Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие математических способностей как цель дошкольной математической подготовки




Завершая краткий анализ, можно предположить, что низ­кое качество дошкольной математической подготовки, на кото­рую в последнее десятилетие активно жалуется школа, — это результат, отражающий не столько ограниченные познава­тельные способности и возможности детей в освоении матема­тики как науки высокоабстрактной (и посему маленьким де­тям недоступной) или плохую работу воспитателя, сколько противоречия в разработке, построении и реализации про­грамм дошкольного обучения.

Аксиоматическое положение детской педагогики о том, что далеко не всегда способности ребенка лежат на поверхности, нередко их приходится «раскапывать» и отыскивать1, к со лению, практически не работает при построении методи обучения дошкольника математике. Задача усвоения предм ного содержания (число и действия с ним, измерение велич и решение простых задач) зачастую заслоняет собой главную цель любой педагогический работы — развитие личности, а значит, и способностей, в том числе и математических.

В то же время следует отметить, что существующая систе ма математического образования дошкольников никогда и : ориентировала воспитателя на собственно развитие мат матических способностей. Объясняется это, с одной сторо* ны, отсутствием сколько-нибудь теоретически обоснованных и методически разработанных материалов для воспитателей по развитию математических способностей дошкольников,! а с другой стороны, стереотипом житейского восприятия ма­тематики как предмета сугубо сложного, что значимо влияет на установку педагога в работе с ребенком!

 

Лекция 6

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Развитие познавательной мотивации в дошкольном воз­расте.

2. О математических способностях дошкольников.

3. Познавательные способности дошкольников.

4. Взаимосвязь развития познавательных процессов и ма­тематических способностей дошкольников.

 

Развитие познавательной мотивации в дошкольном возрасте

 

Четкая познавательная направленность активности ребен­ка, как отмечает А.А. Люблинская, — это следствие такихкачеств его личности, как любознательность, пытливость, на­блюдательность1 .

1 См.: Коломинский ЯЛ., Панько ЕЛ. Учителю о психологии детей шес­тилетнего возраста. М., 1988.

Но как показывают исследования психологов, возникно­вение у детей интереса к предметам и явлениям окружающе­го мира прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, ко­торыми воспитатель открывает для него «меру его незна­ния», т. е. то новое, что дополняет его знания о предмете2. При этом чем больше ребенок познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огром­ное прогрессивное и перспективное значение в развитии лич­ности3.

1 См.: Люблинская АЛ. Детская психология. М., 1971. 2 Там же. С. 368. 3 Там же. С. 370.

Таким образом, теоретически можно предположить, что формирование и развитие познавательной мотивации — это самопроизвольный процесс, идущий по нарастающей сам по себе, вслед за усвоением ребенком новых знаний о предмете. То, что в реальной жизни это не так, знает любой воспитатель. Вопрос о способах формирования и развития познавательной сферы и познавательной мотивации, являющейся внутренним двигателем этого развития, в последние десятилетия постепен­но выходит на первый план психологии дошкольного образо­вания. В данной лекции мы хотим показать студентам, что во­прос формирования и развития математических способностей ребенка напрямую связан с вопросом формирования и разви­тия его познавательных способностей, но при этом больше вни­мания уделим вопросам организации внешних условий этого развития (на математическом материале), поскольку это пря­мая сфера деятельности педагога, которая находится в полной зависимости от уровня его профессиональной методической (дидактической) компетенции. Внутренние условия этого раз­вития определяются такими психологическими и психофизио­логическими компонентами, как задатки, тип познавательной деятельности, ведущие характеристики познавательных про­цессов, тип нервной системы и т. д. и т. п., причем эти внут­ренние условия влияют на развитие стиля мышления и спо­собностей, но не однозначно.

 

О математических способностях дошкольников

Изучая проблему формирования и развития математичес ких способностей дошкольников, мы в течение нескольких ле предлагали организовать дискуссию на эту тему воспитателя1 и методистам ДОУ, работающим с детьми всех возрастов: о1 раннего возраста до подготовительной группы. Во всех случая: воспитатели, обычно, уверенно отвечали на вопрос, могут л] они назвать и выделить детей, способных к математике, в сво ей группе.

Аналогичным образом отвечали на этот вопрос и учителе как начального звена, так и предметники. При этом главны» критерием такого выбора у учителей является успешность ре бенка в самом предмете (хотя совершенно очевидно, что эта успешность лишь следствие наличия способностей).

Намного более сложной задачей оказывалось обоснование своего выбора способного к математике ребенка для воспи­тателя ДОУ. И это закономерно, поскольку чем младше ребе­нок, тем меньше у педагога возможностей подменить причину следствием, ссылаясь на успешность ребенка в предмете, при выявлении способных детей.

Математические способности относятся к группе ранних способностей, что является бесспорным историческим фактом и подтверждением того, что изучением этого вопроса следует заниматься не только специалистам-математикам, но и воспи­тателям ДОУ.

Дальнейший анализ понятия «способный ребенок» приво­дит чаще всего к вычленению характеристики «любознатель­ность».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...