Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущностные свойства понятия «учебная деятельность»




В отечественной психолого-педагогической науке утвердил­ся личностно-деятельностный подход к построению теории и практики обучения ребенка. Он базируется на положении,рассматривающем деятельность в качестве условия возник­новения и области проявления активности личности.

Г.И. Щукина выделяет сущностные свойства общего фено­мена деятельности, присущие любому ее виду:

• целеполагание, отличающее человеческую деятельность от реактивности животных (сооружение на инстинктивной ос­нове нор, гнезд и т. д.) в процессе приспособления их к услови­ям жизни;

• преобразующий характер человеческой деятельности в отличие от приспособления животных к среде обитания; деятельность человека направлена на преобразование своего окружения или самого себя;

• предметность деятельности человека, выражающая ее объективно материальную основу, ее связь с предметным миром;

• осознанный характер человеческой деятельности, рас­крывающий ее субъекта, проявляющийся в целеполагании, в прогнозировании деятельности, в перспективных устремле­ниях человека1.

В.В. Репкин определяет учебную деятельность как форму сотрудничества ребенка и взрослого (учителя и ученика), ко­торая направлена на осуществление общей цели. Осуществле-ние этого сотрудничества без осмысления и принятия ребенком субъектной позиции школьника (ученика), что подразумевает сознательную активность личности, невозможно.

Г.И. Вергелес определяет учебную деятельность как деятельность, организуемую учителем в целях преобразована опыта учащихся путем активного присвоения ими социально го опыта, накопленного человечеством2.

1 См.: Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986 2 См.: Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. Л., 1989.

Д.Б. Эльконин, анализируя структуру учебной деятельности, выделяет мотивацию (учебная деятельность полимотиверована — она побуждается и направляется разными мотива ми: познавательными мотивами, интересом к содержанию ил к процессу деятельности, мотивами самосовершенствовани и роста, престижными мотивами и др.); учебную задачу (си< тему заданий, при выполнении которой ребенок осваивает на! более общие способы действий); учебные операции (операцш которые входят в состав способа действий); контроль (в смыс­ле самоконтроль) и оценку (в смысле самооценку). Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления и развития указанных пяти компонентов.

Учебная деятельность чрезвычайно специфична. Ее пред­метом является сам ученик. В процессе учебной деятельности изменения происходят в нем самом, а не в предметах, которые он изучает. Д.Б. Эльконину принадлежат слова о том, что в процессе учебной деятельности у ребенка формируется уме­ние учиться как главное личностное новообразование этого периода.

Интересна мысль Г.И. Вергелес о том, что, поскольку ос­новной единицей учебной деятельности по Д.Б. Эльконину яв­ляется учебная задача, можно рассматривать эту деятельность как систему процессов решения учебных задач.

В этой связи возможно рассмотрение всех компонентов учеб­ной деятельности на языке процесса решения задач. В этом случае перечень структурных компонентов учебной деятель­ности выглядит следующим образом:

• анализ задачи, предложенного задания;

• принятие учебной задачи;

• актуализация имеющихся знаний, необходимых для ре­шения задачи;

• решение задачи;

• контроль и оценка решения.задачи, осознание способов осуществленной деятельности.

Все это представляет те же основные структурные компо­ненты учебной деятельности — мотивационный, содержатель­ный и операционный, но сформулированы они на другом, более конкретном с методической точки зрения языке, облегчающем методическую реализацию на содержательном уровне.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...