соответствии с предложенной в данно курсе концепцией математического развития ребенка.

Математика как наука не изучает конкретные предметы ил явления в их непосредственном проявлении. Предметом ее изучения являются только количественные и пространствен­ные характеристики изучаемых объектов, явлений, процессо с помощью специфических математических моделей, имею­щих высокую степень абстрактности и общности. Если челове в состоянии построить какую-либо модель изучаемого предм та, процесса, ситуации, отношений и описать ее на матема­тическом языке, значит, он обладает тем, что можно назватматематическим мышлением.

Очевидно, что задача развития такого вида мышлени должна решаться в процессе обучения математике. Отсюда еле дует, что с первых шагов обучения математике намного важнее так организовать учебный процесс, чтобы ребенок понимал, что математика — это лишь одна из условных моделей мира. Намного важнее учить ребенка определенным моделирующим действиям (умениям), чем конкретным предметным навыкам, так как только в этом случае он сможет впоследствии соз­нательно оперировать абстрактными математическими поня­тиями.

Модель помогает раскрыть смысл вводимых математических понятий посредством их образной подачи, а подключение резер­вов образного мышления к усвоению абстрактных математиче­ских зависимостей существенно облегчает усвоение и запоми­нание учебного материала, разгружает память детей, поскольку образ является более компактной единицей, чем цепочка зна­ковых преобразований или вербальных рассуждений. Психоло­гические исследования показывают, что использование модели­рования как способа и модели как средства обучения математике способствует не только формированию математических понятий у ребенка, но и развитию важных психических функций: вни­мания, памяти, восприятия, мышления.

 

О значении моделирования абстрактных математических понятий

Моделирование в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких умственных действий, какабстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков дошкольников.

В традиционном курсе математического образования в ДОУ основной упор долгие годы делался на обучение в наглядно-чувственной форме. При этом наглядность трактовалась как изобразительность, т. е. изучаемый объект или явление педа­гог старался воспроизвести как можно ближе к его реальному содержанию либо в предметной имитации, либо в рисунке. От­сюда многократное повторение одних и тех же понятий или образов действий, что породило тактику накопления огромно­го количества однотипных дидактических материалов, выпол­няющих иллюстративную роль при формировании небольшого количества математических понятий и способов действий. Причем большую часть этих материалов педагоги изготавлива­ли вручную. Таким образом, настойчиво и целенаправленно дошкольное обучение формировало чисто практическое отно­шение к математическим знаниям, жестко ограничивая их арифметическим содержанием и его приложениями (измере­ние величин, простые задачные ситуации, количественные ха­рактеристики геометрических фигур).

Не владея модельным подходом к изучению математики, дети не только дошкольного, но и школьного возраста нередко бывают убеждены, что смысл и цель этой науки — отразить и выразить отношения видимого окружающего мира, и не по­нимают опосредованного характера этого отношения.

Математика и в школе по-прежнему остается для ребенка гигантским нагромождением отдельных фактов и способов действий, малейшее изменение условий применения которых совершенно выбивает ребенка «из колеи».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...