Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Административный процесс обладает и собственными специфическими признаками.
1) Административный процесс – это правовая форма исполнительно-распорядительная или судебная деятельность государства. Его обязательными субъектами являются либо органы и должностные лица публичной администрации, либо органы судебной власти. 2) Административный процесс регулируется не только нормами административного права, но и нормами арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального права, нормами финансового, налогового, таможенного права, некоторых других отраслей права. Административные процесса в органах исполнительной власти субъектов РФ, в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативно-правовыми актами субъектов. 3) Целью административного процесса является обеспечение наиболее полной реализации субъективных прав и юридических обязанностей граждан в их взаимоотношениях с публичной администрацией, разрешение правовых споров, возникающих по вопросу реализации данных прав и обязанностей, обеспечение эффективного функционирования самой публичной администрации. Проблемы административного процесса начали разрабатываться в науке советского административного права с 60-х годов ХХ в. По данным проблемам высказывались различные точки зрения и мнения. Например, Н.Г. Салищева трактовала административный процесс по аналогии с судебным процессом – как деятельность, которая связана с решением индивидуальных дел по поводу споров и с применением мер административного принуждения. Сформировалось и более широкое понимание административного процесса как государственной исполнительно-распорядительной деятельности по решению любых индивидуальных дел, а не только юрисдикционных дел (Г.И. Петров, Ю.М. Козлов, Ц.А. Ямпольская, В.Д. Сорокин). Была высказана и точка зрения о том, что административный процесс охватывает все процедуры исполнительно-распорядительной деятельности, его нужно связывать с реализацией органами государственного управления любых своих полномочий, решением любых вопросов, отнесенных к их компетенции. Указанные обстоятельства обусловили формирование в науке административного права двух подходов к пониманию сущности административного процесса. В рамках первого подхода административный процесс рассматривается широко – как совокупность всех действий, совершаемых органами исполнительной власти для реализации своей компетенции. В рамках второго подхода административный процесс понимается более узко – как деятельность органов исполнительной власти по реализации санкций норм административного права при осуществлении правоохранительной деятельности. Иными словам и, в данном случае административный процесс понимается исключительно как юрисдикционная деятельность. Используя в качестве основы первый подход, можно выделить следующие виды административного процесса (административно-процессуальной деятельности) - административно-процедурный – деятельность органов исполнительной власти (их должностных лиц) по разрешению индивидуальных дел, связанных с реализацией прав и законных интересов граждан и организаций; - административно-юрисдикционный – деятельность органов исполнительной власти (их должностных лиц) по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения. Основанием любой административно-процессуальной деятельности являются индивидуальные административные дела – возникающие в сфере государственно-управленческой деятельности вопросы, связанные с применением административно-правовых норм и требующие для своего разрешения распорядительных действий уполномоченных исполнительных органов (их должностных лиц). Разрешение индивидуальных дел составляет основу административного процесса. В зависимости от степени однородности разрешаемых индивидуальных дел административно-процессуальная деятельность дифференцируется на отдельные административные производства, отличающиеся характером дел, особыми субъектами, правовыми формами, ме6тодами деятельности и т.д. В учебной и научной литературе в структуре административного процесса выделяют вначале виды (а даже подвиды) административных процессов, а затем уже конкретные производства. Так, ряд ученых (Д.Н. Бахрах) считает, что административный процесс состоит из: - административно-нормотворческого; - административно-правонаделительного; - административно-юрисдикционного. В.Д. Сорокин выделяет: - правотворческий; - правонаделительный; - правоохранительный. После принятия КАС РФ выделяют три основных вида административного процесса: - административные процедуры; - административно-юрисдикционный процесс; - административное судопроизводство. Административный процесс в целом и все составляющие его производства как деятельность по разрешению индивидуальных конкретных дел в сфере государственного управления базируется на принципах, определяющих основы данной процессуальной деятельности. Принципами административного процесса являются закрепленные в нормах права основные, исходные положения, отражающие его особенности, определяющие ход и назначение процесса. Можно выделить следующие принципы административного процесса: - принцип законности; - принцип охраны интересов личности и государства; - принцип гласности; - принцип объективной (материальной) истины; - принцип оперативности процесса; - принцип национального языка; - принцип самостоятельности принятия решений. Принципами административного судопроизводства как части административного процесса в соответствии со ст.6 КАС РФ являются: 1) Независимость судей; 2) Равенство всех перед законом и судом; 3) Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел; 4) Осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок; 5) Гласность и открытость судебного разбирательства; 6) Непосредственность судебного разбирательства; 7) Состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда. Административный процесс, включающий различные виды производств, разворачивается во времени, через определенную процедуру, которая имеет свое начало, продолжение и завершение и складывается из предусмотренных законом и осуществляемых в логической последовательности действий участников процесса. Исходя из этого, общая теория права, в том числе наука административного права, различают в названной процедуре определенные стадии. Стадия – это часть процесса, в пределах которой участники конкретного административного производства выполняют обязательные или возможные действия, предусмотренные для этой стадии, оформляемые соответствующими юридическими документами. Выполнение действий в рамках предыдущей стадии является необходимым условием реализации последующих стадий конкретного производства. Итак, административный процесс включает следующие стадии: - возбуждение производства по административному делу; - рассмотрение административного дела; - принятие решения по административному делу; - пересмотр решения по административному делу; - исполнение решения по административному делу. Административно-процессуальное законодательство, регламентирующее процессуальные формы деятельности субъектов государственного управления, не сложилось еще как систематизированная обособленная отрасль законодательства России. Можно выделить следующие походы по поводу места административно-процессуальных норм в системе российского права: 1) Ряд ученых считают, что эти нормы следует рассматривать как самостоятельную отрасль системы национального права. Это В.Д. Сорокин, Г.А. Кузмичева М.Я. Масленников и др. 2) Ряд ученых рассматривают административно-процессуальные нормы как подотрасль административного права. Это Ю.А Тихомиров, И.В. Панова, Е.Г. Лукьянова. 3) Ряд ученых считает, что административно-процессуальное право существует как объединение процессуальных норм, систематизированных в рамках отдельных институтов административного права. Это Д.Н. Бахрах. В.Д. Сорокин первым среди ученых-административистов выдвинул и обосновал идею о целесообразности выделения административно-процессуального правакак самостоятельной отрасли российской правовой системы и является автором первого в истории России учебника по административно-процессуальному праву (2004 г.). Он признан основателем научно-педагогической школы, созданной на базе Санкт-Петербургского университета МВД России. Таким образом, и согласно В.Д. Сорокину, административно-процессуальное право – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти российской Федерации, а также иными компетентными субъектами.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |