Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мерчендайзинг , сущность цели и задачи , место в системах активного продвижения товаровСтр 1 из 4Следующая ⇒
Введение Маркетинг в системе экономических дисциплин рассматривается как многоаспектное явление: это и философия бизнеса, и теория согласования интересов производителя и потребителя, и система производственно-сбытовой деятельности предприятия. Поэтому изучение маркетинга требует, с одной стороны, понимания общенаучных закономерностей экономического поведения субъектов рынка, с другой – конкретных навыков анализа процессов, связанных со сбытовой деятельностью организации.[32] Переходторговликиспользованиюпрогрессивныхметодовпродажитоваров,преждевсего-самообслуживания,которыйсостоялсявXXв.,связываетсясповышениемролипокупателявосуществленииторгово-технологическогопроцессамагазина,получениемимправаивозможностисамостоятельногоосмотраивыборавсехпредставленныхвторговомзалетоваров23.ВусловияхобостренияконкуренциинарынкеотдельныепроизводителитовароввСШАссередины60-хгодовначалииспользоватьтехнологиимерчендайзингакакодинизэффективныхинструментовборьбызапокупателя,засамостоятельныйвыборимтоваровопределенноймаркивусловияхотсутствияпродавца.7 Дляпониманиясутимерчендайзингаможноотметить,чтопосвоемупервоначальномусмыслумерчендайзингвыступаеткаккомплексмероприятий,направленныхнаоптимизациюподготовкитоваровкпродаже,привлечениявниманияпокупателейипобужденияихксовершениюимпульсивныхпокупок,приэтомпредполагаетсясовершеннымвтечениедостаточнодлительногопериодасериидействийимероприятий,цельюкоторыхявляетсянаращиваниеобъемовреализациитовараиповышениякачестваобслуживанияпокупателейвпросторыограниченномстенамимагазина. Понятиемерчендайзинганеприменимо,еслиречьидетопродажахвообще–напримерпродажахуслуг,оптовыхпродажах,розничныхпродажахчерезИнтернет-магазин.Мерчендайзингвсегдаориентированнаопределенныйрезультат:стимулированиежеланияконечногопотребителявыбратьикупитьпродвигаемыйтовар. Необходимостьмерчендайзингабыладоказанапослетого,каквыяснилось,что2/3всехрешенийопокупкепотребителипринимают,стояпередприлавком.Даже,еслипокупкаопределенноговидатоваразапланированапредварительно,7из10покупателейпринимаютрешениеовыборевпользутойилиинойторговоймаркинепосредственновторговомзале.27Тоестьу7из10потребителей,пришедшихвмагазин,нетокончательносформированногорешения,какуюименномаркупродуктаонипредпочтут.Такимобразом,еслисфокусироватьвниманиепокупателянатойилииноймаркеиливидетовара,можноувеличитьихпродажу.Хорошиймерчендайзингпомогаетпродатьтовары,таккаконвызываетжеланиесделатьпокупку. Такимобразом,цельюнастоящейдипломнойработыявляетсярассмотрениемерчендайзингакакспособаоптимизацииторгово-технологическогопроцесса. Учитываязначимостьиактуальностьпоставленнойцели,наосноветеоретическогоипрактическогоанализавработерешаютсяследующиезадачи: -изучениетеоретическихаспектовисследованияэффективностимерчендайзинга; -оценкаэффективностиприменениямерчендайзингавООО «Ашан»; -разработкарекомендацийпосовершенствованиюмерчендайзинговойдеятельностив ООО «Ашан». Теоретическойосновойдипломнойработыпослужилифундаментальныетрудыотечественныхизарубежныхавторов,посвященныепроблемамсовершенствованиямерчендайзингавторговомпредприятии. Глава1.Мерчендайзинг в системе продвижения товаров Мерчендайзинг , сущность цели и задачи , место в системах активного продвижения товаров Важнаярольвповышенияэффективностипроизводства,конкурентоспособностипродукциииуслугнаосновевнедрениядостиженийнаучно-техническогопрогресса,эффективныхформхозяйствованияиуправленияпроизводством,преодолениябесхозяйственности,активизациипредпринимательства,инициативыотводитсяанализухозяйственнойдеятельностипредприятия.Сегопомощьювырабатываетсястратегияитактикаразвитияпредприятия,обосновываютсяпланыиуправленческиерешения,осуществляетсяконтрользаихвыполнениемвыявляютсярезервыповышенияэффективностипроизводства,оцениваютсярезультатыдеятельностипредприятия,егоподразделенийиработников. Однаизосновныхцелейорганизацииторговли—этоустановлениемаксимальновозможнойпланомерностиипропорциональностивдеятельноститорговогопредприятия.Главнаязадачасостоитвтом,чтобыуменьшитьстепеньнеопределенностиирискавпредпринимательскойдеятельностииобеспечитьконцентрациюресурсовнавыбранныхприоритетныхнаправленияхразвития.Достижениеэтойзадачиневозможнобезпродуманногоивсеобъемлющегопланирования. Планировкаторговогообъектаявляетсяоднимизосновныхэлементовмерчендайзинга.Названиемерчендайзингаидетотанглийскогоmerchandise—торговать,окончание-ingпридаетдинамичностьпонятию,представляяпроцессторговликакважноесредствокоммуникаций.Приееразработкеважнопродуматьметоды,стимулирующиепродвижениепокупателейпоторговомузалу,чтобыонипокупалибольшетоваров,чемпредварительнозапланировали.Стимулирующимимероприятиямипродвиженияявляетсявнешнееразнообразие—размещениеторговогооборудования,еговиды,подъемыуровняпола,оригинальныйрисунокпола,наклонныепереходы,информационныедисплеи,витражи,освещение,запахи,звуковойфонидр. Атмосфераторговогообъектадолжнасоответствоватьегоимиджуиобщейстратегии,адизайнспособствоватьпринятиюрешенияопокупке.Преждевсего,следуетвыделитьцелевогопокупателяиразработатьконцепциюторговогообъекта,удовлетворяющуюегопотребностям. Специалистырозничнойторговлисчитают,чтоторговыйобъектэтотеатр:стеныиполпредставляютсобойсцену,освещение,прилавкиивизуальныесредствакоммуникации,такиекакдисплеи,—этодекорации,арольактеровиграюттовары. Искусствосозданиякомфортнойдляпребыванияипокупоксреды-этозадачапроектировщика.Впланировкеторговыхзаловрольторговцавыше,посколькулюбоймагазинпроектируютсясучетомтоварногоассортимента,определеннойспециализации.Организацияторговогопространства-непростосозданиямаршрутаирасстановкаоборудования.Товарныегруппыважнораспределитьпозалуивыбратьоптимальнуюпланировочнуюсхемуиоборудованиедляихпредставления.Невозможноосуществитьпланировкубезпониманияпроцессаторговли,характераспросанатоварыиособенностейихпоискаивыбора.Торговыйзаллегкоукраситьиобновить,ногораздотруднееизменитьегологику,особенноеслимагазинужеоткрылсяиработает.Веськомплексоперативныхмер(ассортимент,мерчандайзингвузкомсмыслеэтогослова,специальныеакции)внеэффективноспланированномторговойзалеможетлишьчастичнореализоватьпотенциалпродаж,существующийумагазина.Розничныепринципыпланировкивполнеприменимыдлямагазинов-демозалов,складовоптовыхкомпанийиклиентскихофисовпредприятийуслуг. Процесспланировкиторговогозала-этоопределенныйалгоритм,ипроектировщики,которыепоройбываютдалекиотторговли,должныпонятьцельисмыслкаждогодействия.Тогдасократитсячислонеэффективныхвариантов,истанетпонятно,надолиприменятькакой-либокрасивыйпланировочныйприем,илионбудетнеуместнымвданнойситуации.Взалахсамообслуживаниявначалесоздаетсяпрочнаяоснова,накоторойдержитсяторговыйзал,ипослеэтогоможносконцентрироватьсянавыборемоделейоборудованияизанятьсяоформлениеминтерьера.Немногодругойпорядокпроектированиябутиковимагазиновимпульсныхтоваровснебольшойторговойплощадью. Такое правило мерчендайзинга, как сегментация продовольствия на товарные группы и внутри групп, действительно помогает продавать, так как покупатель быстро находит то, что нужно. Планограммы и фотоотчеты по фактической выкладке информируют руководство компании о необходимых корректировках и исправлениях. (см. Приложение 1) Еще одно правило эффективных продаж — расположение продукции по ходу движения покупателей корпоративным блоком от дешевой к дорогой, определение позиций товаров-«бестселлеров» и выкладка их на уровне глаз и рук, увеличенный фейсинг, дополнительные места, стойки, холодильники и т.д., использование POS-материалов и презентация новых видов изделий. Результативна выкладка по принципу деления по секторам соответствующего назначения, в секторе — по отделам и группам, внутри групп в соответствии с «деревом принятия решений». Например, покупатель сначала выбирает зеленый или черный чай, затем листовой, гранулированный или пакетированный и только после этого бренд. Поэтому чай не может выставляться по марке, как того желает производитель. Этот подход применим ко всему продовольствию. Место, занимаемое товаром на полках, — это его место в уме потребителя. Руководствуясь интересами покупателя и учитывая его менталитет, можно эффективно продавать продовольствие с полок. Тем не менее одним из условий существования мерчендайзинга остается наличие товара на полках и его доступность. Поэтому выкладка продукции имеет первостепенное значение. Среди основных правил принято выделять следующие критерии размещения товара на полках: 1) по уровню
2) на уровне (на полке)
3) по размеру упаковки
4) среди конкурентов
5) дублирование
6) доступность
Основополагающий принцип размещения (выкладки) — поиск нужного товара должен быть максимально облегчен. Правила оформления — не менее значимая часть продвижения товара в розничной сети. Рекламные (P.O.S.) материалы должны: а) находиться непосредственно возле точки продаж оформляемого товара или на пути следования к нему; б) быть уместны и не вызывать недоумения или раздражения; в) быть хорошо видны потенциальному покупателю; г) быть актуальными, так как материалы определенной рекламной кампании работают только ограниченное время. Основополагающий принцип оформления — постоянное обновление материалов. Принимая во внимание вышеупомянутое, стоит всегда помнить, что все перечисленные правила являются лишь отправной точкой или основой мерчендайзинга. Так или иначе, они могут варьироваться в зависимости от типа розничной точки, методов обслуживания, расположения, торговой площади и т. д. Это еще раз подчеркивает, что мерчендайзинг не является точной наукой, это скорее искусство. Стадииработыприпланировкиторговогозала: 1. Определениятоваров-"создателейпотока"иихразмещениевторговомзале. 2. Правильноерасположениетоваровразличноготипаспроса. 3. Учетусловийвыборатоваров. 4. Созданиемаршрутавторговомзале. 5. Определениеплощадидляторговогооборудованияираспределенияместамеждутоварнымигруппами. 6. Формированиесистемыобеспеченияторговогозала-выбороптимальныхпутейтовародвижения. 7. Выделениезонвторговомзалесогласнологикепокупателя,выборконцепциипредоставлениятоваров. 8. Выделениевизуальнопривлекательныхтоваров,которыемогутучаствоватьвнаправлениипотока.Созданиеакцентоввторговомзале. 9. Определениесложныхмествзалеивыборпланировочныхприемовработысними. 10. Планировкапространствазала. 11. Подборторговогооборудования. Впоследнеевремяотмечаетсятенденциясниженияосновнойчастизатрат,приходящихсянамаркетингпотребителя,такназываемойрекламы«надчертой»(ATL,abovetheline)-сейчас,например,вЕвропееедолясоставляет50%отобщегобюджета.Ареклама«подчертой»(BTL,belowtheline),приходящаясянаторговыймаркетинг,связисобщественностьюиспециальныемероприятияпостимулированиюпродаж,значительнуюдолюкоторыхсоставляетмерчендайзинг,напротивувеличиваетсвоевлияниенаконечногопотребителя. ИсследованиякомпанииPointofPurchaseAdvertisingInctitute(POPAI)показывают,чтотвердозапланированныхпокупоквсего30%,8-10%—альтернативныепокупкии60%—импульсныепокупки.Идажееслипокупкатоварапредварительнозапланирована,7из10покупателейпринимаютрешениеовыборетогоилииногопроизводителянепосредственновторговомзале.11 Замечено,еслисфокусироватьвниманиепокупателянатойилииноймаркеиливидетовара,можноувеличитьихпродажу.Этотэффектибылположенвосновуотносительноновогонаправлениястимулированияпродажтоваровврозничныхторговыхпредприятиях,получившегоназваниеmerchandising(мерчендайзинг). Этословопроизошлоотанглийскогоmerchandise,чтоозначает«торговать»31Дословнотерминmerchandisingпереводится,как«искусствоторговать»,т.е.делатьвсевозможное,чтобыоблегчитьпокупателюпроцессвыбораипокупкитовара.17 Атмосфера магазина должна соответствовать его имиджу и общей стратегии, а дизайн способствовать принятию решения о покупке. Прежде всего, следует выделить целевого покупателя и разработать концепцию магазина, удовлетворяющую его потребностям. Специалисты розничной торговли считают, что магазин это театр: стены и пол представляют собой сцену, освещение, прилавки и визуальные средства коммуникации, такие как дисплеи, — это декорации, а роль актеров играют товары. 21 Вразличныхсловаряхможновстретитьмножествоопределениймерчендайзинга.Вотнаиболеераспространенные: 1.Мерчендайзинг—составнаячастьмаркетинга,деятельность,направленнаянаобеспечениемаксимальноинтенсивногопродвижениятоваранауровнерозничнойторговли.Включаетмероприятия,рассчитанныенато,чтобызаинтересоватьсбытовуюсетьвпродвижениитовараилиуслугирекламодателякпотребителю.Даннымтерминомобычнообозначаютсятеформыстимулированиясбыта,которыенеявляютсяобъявлениями,анаправленынаматериальноепоощрениепокупки.8 2.Мерчендайзинг—подготовкакпродажетоваровврозничнойторговойсети:оформлениеторговыхприлавков,витрин,размещениетоваравторговомзале,представлениесведенийотоваре.5 3.Мерчендайзинг-современнаятехнологиярозничнойторговли,используемаякрупнымипредприятиямирозничнойторговли:супермаркетамиигипермаркетами,причинойвозникновениякоторойпослужиланехваткаквалифицированныхпродавцов.Основнымитребованиямидляпримененияявляются: 1.Предприятиедолжновсегдаиметьвналичииполныйассортименттовара. 2.Необходимоспециальноеоформление:организацияторговыхзалов,включаяспециальныехолодильныеустановки,стеллажи,витринысподогревомит.д.;расстановкаоборудованияпозалу,окраскастен,освещение. 3.Внутрипредприятиядолжныбытьсозданынебольшиеторговыеточки,какправило,сболеедорогимиикачественнымитоварами. 4.Выкладкатоварадолжнаосуществлятьсятакимобразом,чтобызаставитьпотребителякакможнодольшеходитьпоторговымзалампредприятия,практическинеприбегаякпомощипродавцов13 Необходимоотметить,чтодаженаЗападеподмерчендайзингомзачастуюпонимаютсовершенноразныевещи-отсюдаимножествоопределенийэтогопонятия.Так,некоторыеавторысчитаютмерчендайзингипродвижениепродажтождественнымипонятиями,азнаменитаяэнциклопедияБританикавообщеобъединяетпонятиямерчендайзингаимаркетинга. Мерчендайзингпредполагаетразумноеиспользованиеустоявшихсяпривычек,традицийпокупателейиприспособлениекним.Поэтомумерчендайзингявляетсянаиболееподходящейзаменоймногимтрадиционнымметодамстимулированиясбытапродукции. Такимобразом,мерчендайзингпредставляетсобойметодику,котораяпозволяетзасчетлучшегоучетапсихологииповеденияпокупателязначительноувеличиватьпродажи,какотдельныхтоваров,такитоварооборотпомагазинувцелом. Следуетзаметить,чтоглавнаяцельмерчендайзинга—увеличитьобъемыпродажконкретнойпродукции,сохраняя(иповышая)удовлетворениепокупателяотпроцессасовершенияпокупки. Этацельдостигаетсяпутемрешенияглавнойзадачи–привлечьвниманиепокупателейкопределеннымтоварам(маркам,упаковкам)безнепосредственнойпомощиторговогоперсоналазасчетпередачиинформациинепосредственнооттовараконечномупотребителю. Следуетотметитьтакжеиосновныезадачимерчендайзингаврозничнойторговле:5 -увеличитьобщуюприбыльмагазинаипоказателипооборачиваемости; -достичьоптимальностивторговомассортименте,определитьперспективныеинеперспективныепозицииигруппытоваров; -поддержатьимиджмагазинакакподдерживающегосовременныетенденцииивеяниямоды,использоватьспециальныеакциидлярасширениякругаклиентовичислапокупок; -сформироватьустойчивыйспроснаразличныевидытоваров; -сформироватьприверженностькмагазинуиотдельныммаркам.Участвоватьвформированиипотребностейиразвитиивкусовпокупателей; -повыситьстепеньудовлетворенностиприобретениямииповышенияпроценталояльныхкмагазинупокупателей.Завоеватьновыхпокупателейпутемсозданияустойчивыхконкурентныхпреимуществмагазина; -повыситьэффективностьпредложениятовароввмагазине,итемсамымувеличитьобщеечислопокупок,сделанныхзавремяпребываниявмагазине.Выступатьвроликонсультанта,обеспечиваяпокупателейполнойинформацией,необходимойдляпринятиябыстрогорешенияопокупкебольшегочислатоваров; -повлиятьнаприобретениебольшегочисланеобходимыхпокупателютоваровименновданнойторговойточке; -расставитьакцентывсоответствиисобщейатмосфероймагазина,концепциейпредставлениятоваров.Достичьсбалансированностикомпозиционныхрешенийиподчинениясредствэмоциональноговоздействияобщейидее,лежащейвосновеиндивидуальностимагазина; -максимальнополноудовлетворитьпотребностипокупателейвинформациидляосуществлениявыбора,чтоположительновлияеткакнаобразмагазина,такинаувеличениечислапокупок; -сформироватьположительныйобразмагазинапутемгарантиикачествапредлагаемыхтоваровигибкостикизменениямпотребностейиспроса. Возможностимерчендайзингадостаточноширокииихцелесообразноклассифицироватьнаследующиегруппы:6 1.Вобластистимулированиясбытавмагазине: -эффективноепредставлениетовароввмагазине(размещениеивыкладкатоваров); -привлечениевниманияпотребителейкновымтоварамиспециальнымпредложениям; -закреплениевсознаниипотребителейотличительныхчерттоваровиторговыхмарок; -позиционированиетоваровнаосновепсихологическихособенностейпокупателейифактороврегулированиявнимания; -разработкапрограммпродвиженияотдельныхтоваровилиихкомплексов,прикоторыходнитоварыстимулируютпродажудругихбезпривлечениядополнительныхинвестиций(перекрестныймерчандайзинг). 2.Вобластисозданияконкурентногопреимуществамагазина: -обеспечениеболееполногоудовлетворенияпотребностейпокупателей; -увеличениечислалояльныхмагазинупокупателейизавоеваниеновых; -закреплениевсознаниипокупателейотличительногообразамагазинаиассортиментатоваров; -созданиеатмосферы,вкоторойпосетителиполучалибыудовольствиеотпроцессасовершенияпокупок. 3.Вобластисовершенствованиярекламно-коммуникационнойполитикиторговогопредприятия: -разработкапрограммымаркетинговыхкоммуникаций; -обеспечениепокупателейнеобходимойинформацией,возможностьрассказатьпокупателюосвойствахтовара; -совершенствованиевидовиспособовприменениярекламывместахпродажи; -сокращениепродолжительностимыслительногопроцесса,проходящегосмоментапервогознакомствапокупателейстоваромдомоментаегополногоосвоения. 4.Вобластисовершенствованияторгово-технологическихпроцессоввмагазине: -организацияуправленияторгово-технологическимипроцессамивмагазинепосредствомоптимальнойпланировкиторговогозалаисистемыразмещенияоборудования; -болееэффективноеиспользованиеторговыхплощадей; -регулированиедвиженияпокупательскихпотоковвторговомзалемагазина; -обеспечениедоступноститоваровдляпокупателейвпроцессевыборабезучастияпродавцов-консультантов; -организацияраспределенияпознавательныхресурсоввовремениипространстветорговогозала. 5.Вобластиуправленияповедениемпотребителей(влияниенаповедениепокупателейприсоблюдениисоциальныхправилиприэтическойчуткости): -созданиеатмосферымагазина,адекватнойпсихологическомусостояниюпосетителей; -сокращениепериодаадаптациипокупателейвторговомзале; -увеличениечислаимпульсныхпокупок; -увеличениевременипребыванияпокупателявмагазине; -повышениеуровняпринятиярешенийпокупателемнепосредственновмагазине; -увеличениесреднейсуммыпокупки. Мерчендайзинг делает полки торгового зала привлекательными, преследуя при этом главную цель: воздействовать на покупательское поведение таким образом, чтобы потребитель, находящийся в точке продажи, во-первых, узнал о предлагаемых товарах, во-вторых, заинтересовался ими, в-третьих, захотел бы их купить, в-четвертых, купил. Для того чтобы все так и происходило, существуют законы успешного мерчендайзинга: 1. Закон запаса, гласящий о том, что все товары, выложенные на полки, должны обеспечиваться как минимум трехдневным запасом. 2. Закон расположения — обязательное присутствие в каждой торговой точке минимального набора ассортиментных позиций. 3. Закон презентации, или правило повторения: вызвать у покупателя желание сделать незапланированную покупку можно только тогда, когда один товар представлен несколькими единицами.
Необходимопомнить,чтограмотноеиспользованиеторговогопространстваиправильнаявыкладкамогутувеличитьпродаживмагазинена10-25%,ноеслитоварнеотвечаетпотребностямпокупателяилипроведенонеправильноеценообразование,томерчендайзингнепоможетулучшитьработумагазина.
Существуюттакжеиограничениявиспользованиитехнологиймерчендайзинга,когдаточноизвестно,чтоэтонепоможет:14 1.Еслимагазинторгуетисключительнодешевымитоварамилиботоварамималоизвестныхфирм,ориентируясьнаэкономическуюобстановкуиконъюнктуруместногорынка. 2.Еслитоварнеизвестеннарынке.Мерчендайзингомнельзязаменитьбрендинг. 3.Еслистоимостьпродукции,напротив,оченьвелика.Чемвышестоимостьтовара,темменееспонтаннойбудетпокупка. 4.Еслитоварприобретаетсяпокупателямиредко. 5.Еслитребуетсяличныйконтактпродавцаскаждымпокупателемиконсультативныепродажи. 6.Еслитребуетсядемонстрациятоваравдействии. 7.Еслиестьнеобходимостьподгонятьпродукциюкиндивидуальнымтребованиямзаказчика. 8.Еслиассортименттовароводноготипаслишкомширок. Несмотрянавсюважность,темаэтанедостаточноосвещенаврусскоязычнойлитературе.Болеетого,вроссийскойпрактикеприменяетсялишьограниченныйнаборинструментовмерчендайзинга,который,какпоказываетпрактика,стоитрасширять.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 164. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |