Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-педагогические факторы в правовой сфере




Классификация социально-педагогических факторов, влия­ющих на правовую сферу.К социально-педагогическим факто­рам[32] в широком смысле относятся все обстоятельства, события, условия, меры, процессы и др., оказывающие какое-то влияние на педагогические системы, педагогические процессы, педагогические результаты и др. в правовой сфере, а через них и на состояние законности и правопорядка.

По особенностям своей природы все они делятся на две группы:

- собственно педагогические социальные факторы: педагогическая подсистема правовой сферы общества, педагогическая подсистема в правовой системе и органах правопорядка, народная педагогика, система профессионального образования, система вос­питания сотрудников правоохранительных органов, система слу­жебной подготовки, система правового воспитания населения, пе­дагогические цели, задачи, содержание, формы, методы педагоги­ческих систем и процессов, личность и деятельность препода­вателей и других работников образовательных учреждений, педа­гогическое общение, педагогическое взаимодействие, педагогиче­ское воздействие, педагогические условия и др.;

- педагогически-значимые социальные факторы. Они, не являясь педагогическими по своей природе, тем не менее сказывают влияние на педагогические, присущие правовой сфере, а через них на состояние законности, правопорядка и решение профессио­нальных задач юристами. Это социальные и экономические осо­бенности общества и происходящие в нем процессы и изменения, его мораль, состояние культуры, работа средств массовой инфор­мации, правовая система общества, меры по укреплению правопо­рядка и его состояние, управление и его особенности, образ и уро­вень жизни, национальные и этнические особенности населения,
социально-психологические явления (общественное мнение, настроения, традиции, обычаи, мода, слухи) и многие другие.

По своей распространенности, масштабу социально-педагогические факторы выступают как:

- федеральные — характерные для всей страны,

- региональные - распространенные на достаточно больших территориях, группах областей, в республиках к отдельных субъ­ектах Российской Федерации,

- местные — специфичные только для данного города, рай­она, организации, общности, места.

Между ними существуют взаимосвязи, соответствующие кате­гориям общего, особенного и единичного.

По тесноте связи со спецификой проблем законности и пра­вопорядка все социально-педагогические факторы делятся на: фо­новые, правовые, криминогенные и криминальные.

Фоновые социально-педагогические факторы. Они не отно­сятся к правовой сфере, но оказывают на нее, состояние законно­сти и правопорядка, действия юристов широкое и устойчивое влия­ние.

К основным фоновым социально-педагогическим факторам относятся:

а.) педагогически-значимые:

- состояние экономики и уровень жизни населения,

- деятельность органов власти, средств массовой информа­ции, сказывающиеся на общем морально-психологическом климате жизни населения, господствующие общественные мнения, убежде­ния, настроения, интересы, представления о перспективах жизни, устремления порождающие определенные отношения, желания, поступки и деятельность граждан;

- исторические, этнические, культурные, национальные, религиозные и иные особенности населения, его быта, сознания, об­раза жизни, морали, традиций, нравов, привычек, социальных ориентации, преобладающих профессиональных ориентации и способов проведения досуга;

- социальная дифференциация населения, основные соци­альные группы его и их взаимоотношения;

- отношение населения к происходящим в стране процессам и изменениям;

- исторический опыт населения;

б) собственно педагогические:

- уровень образованности, воспитанности, цивилизованности и культуры населения;

- бытующие среди населения взгляды на цели и способы
подготовки подрастающего поколения к жизни, подкрепляемые
соответствующей практикой работы с ним;

- состояние образовательного процесса в школах и иных об­разовательных учреждениях;

- состояние и педагогический уровень внешкольной работы с
подростками и молодежью, культурно-воспитательной организ­ации досуга;

- сплоченность трудовых коллективов и степень выраженно­сти в них признаков воспитывающего коллектива;

- педагогическая осмысленность, преднамеренная нацелен­ность и педагогическая компетентность работы средств массовой информации, органов культуры и организации досуга;

- состояние педагогического всеобуча и педагогической под­готовленности родителей, руководителей различных организаций
и других лиц, чья деятельность реально или в потенции включает
педагогическую функцию.

К.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано на­родностью[33]. Именно широкие социальные факторы, народная педагогика, культура, экономика, стиль, образ и уровень жизни оказывают основополагающее влияние на состояние правопорядка и преступность. Поэтому и говорит, что преступность - социаль­ное явление.

Приведенные факторы составляют как бы фон всей работы по укреплению законности и правопорядка и совершенствованию пе­дагогических аспектов ее. Они многогранно и устойчиво сказыва­ются на процесс деятельности правоохранительных органов, ее трудности и результаты. Их недостатки — глубокие и трудно уст­ранимые причины и условия возникновения и состояния преступ­ности. Однако непосредственное воздействие на них находится вне компетенции работников правоохранительных органов, но учиты­вать их надо.

Правовые социально-педагогические факторы. Они связаны с целенаправленной деятельностью органов власти, общественных формирований и частных структур по укреплению законности и правопорядка. К ним относятся:

а) педагогически-значимые:

- состояние законодательства,

- степень усилий, организованности и успешности деятельно­сти всех органов и структур по укреплению правопорядка, закон­ности, защите прав и свобод граждан, реализации принципа неот­вратимости наказания;

- общественное мнение граждан по вопросам эффективности
деятельности правоохранительных органов, о людях, работающих в них, их коррумпированности и честности;

- вера граждан в возможность встретить человеческое отно­шение, понимание и защиту от правонарушителей у работников правоохранительных органов;

- особенности правосознания населения;

- развитость и эффективность связей правоохранительных органов с населением;

б) собственно педагогические:

- наличие и эффективность системы организованного и эф­фективного правового воспитания (в том числе — правового все­обуча, педагогически целенаправленной правовой пропаганды);

- существование в структурах местного самоуправления и общественных организаций специальных органов, групп и специа­листов, компетентно осуществляющих юридико-педагогическую работу;

- осуществление в трудовых коллективах воспитательной ра­боты по укреплению дисциплины и ответственного отношения к делу, строгое выполнение обязательств;

- педагогическая эффективность всех направлений работы по профилактике правонарушений и преступлений, особенно среди несовершеннолетних;

- педагогическая эффективность системы исполнения наказаний и постпенитенциарной работы;

- педагогическая компетентность всех лиц, участвующих в юридико-педагогической работе;

- направленность и эффективность реализации педагогиче­ской функции всеми специалистами правоохранительных органов при решении профессиональных задач;

- педагогически компетентное управление правоохранитель­ными органами;

- уровень образованности, развитости, воспитанности, про­фессионального мастерства личного состава, сплоченности коллек­тивов правоохранительных органов, наличие в подразделениях, органах, частях системы педагогической работы;

- профессионально-педагогическая подготовленность специа­листов органов внутренних дел, чья деятельность имеет социаль­но-педагогический аспект и педагогическую функцию;

- педагогическая подготовленность работников кадровых ап­паратов, отделов профессиональной подготовки, преподаватель­ского и административного состава юридических образовательных учреждений, работников пресс-центров и служб по связям с обще­ственностью, руководителей занятий по служебной подготовке и др. Заметно усиливает этот фактор наличие в соответствующих подразделениях лиц с основным и послевузовским педагогическим образованием.

Все эти факторы, в зависимости от своих характеристик, по­ложительно или отрицательно, но всегда реально и сильно, сказы­ваются на состоянии правосознания, уровне преступности, а быва­ет, что становятся непосредственной причиной или условием со­вершения правонарушений (в частности, и самими сотрудниками). Управление этими факторами, оптимизация их во власти и воз­можностях руководства территориальных правоохранительных органов.

Криминогенные социально-педагогические факторы.Это факторы, которые непосредственно способствуют зарождению и развитию правонарушающего поведения, а именно:

а) педагогически-значимые:

- снижение уровня общественной морали;

- проявления криминализации и сексуализации досуга, ис­кусства, видеорынка, телевизионных передач (культ силы и наси­лия, жестокости, неуважения к человеку; пропаганда необходимо­сти самозащиты любыми средствами, мести, самосуда; распро­странение уголовного жаргона, песенок на уголовный манер; социальной дифференциации молодежных групп по образцу уго­ловных, «дедовщины»; идеализация жизни удачливых преступни­ков и их «благородных» качеств и др.);

- увеличение числа лиц без определенных занятий, места жительства, безработных;

- развитие пьянства и наркомании;

- низкий уровень раскрываемости преступлений;

- широкое распространение рэкетирства, шантажа, вымога­тельства, запугивания, психологического насилия;

- факты коррупции в органах местного самоуправления и органах правопорядка;

- ослабление реагирования органов правопорядка на жалобы и заявления граждан, факты правонарушений;

- слабость системы профилактической работы, исправления осужденных и работы с освобожденными из мест лишения свободы;

- снижения уровня жизни населения;

- распространение религиозно-идеологических течений (Асахары, адвентистов, свидетелей Иеговы, саентологов, кришнаитов и др.), имеющих антиправовое значение, отрывающих людей от реального мира, подчиняющих своему влиянию и внушающих, что жить надо по придуманным ими законам;

- распространение мистики,    оккультизма, «фантастики», фильмов ужасов, переводящих сознание людей в плоскость дефор­мированного понимания мира, воспитывающих пассивность и по­корность перед неведомыми потусторонними силами, подталки­вающих к выводу о том, что трудности реальной жизни в общест­ве ничто по сравнению с «могущими быть» и надо быть доволь­ными тем, что есть;

б) собственно-педагогические:

- слабость звеньев системы воспитания подрастающего поко­ления и взрослых, особенно нравственного, трудового, патриоти­ческого, культурного, правового, семейного;

- введение в школах «сексуального образования»;

- слабости системы внешкольного воспитания по месту жи­тельства;

- распространение фактов педагогической запущенности и безнадзорности несовершеннолетних, юношей и девушек;

- отсутствие пропаганды подлинно здорового образа жизни и воспитания в духе его ценностей (но не так называемой «валеологии») среди молодежи, всего населения;

- слабость системы профилактической работы и ее педагоги­ческого уровня, особенно — с несовершеннолетними;

- педагогическая неэффективность профессионально-право­вого воспитания и морально-психологической подготовки сотруд­ников правоохранительных органов, воспитания их в духе стро­жайшего соблюдения законности;

- снижение уровня педагогического профессионализма, ак­тивности многих субъектов педагогической работы;

- уменьшение массовости и активности участия населения в
работе общественных формирований социально-педагогического и
профилактического профиля.

Криминальные социально-педагогические факторы. Эти факторы связаны с особенностями личностей правонарушителей, организованных преступных групп и их деятельности. Это;

- криминальная деформированность правосознания, потреб­ностей, нравственности, криминальная «образованностью лиц, за­нимающихся преступной деятельностью»;

- криминальная субкультура, влияющая на криминальное воспитание и развитие членов преступных группировок, намерен­но передающаяся опытными преступниками неустойчивым лично­стям, вовлекаемым постепенно в преступную деятельность, и на­стойчиво насаждаемая в «массовую культуру», модную у молодежи;

- коррумпирование представителями преступного мира части должностных лиц, чиновников, сотрудников правоохранительных органов с неустойчивой и слабой моральной, правовой, патриотической воспитанностью методами соблазна, подкупа, сбора ком­промата, шантажа, запугивания и др.;

- слабость используемых представителями и органами власти
педагогических средств при разрушении криминальных деформаций личности, групп и их влияний и решении задач перевоспитания.

Практическая значимость знания, учета ирегулирования всех социально-педагогических факторов.Социально-педагогиче­ские факторы, функционирующие внутри правовой сферы и влияющие на нее:

- оказывают существенное влияние на правовую сформированность личности всех граждан, их законопослушное или проти­воправное поведение;

- находятся в числе причин и условий, определяющих со­стояние законности и правопорядка. Преступность — это не толь­ко социальное, правовое, психологическое, но и педагогическое явле­ние;

- служат важным условием и одной из причин, влияющих на
степень успешности деятельности сотрудников правоохранительных органов;

- нуждаются в тщательном и постоянном изучении, оценке и
учете; информация о них (социально-педагогическая информация)

- важный вид криминологической, оперативной, служебной, управленческой, кадровой и образовательной информации, нуж­ной правоохранительным органам и их сотрудникам для повыше­ния успехов в работе;

- выступают особым предметом воздействия и оптимизации
при решении задач укрепления правопорядка;

- являются мощным резервом совершенствования деятельности правоохранительных органов, недооцениваемым и мало ис­пользуемым до сих пор;

- предъявляют требования к особой грани профессиональной
подготовленности почти всех категорий личного состава, их про­фессионально-педагогической подготовленности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 487.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...