Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Административное правонарушение как основание административной ответственности
Понимание сущности административного правонарушения и характеристика его признаков, состав административного правонарушения и его элементы являются основополагающими составляющими в содержании курса учебной дисциплины «Административное право», посвященного изучению вопросов административной юрисдикции. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Признаки административного правонарушения: 1. Административным правонарушением является конкретное действие или бездействие, акт волевого поведения физического или юридического лица. Действие представляет собой активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета. Бездействие представляет собой пассивное невыполнение обязанности. Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием. 2. Общественная опасность административных правонарушений может проявляться как в реальном вреде, так и в создании условий для наступления вреда. 3. Противоправность административного правонарушения выражается в нарушении установленных общеобязательных правил, норм, требований, порядка и т.д. Это могут быть нормы не только административного, но и конституционного, финансового, гражданского, трудового и иных отраслей права. При этом противоправность не связывается с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности зачастую достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой. 4. Обязательным признаком административного правонарушения является виновность лица, совершившего административное правонарушение. Вина в административном праве может выражаться в умышленных действиях или действиях, совершенных по неосторожности. 5. Наказуемость – важный признак административного правонарушения. Наказуемость выражается в том, что за конкретное действие или бездействие, признанное административным правонарушением, предусмотрена административная (дисциплинарная) ответственность в виде соответствующих мер наказания. В приведенном согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ понятии административного правонарушения не указаны объекты противоправных посягательств. Их можно определить, исходя из наименований глав раздела II КоАП РФ, согласно которому административное правонарушение посягает на общественные отношения в сферах прав граждан (гл.5), здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (гл. 6), охраны собственности (гл. 7), порядка управления (гл. 19), общественного порядка и общественной безопасности (гл. 20), а также в других сферах. Следовательно, административные правонарушения посягают на весьма широкий круг общественных отношений. Многие ученые-административисты при раскрытии признаков выделяют признаки административного правонарушения по-разному. К примеру, проф. Л.Л. Попов выделяет пять признаков: деяние; общественно опасное; противоправное; виновное; наказуемое деяние. Проф. Коренев А.П. считает, что административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью (вредностью); противоправностью; виновностью; наказуемостью. В комментарии к КоАП РФ под редакцией проф. А П. Шергина отмечены четыре основных признака административного правонарушения: действие или бездействие, т.е. деяние; деяние противоправное; - виновное; - наказуемое. По нашему мнению административное правонарушение обладает всеми указанными непосредственно в самой административно-правовой норме пятью обязательными признаками: 1) деянием (действием или бездействием); 2) общественной опасностью; 3) противоправностью; 4) виновностью; 5) наказуемостью. Квалификация преступления и административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения - объективных и субъективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие. В последнем случае в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение. Под признаком состава административного правонарушения понимается обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем административным правонарушениям. Всего в структуру состава административного правонарушения входят следующие четыре элемента: объект правонарушения; объективная сторона правонарушения; субъект правонарушения; субъективная сторона правонарушения. Объектправонарушения – это общественные отношения, на которые посягает деяние. Общий объект – это вся совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права и охраняемых мерами административной ответственности. Это общественные отношения в сфере государственного управления. Под родовым (специальным) объектом понимается круг общественных отношений, на которые посягает значительная группа однотипных правонарушений. Такие правоохраняемые общественные отношения указаны в заголовках гл. 5 - 21 КоАП РФ или в наименовании законов субъектов РФ об административных правонарушениях: права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность; собственность; общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования и т.д. Видовой (непосредственный) объект – это конкретное охраняемое мерами административной ответственности общественное отношение, на которое посягает одно или несколько сходных правонарушений, образующих узкую группу в рамках одной главы Особенной части КоАП РФ или определенной статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Вторым элементом состава административного правонарушения является группа юридических признаков, характеризующих объективную сторону правонарушения, под которой понимается конкретная разновидность противоправного деяния (действий или бездействия), наносящего вред или ущерб правам граждан или общегосударственным (публично - правовым) интересам, охраняемым законодательством об административных правонарушениях (признаки объективной стороны проступка обычно указываются в диспозиции правовой нормы). Между действиями и последствиями должна быть причинная связь.Причем деяние является как бы ядром всей совокупности признаков объективной стороны, которое объединяет все остальные признаки в одну систему: и место его совершения, и время, и способ. Содержание объективной стороны может включать характер деяния – повторность, неоднократность, длящееся правонарушение. Под повторностью понимают совершение лицом, находящимся в состоянии административной наказанности (срок которого определен ст. 4.6 КоАП РФ в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания), однородного (а не иного) правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административной ответственности. Неоднократность административного правонарушения означает совершение двух и более однородных правонарушений. Длящееся правонарушение выражается в длительном невыполнении требований правовой нормы, за несоблюдение которой установлена административная ответственность. Например, сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ) и др. По своей конструкции с точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений подразделяются на: материальные – выражающиеся в таком формулировании диспозиции правовой нормы административного правонарушения, когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними; формальные – когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия. Субъект правонарушения – это лицо, совершившее административно-наказуемое деяние и в соответствии с законодательством способное нести за него административную ответственность. Субъектом административного правонарушение может быть вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ), а также юридическое лицо. В соответствии с КоАП РФ особенностями субъекта является то, что должностные лица имеют повышенную ответственность, еще большая мера наказания предусмотрена для юридических лиц. Впервые в Кодексе (в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ) определено понятие должностного лица. Статьей 2.5 КоАП РФ определены особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Согласно ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Определенными особенностями обладают и такие субъекты административных правонарушений, как родители или иные законные представители несовершеннолетних детей (см. ст. 5.35 КоАП РФ). Понятие юридического лица как субъекта административного правонарушения в КоАП РФ отсутствует. Определяется гражданским законодательством. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |