Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правовое государство, законность, правопорядок и наука.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» А.М. Столяренко ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Курс лекций
Москва 2000 ББК 74.2 С 81
Столяренко А.М. С 81 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2000 г.-496 с. ISBN 5-88124-066-9 В книге даются основополагающие понятия юридической педагогики, отвечающие реальностям работы юриста: педагогике в правоохранительной деятельности, педагогике при решении правовых проблем в интересах укрепления законности и правопорядка. В издании раскрывается дидактика профессиональной подготовки в правоохранительных органах. Курс лекций характеризуется структурной целостностью и теоретической глубиной. Он основан на обобщении обширного фактологического материала. В издании даются многочисленные рекомендации педагогического характера по улучшению юридико-педагогической работы, воспитанию и обучению кадров правоохранительных структур. Учебный материал и логика его изложения построены с учетом специфики подготовки юристов и характера их будущей деятельности. Курс лекций предназначен для обеспечение профессионализированного изучения педагогики (в сочетании с изучением ее основ) в юридических образовательных учреждениях и рассчитан на преподавателей, студентов, курсантов и слушателей. Издание также дает практические навыки необходимые работникам Это первая книга в отечественной и мировой литературе по юридической педагогике, раскрывающая систему научных знаний, находящихся на стыке юриспруденции и педагогики, и актуальных в современных условиях жизни российского общества. БКК 74.2 ISBN 5-88124-066-9 © ЭКМОС, 2000 © Столяренко А.М. СОДЕРЖАНИЕ Лекция 1. Введение в юридическую педагогику…………………………5 1.1. Правовое государство, правопорядок и педагогика………………………5 1.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики……………...15 1.3. Методология юридической педагогики…………………………………...25 Лекция 2. Социально-юридическая педагогика………………………….39 2.1. Социальная педагогика и правовая сфера……………………………….39 2.2. Правовая социализация и правовая культура граждан…………………43 2.3. Социальная педагогика права...................................................................48 2.4. Социально-педагогические факторы в правовой сфере…………………55 2.5. Проблемы формирования правовой культуры населения………………61 Лекция 3. Педагогика в правоохранительной деятельности………….....79 3.1. Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой…………………………………………………………………………..79 3.2. Педагогика в деятельности разных специалистов правоохранительных органов……………………………………………………………………...82 3.3. Превентивная педагогика…………………………………………………..90 3.4. Исправительная (пенитенциарная) педагогика………………………...103 3.5. Постпенитенциарная педагогика…………………………………………115 3.6. Педагогическая техника юриста………………………………………….121 Лекция 4. Педагогика юридического образования……………………....135 4.1. Юридическое образование и его педагогическая система в образовательном учреждении……………………………………………………..135 4.2. Проблема личности студента — будущего юриста…………………….150 4.3. Личностно-формирующий потенциал образовательного учреждения………………………………………………………………………….169 4.4. Сущность и методическая система обучения юристов…………………182 4.5. Организационные формы обучения……………………………………..200 4.6. Интенсивные технологии в юридическом образовании ………………..207 4.7. Работа студента, курсанта, слушателя по овладению профессией юриста…………………………………………………………………………..218 4.8. Педагогическая культура преподавателя и педагогического коллектива…………………………………………………………………………...224 Лекция 5. Педагогика управления правоохранительным органом...237 5.1. Педагогическая концепция управления правоохранительным органом…………………………………………………………………………..237 5.2. Педагогические технологии в организации жизни и деятельности правоохранительного органа…………………………………………………251 5.3. Педагогические технологии в текущем управлении правоохранительным органом………………………………………………………………261 5.4. Педагогические технологии в предъявлении требовательности руководителем………………………………………………………………..269 5.5. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя..278 Лекция 6. Педагогика воспитательной работы с персоналом правоохранительного органа…………………………………………...289 6.1. Особенности системы воспитания в правоохранительном органе……...289 6.2. Педагогические принципы воспитания сотрудников……………………..293 6.3. Морально-психологическая подготовка……………………………………308 6.4. Правовое воспитание и профилактика профессиональной деформации личности сотрудника………………………………………………………326 Лекция 7. Дидактика профессиональной подготовки в правоохранительных органах……………………………………………………………….....337 7.1. Педагогические особенности и задачи профессиональной подготовки…...............................................................................................................337 7.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки………………341 7.3. Особенности организации и методики занятий по профессиональной подготовке………………………………………………………………………355 7.4. Подготовка специальных групп (экипажей, отрядов)……………………360 7.5. Организационная подготовка……………………………………………...364 7.6. Профессионально-педагогическая подготовка………………………….369 Лекция 8. Экстремально-юридическая педагогика……………………...376 8.1. Экстремальность в правоохранительной деятельности и ее особые требования к подготовленности сотрудника……………………………………376 8.2. Система подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях…………………………………………………………………………….384 8.3. Профессионально-психологическая подготовка………………………….390 8.4. Физическая подготовка к действиям в экстремальных условиях…….407 8.5. Огневая подготовка………………………………………………………...414 8.6. Подготовка сотрудников и граждан к обеспечению личной безопасности………………………………………………………………………….420 8.7. Подготовка к действиям против вооруженного правонарушителя………427 8.8. Поддержания служебно-боевой натренированности……………………..436 8.9. Педагогическое обеспечение решения служебно-боевых задач при Лекция 9. Сравнительно-юридическая педагогика..................................457 9.1. Методология сравнительно-юридической работы………………………...457 9.2. Педагогика в практике деятельности правоохранительных органов за рубежом……………………………………………………………………….461 9.3. Юридическое образование за рубежом……………………………………466 9.4. Новые зарубежные педагогические технологии подготовки профессионалов…………………………………………………………………………474 9.5. Использование мирового опыта в работе с персоналом……………….....483
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПЕДАГОГИКУ Правовое государство, правопорядок и педагогика Правовое государство, законность, правопорядок и наука. Одной из важнейшей тенденций движения человеческой цивилизации в будущее выступает создание обществ основанных на законе. Правовое государство, обеспечивающее жизнь гражданской общества, права и свободы граждан, возможности и условия для раскрытия их возможностей и удовлетворения потребностей - современный идеал государственного устройства. Все гуманистические идеи, ставящие интересы человека в центр общественных интересов, идеи демократии, прав и свобод, полного удовлетворения потребностей, свободного развития и другие останутся блефом вне торжества закона. Сегодня, и конкретно в условиях России, задача укрепления правовой сферы приобрела приоритетное значение, особенно в связи с возросшим на порядок уровнем преступности, ставшим тормозом общественного развития. Создание справедливого общества, построенного на законе, выступает глобальной задачей всех его здоровых сил и возможно лишь при полном использовании имеющихся возможностей. Одна из них, и далеко не последняя, связана с полным использованием богатых возможностей науки. Общественные силы, подобно силам природы, могут действовать стихийно и разрушительно до тех пор, пока люди не хотят понимать их, не могут их учитывать и направлять в своих интересах. Действия на глазок, самоуверенное пользование интуитивными и построенными только на личном опыте соображениями, слепое подражание зарубежным образцам, упование на силу административного нажима, действия по методу проб и ошибок - глубокие причины пробуксовок и неудач в любом деле, а на государственном уровне они просто недопустимы. Их архаизм особенно нетерпим на фоне современных достижений мировой цивилизации. Все в руках человека — цивилизованного, умного, нравственного. Никакими произвольными движениями в изменении правовой сферы общества и ее основы невозможно решить задачу создания правового государства, защитить интересы и права граждан, если это не делается максимально компетентно, научно и цивилизованно. В нашей стране, к сожалению, мировые тенденции активного использования возможностей науки для достижения радикальных усовершенствований и преодоления не поддающихся эмпирическому решению проблем оказались недооцененными и не реализованными. Вплоть до 90-х годов пытались добиться успехов и прогресса путем выявления и устранения недостатков, который по своей сути мог лишь восстановить некоторую, нарушенную недостатками норму, но не обеспечить должный прогресс. Многочисленные инспекции, сменяя друг друга и отрывая людей от дела, с чувством выполненного долга писали разгромные акты, устраивали разносы, давали «ценные» указания тина «устранить», «обратить внимание», «повысить активность», «изыскать возможность» и пр. Однако это мало улучшало дело, ибо проверяемые сами, знали свои недостатки (и даже лучше поверяющих), а беда была в том, что они не могли по объективным или субъективным причинам устранить их. Отставание России в развитии от многих процветающих стран в своих корнях в значительной степени было обусловлено пренебрежительным отношением практики к науке, не только совершавшей открытия, но и анализировавшей, обобщавшей практический опыт, находившей пути его совершенствования, разрабатывавшей интенсивные технологии. В немалой степени это относится и к решению проблем создания правового государства, укрепления законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Развитие человеческой цивилизации находится сейчас на том уровне, когда именно массовое использование прогрессивных технологий на практике определяет силу государства, его прогресс, количественные и качественные результаты труда. Чтобы с успехом двигаться к лучшему будущему, жить цивилизованно, работать успешнее, достигать большего, необходимо повсеместно использовать интенсивные современные технологии в любой, в том числе и правоохранительной деятельности, как на государственном, так и на местном уровне, в работе каждого органа правоохраны и каждого работника. Это относится и к использованию педагогических технологий, разрабатываемых юридической педагогикой. Педагогика, общество, человек. Общество всегда таково, каковы его граждане. Оно может быть лучше, совершеннее только тогда, когда лучше и совершеннее формирует лучший тип личности. Педагогика - наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, что и определяет ее общественную значимость. Первоначально педагогика занималась только работой с детьми в специальных образовательных и воспитательных системах (детские сады, школы, семья). Сегодня она становится все больше наукой в работе с любыми категориями граждан и в любых, связанных с решением педагогических проблем, системах и условиях. Основными системными педагогическими явлениями, вовлеченными в процесс формирования личности и человеческих общностей, изучаемыми педагогикой, выступают образование, обучение, воспитание и развитие. Образование - целенаправленный процесс обогащения личности и общностей граждан фундаментальными (обширными, глубокими, научными, систематизированными, комплексными) знаниями, отвечающими современному уровню человеческой цивилизации и достижений научно-техннческой революции. Такие знания обеспечивают соответствующее понимания мира, человека, жизни, общества, себя и своей деятельности, формируют привычку и потребность к мышлению, самостоятельным обоснованным суждениям, способность и потребность к творчеству, созиданию, обогащению человеческого опыта и прогрессу общества. Индивидуальный результат образования - образованность личности, общности, определяемой не по формальным показателям - дипломам, - а по реальному пониманию окружающего и себя, проявляющемуся в отношениях, поведении и действиях. Образование имеет воспитательное и развивающее значение и должно осуществляться с достижением соответствующих педагогических результатов. Обучение -целенаправленный процесс формирования у обучающихся знаний, навыков и умений. Результат его — обученность личности, общности людей. Особое обучение, ориентированное на фундаментальность, кругозор, общую цивилизованность обучающихся, — образовательное обучение, — делает его составной частью образования. В образовательных учреждениях, ориентированных на достижение обучаемыми определенного образовательного ценза, образовательная партитура обучения должна быть выражена отчетливо и занимать в нем достойное место. В ряде случаев обучение ведется без такой ориентации и приобретает характер частного (узкого, ограниченного) профессионализма, сводящегося к практической умелости. Такое обучение имеет право на существование в практических органах правопорядка или составлять часть обучения студентов в образовательных учреждениях. При слабом обогащении обучающихся знаниями и обучении их только технике действий, без глубокого понимания ими того, почему надо действовать так, а не иначе, оно превращается, по существу, в профессиональное натаскивание, профессиональную муштру, дрессировку. Обучение призвано вносить свой вклад в воспитание и развитие личности и групп граждан, быть воспитывающим и развивающим. Воспитание - целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к жизни в обществе на уровне человеческой цивилизации, формирование гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, уважение к закону, правам и свободам человека, гуманистичности, уважение общечеловеческих ценностей, удовлетворение потребностей личности обеспечение условий для самоопределения в свободном, интеллектуальном и культурном развитии, в самореализации. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Частью общего воспитания выступает профессиональное, нацеленное на формирование воспитанности и ее компонентов у юриста, коллектива правоохранительного органа. Правовое воспитание профессионалов-юристов и граждан — составная часть их общего и профессионального. Оно специализировано на достижение правомерного поведения профессионалов-юристов и граждан, активное и плодотворное участие их в укреплении законности и правопорядка. Развитие - целенаправленный процесс детерминации количественных, качественных изменений и преобразований в личности и человеческой общности, ведущий к повышению уровня развитости их интеллекта, способностей, важнейших деловых (педагогических, психологических, психофизиологических, физических) качеств и способностей (организаторских, педагогических, управленческих, следственных и др.; интересов, склонностей, внимания, памяти, воли, устойчивости, ловкости, быстроты реакций, находчивости и т.п.), более совершенным формам их духовности. Основными составляющими его выступают социальное, культурное, моральное, правовое, интеллектуальное и физическое развитие. Индивидуальным результатом развития выступает развитость личности и группы, коллектива (например, превращение его в воспитывающий своих членов коллектив). Образование, обучение и воспитание вносят свои вклады в развитие личности профессионала-юриста и коллективов правоохранительных органов. Но неверно понимать это как стихийный и само собой разумеющийся педагогический результат. Чтобы развитие шло должным образом, образование, обучение и воспитание должны быть развивающими, осуществляться с одновременной нацеленностью на достижение развивающего эффекта. Необходимы и, как показывает практика подготовки юристов и других профессионалов, возможны, плодотворны специальные педагогические меры, нацеленные на развитие (например, интеллекта, интересов, внимания, памяти, физической силы и ловкости, воли, самообладания, способностей и др.). Все рассмотренные фундаментальные педагогические понятия и стоящие за ними важнейшие компоненты педагогической реальности взаимно дополняют, обогащают друг друга, формируя целостную человеческую личность. Известный русский ученый В.М. Бехтерев писал в начале XIX века: «...Если образование направлено к умножению человеческих познаний и, следовательно, к увеличению эрудиции, то воспитание... служит к облагораживанию душевных чувств и к созданию и укреплению воли. Отсюда понятно, что как бы ни был образован человек, но если...чувства его остались на ступени грубого эгоизма, если он...окажется лишенным в известной степени и воли, то все его образование с точки зрения общественной пользы будет простым балластом, ничуть не более. Если, с другой стороны, человек с образованием получает в течение своего развития несоответственное направление чувств и воли, то его образование может сделаться лишь средством или орудием к удовлетворению личных страстей и в этом смысле послужит только тому, чтобы создать вредного члена нашего общества»[1]. Реальности жизни, обозначаемые основополагающими педагогическими категориями, выступают важнейшими компонентами педагогической деятельности, но могут выступать и как виды педагогической деятельности. Они существуют в виде соответствующих педагогических систем, процессов и результатов, т.е. образования, обучения, воспитания и развития. В них включаются педагоги, преподаватели, педагогические коллективы и те, на кого направлена их деятельность, - студенты, слушатели, курсанты, сотрудники правоохранительных органов и их коллективы. Педагогические результаты наиболее высоки при гармоничном взаимодействии этих видов педагогической деятельности и их систем, при их слиянии в целостный педагогический процесс, при обязательном активном участии в нем самих студентов, слушателей, курсантов, сотрудников, граждан, т.е. при их самообразовании, самообучении, самовоспитании и саморазвитии. Все рассмотренные компоненты педагогической реальности могут находиться вне осознания их человеком. Однако преодоление стихийности, целенаправленное управление ими повышает масштаб и качество достигаемых результатов. Максимально возможный на данный момент результат обеспечивается применением существующих научных достижений педагогики, знания и понимания их, активного квалифицированного применения. Важно понимать не только сами категории, но и их взаимосвязи, системную педагогическую целостность, иначе возможности будут использованы не полно. Так, порой под воспитанием понимают все, что происходит при формировании личности. Либо полагают, что образование и развитие есть автоматические продукты воспитания и обучения. Получается, что специально и целеустремленно заниматься воспитанием, образованием и развитием человека не надо, что с очевидностью снижает возможности педагогики и достигаемые результаты. Знание и понимание основных категорий педагогики и соответствующих им компонентов педагогической реальности ведет к важному выводу, что там, где существуют и обнаруживаются явления, результаты и влияние результатов воспитания, образования, обучения и развития людей на их жизнь и деятельность, там есть и предмет педагогики, возможности и необходимость применения ее достижений. Это относится и к правовой системе, к деятельности правоохранительных органов и их сотрудников, юристов. Правовое государство, законность, правопорядок и педагогика. Укрепление законности и правопорядка, борьба с преступностью — задача всего общества, ибо проблемы, стоящие на пути ее решения, лежат в слабостях практически всех сфер — экономической, культурной, нравственной, государственного управления и др. Было время, когда считалось, что укрепление законности и правопорядка - это прерогатива права, рафинированная задача правоведов. Чем ближе к современности, чем суровее опыт крайностей и неудач в решении правовых проблем, тем больше крепло понимание того, что создание правового государства и общества, основанного на праве, — это комплексная научная и практическая проблема. В решение проблемы укрепления законности и правопорядка включились и другие специалисты. Возникли пограничные области научного знания — философия права, социология права, теория управления в сфере правопорядка, юридическая психология, судебная психиатрия и др. Однако такая многоотраслевая и практически ориентированная наука как педагогика, имеющая свои интересы и богатые возможности в правовой сфере, пока еще мало использовалась и используется для ответов на вызовы времени. Известно, что право - не единственный регулятор общественной жизни. В своем поведении и отношениях граждане руководствуются и иными социальными нормами - идеологическими, культурными, моральными, религиозными, корпоративными, социально-психологическими (традиции, обычаи, мода, суеверия и др.). Они обнаруживают свое влияние как в сфере, регулируемой правом, так, тем более, и в иных. Психологическое принятие тех или иных норм, ориентация своего поведения на них в числе других причин определяется уровнем воспитанности, образованности, культурности, социальной зрелости, нравственности народа, его социальных групп и отдельных граждан. Раз это так, то законность и правопорядок неразрывно связаны с педагогической системой общества, успешностью и плодотворностью функционирования в нем институтов воспитания, образования, обучения и развития, оказывающих влияние на массовое и индивидуальное поведение граждан, понимающих или отрицающих значение правопослушного поведения и соответствующим образом относящихся к его нормам. Преступность, как социальное явление, имеет в числе прочих причин и условий и педагогические - слабости системы образования в обществе, системы воспитания граждан (в частности, правового), системы правовой пропаганды, правовых дефектов народной педагогики, реализации педагогической функции средствами массовой информации и др. Индивидуальные причины зарождения и развития отклоняющегося поведения, завершающегося преступлением, почти всегда связаны с педагогической запущенностью личности, недостаточной правовой образованностью, обученностью, воспитанностью, искажениями правосознания. Игнорирование или недооценка педагогических факторов и условий в деятельности по укреплению правопорядка, законности, в профилактике преступности в масштабе общества, на региональном и местном уровне, в любых формальных и неформальных объединениях людей, на индивидуальном уровне неизбежно оборачивается нежелательным ростом и жизнеспособностью проявлений преступности, приносящей огромный урон обществу и людям. По мере демократизации жизни общества все большую роль должно приобретать не насильственное принуждение граждан к уважению норм права, а правомерное поведение, обусловленное их воспитанностью, образованностью, обученностью и развитостью. Это означает, что роль педагогической системы общества, уровня и успешности педагогической работы в нем исторически возрастают. Борьба за законность и правопорядок, в особенности теперь, - это борьба за умы людей, за их отношение к другим людям, человеческим и общественным ценностям, за их активную жизненную и правоутверждающую позицию. Фронт этой борьбы, образно говоря, проходит через умы и сердца людей. Победа тут — в торжестве разума и нравственности, гражданственности и культуры, образованности и цивилизованности. Победа в созидании, в правовом развитии, правовой культуре. Нужна борьба не с человеком, а за человека. Очевидно, что полноценное решение задач невозможно без целеустремленных педагогических усилий, без использования возможностей педагогики. Правотворчество и педагогика. В интересах правопорядка высшие органы государственной власти и управления в соответствии со своими полномочиями создают комплекс нормативных актов, важнейшими из которых являются законы. Законодательная система общества призвана укреплять, развивать и обеспечивать функционирование всех институтов демократии, защиту прав, свобод и интересов граждан, способствовать их социальному развитию и самовыражению. Любой закон, любой подзаконный нормативно-правовой акт, норма, любое положение в документе будут исполняться и что-то изменят к лучшему, если они рассматриваются законодателем не только как чисто правовое орудие, но по своему содержанию и оформлению обеспечивают надлежащее воспитывающие и обучающие воздействия на людей, которым они адресованы. Закон, как отмечал еще Платон, должен не просто управлять, но и убеждать. Историей доказана безуспешность попыток силой закона, только правотворчеством решать проблемы правопорядка («правовой ригоризм»). Педагогически и психологически невозможно адаптировать граждан к неприемлемым для них законам. Недейственно и опасно также левацкое забегание вперед («правовой романтизм») — издание «прогрессивных» законов, не отвечающих психологическим и педагогическим реалиям, плохо учитывающих демократический и правовой опыт населения, уровень его правовой компетентности, воспитанности и развитости. Такие нормативно-правовые акты не только обречены на бездействие, но и множат неуважение к правам, долгу, обязанностям. Лишь баланс между реальным уровнем развития населения, его правовой культуры и опыта - с одной стороны, и законодательством, правотворчеством, имеющим и упреждающе-развивающий характер, но не отрывающимся от реальностей, не забегающим слишком далеко вперед, - с другой, приводит к успеху. Закон силен, действует, если он исполняется, если он понят населением, принят умом и внутренне одобрен, охраняется им самим. На государственном уровне необходим учет педагогических закономерностей, механизмов и феноменов, уровня образованности и культуры, правовой компетентности и воспитанности населения, реализуемый в педагогически корректной законотворческой политике и в высоком педагогическом качестве каждого правового установления, а на местах — педагогически грамотного муниципального, управленческого нормотворчества. Нельзя не отметить и то, что воплощение идеалов законности в писаном праве (в законах, подзаконных актах, правовых нормах) и построении государственного механизма в немалой степени зависят от тех людей, которые занимаются право- и нормотворчеством, их воспитанности, образованности, обученности и развитости, принадлежности к корпоративным группам (партии, объединения, группы, участвующие в политической борьбе за власть). Правоохранительная деятельность и педагогика. Вся деятельность работников правоохранительных органов, должностных лиц, специалистов, помимо выполнения прямых правоохранительных функций, имеет педагогический аспект, который нередко не осознается, не учитывается, сознательно и компетентно не рассматривается. Он выражается в том, что эта деятельность оказывает сильное непосредственное влияние на правовую воспитанность граждан, на то, как и какое правосознание формируется у них, повышается ли авторитет правовых норм, вера в необходимость их соблюдения, уважение к юристам, желание оказывать им и правоохранительным органам помощь в укреплении правопорядка, крепнет ли у них вера в силу закона и свою правовую защищенность и др. Правоохранительные органы заинтересованы и в том, чтобы освещение их деятельности б средствах массовой информации и правовая пропаганда велись педагогически эффективно, чтобы создавалась, совершенствовалась и функционировала должным образом системы правового всеобуча и правового воспитания разных категорий населения и, прежде всего, подростков и молодежи. Они призваны проявлять инициативы, а так же активно и педагогически продуманно участвовать в этой работе. Успешное решение многих правоохранительных задач - профилактики, раскрытия и расследованию преступлений, охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, работы с несовершеннолетними и исполнения наказания и др., — в большей или меньшей степени связано с необходимостью что-то разъяснять, учить, воспитывать, просвещать, переубеждать граждан, попадающих в сферу ответственности, интересов, прав и деятельности правоохранительных органов. Это значит, что им надо попутно решать, по существу, педагогические задачи в интересах достижения юридических, оперативно-служебных результатов своей деятельности, надо умело вносить элементы педагогической организации в нее, пользоваться педагогическими методами и средствами и обладать соответствующей профессионально-педагогической подготовленностью. Кадры правоохранительных органов[2] и педагогика[3]. Общеизвестно, что последнее и решающее слово в любой деятельности принадлежит людям, осуществляющим ее, особенностям их личности и подготовки. На этой зависимости, пожалуй, наиболее сильно сказываются педагогические факторы. Профессионализм напрямую зависит от профессиональной образованности, обученности, воспитанности и развитости, т.е. собственных педагогических свойств сотрудников. Поскольку, как это отмечалось выше, решение многих правоохранительных задач специалистами различных служб и подразделений правоохранительных органов связано с педагогическими проблемами, то и успех в их решении зависит от того, понимают ли они их, обладают ли желанием считаться с ними, имеют ли разбираться в них, готовы ли принимать решения с их учетом, обладают ли навыками и умениями достигать нужных педагогических результатов. Иначе говоря, - присутствует ли в их профессионализме такой элемент, как профессионально-педагогическая подготовленность. Общепризнано, что любая управленческая деятельность имеет педагогический аспект, в том числе и у начальников, командиров, руководителей всех рангов правовой системы. Они не только обязаны проводить занятия с подчиненными и повышать их профессиональную компетентность, но и воспитывать, развивать, учитывать педагогический эффект своего примера, стиля работы, общения, поступков, решений, оценок и др. Их управленческий профессионализм и успех в управлении в работе с подчиненными связан поэтому неразрывным образом с управленческо-педагогической подготовленностью, являющейся разновидностью профессионально-педагогической. В правоохранительных органах существуют системы образования, обучения, воспитания, профессиональной подготовки, ответственные за уровень и качество образованности работников правоохранительных органов, их профессиональное мастерство, профессиональное развитие и воспитание в период нахождения в юридических образовательных учреждениях. Эти системы - педагогические по своим существенным характеристикам, а образовательные учреждения (первоначального, высшего и послевузовского образования) — педагогические «производства». Стержнем систем профессионального образования и профессиональной подготовки, их созидательным механизмом выступают психолого-педагогические технологии, при функционировании которых зарождаются и совершенствуются профессиональные знания, навыки и умения, привычки, качества, способности и их комплексы у обучаемых сотрудников. Задачи, принципы, формы, методы, приемы реализации и совершенствования этих технологий тоже педагогические. Педагогика — одна из немногих наук, которая специально и продуктивно занимается исследованием систем и процессов образования, воспитания, обучения и развития людей. Именно она располагает огромным объемом научно обоснованных рекомендаций по их оптимизации и совершенствованию. Этот факт трудно переоценить для деятельности работников системы профессионального юридического образования, которые сами должны обладать педагогической культурой, на должном научно-педагогическом уровне строить педагогическую систему в своей работе и осуществлять педагогический процесс, чтобы готовить действительно профессиональные кадры юристов. Неразрывно связана с педагогикой деятельность кадровых аппаратов правоохранительных органов и их работников. По большей части она заключается в осуществлении воспитания, образования, обучения и развития персонала правоохранительных органов. Профессионалами, достойно занимающими свои должности, их можно считать лишь тогда, когда они сами обладают педагогическими достоинствами, способны компетентно организовывать педагогические системы, обеспечивать их функционирование и лично осуществлять педагогическую работу в рамках своей ответственности и особенностей задач. Изложенное — далеко не полный перечень взаимосвязей нрава, законности, правопорядка и юридической деятельности с педагогикой (подробно - в последующих лекциях). В обществе, к которому мы стремимся идти, значимость решения педагогических проблем укрепления законности и правопорядка с использованием возможностей юридической педагогики, как прикладной науки, резко возросла и продолжает расти. По самому смыслу правового государства, его гуманитарному и демократическому предназначению работа правоохранительных органов и их сотрудников должна быть серьезно усовершенствована. Это, в частности, предполагает ее педагогизацию, т.е. обогащение педагогическими приемами и способами работы, полным использованием данных и рекомендаций юридической педагогики там и тогда, где это нужно и даст улучшенный практический результат. Тенденции правильно понимаемой гуманизации и демократизации жизни общества делают недопустимым огульное применение силовых средств работниками юридических органов. Они также обязывают действовать профессиональнее, активнее использовать более эффективные и цивилизованные средства, к которым относятся и педагогические, включать педагогические подходы в работу, в рассмотрение жизненных случаев, становящихся предметами юридического рассмотрения. Это повышает и требования к профессионализму юристов, включения в него подготовленности по юридической педагогике. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 474. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |