Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация видов экономического анализа.




По отраслевому признаку, (основывается на общест­венном разделении труда), делится на отраслевой и межотраслевой. Отраслевойметодика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, с/х, строительства, транспорта, торговли и т.д.). Межотраслевой который является теорети­ческой и методологической основой АХД во всех отраслях нацио­нальной экономики, т.е. теорией анализа хо­зяйственной деятельности.

Объективная необходимость отраслевого АХД обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и как следствие характерные экономические отношения. Необходимость исследования специфики разных отраслей обусловило потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики.

По признаку времениАХД подразделяется на предваритель­ный (перспективный) и последующий (ретроспективный (делится на оперативный и итоговый), истори­ческий).

Предварительный анализпроводится до осуществления хоз-ных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов. Последующий (ретроспективный) анализпроводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий. Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны меж­ду собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать пер­спективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт и т.д., что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа. В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то по­следующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и тре­бует предварительной оценки обоснованности плановых пока­зателей.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оператив­ный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуацион­ный)анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недо­статки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как произ­водственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуацион­ный) анализ приобретает особое значение. Итоговый (заключительный)анализ проводится за отчет­ный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечи­вается более полная оценка деятельности предприятия по исполь­зованию имеющихся возможностей. Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе произ­водства, но и комплексно обобщать достижения, результаты произ­водства за соответствующие периоды времени, разрабатывать меро­приятия, направленные на рост эффективности производства.

По пространственному признакуможно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйствен­ный анализизучает деятельность только исследуемого предприя­тия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализесравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, не­достатки и на основе этого дать более объективную оценку эффект-ти деят-ти предприятия.

Классификация АХД по субъектам управления.Хозя-ная деят-ть (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природо­охранной деят-ти и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа м.б. смещен в сторону каких-либо под­систем хоз-нной деят-ти. В связи с этим выделяют: технико-экономический анализ,которым занимаются техни­ческие службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические рез-ты деят-ти предприятия; финансово-экономический анализ(финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия; аудиторский (бухгалтерский) анализ -это экспертная диагностика финансового "здоровья" предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнози­рования финансового состояния и финансовой устойчивости субъек­тов хозяйствования. социально-экономический анализ(экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйствен­ной деятельности; экономико-статистический анализ(статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явле­ний на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона; экономико-экологический анализ(органы охраны окружа­ющей среды) исследует взаимодействие экологических и эконо­мических процессов, связанных с сохранением и улучшением окру­жающей среды и затратами на экологию; маркетинговый анализ(служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функ­ционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой про­дукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммер­ческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По методике изучения объектов АХДм.б. сравнительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-ста­тистическим, функционально-стоимостным При сравнительном анализеобычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о рез-тах хоз-ной деят-ти с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий. Факторный анализнаправлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результ-ных показателей. Диагностический (экспресс-анализ)представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, харак­терных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного произ­водства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана меро­приятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращения численности рабо­тающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно уста­новить характер нарушений, не производя непосредственных изме­рений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного время и средств. Маржинальный анализ— это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализавыби­рается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности произ­водства за счет более полного использования имеющихся ресурсов. Стохастический анализ(дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий. Функционально-стоимостный анализ(ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, ко­торые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, экс­плуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации не­нужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т. д. По субъектам (пользователям анализа)различают внутрен­ний и внешний анализ. Внутреннийанализ проводится непосред­ственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешнийанализ проводится на осно­вании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами. По охвату изучаемых объектованализ делится на сплош­ной и выборочный. Сплошной анализвыводы делаются после изучения всех без исключения объектов. Выборочный- по результатам обследования только части объектов. По содержанию программыанализ может быть комплекс­ным и тематическим. Комплексный анализдеят-ть предприятия изучается всесторонне. Тематический —только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Нап-р, вопросы использования мат-ных ресурсов, производ. мощности предприятия, снижения себест-ти продукции и пр. Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...