Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первого моляра верхней челюсти




Компоненты действия Средства действия,                           методика работы Критерии самоконтроля
1. Произвести одонтометрию естественного удалённого зуба человека С помощью циркуля и линейки измерить вестибуло-оральные и медио-дистальные размеры зубов в области анатомической шейки, экватора и окклюзионной поверхности. Размеры естественных зубов человека соответствуют данным таблицы.  
2. Произвести разметку гипсового блока (высота коронки и пришеечной трети корня). Циркуль, линейка, химический карандаш. Естественные размеры зуба увеличены в 2 раза.       
3. Нанести на гипсоблок контуры апроксимальных поверхностей коронки. Разметить глубину борозды между вестибулярными и язычными буграми Циркуль, линейка, химический карандаш. Апроксимальные поверхности близки по форме к четырёхугольнику, окклюзионный контур - ломаная линия, разделяющая вестибулярный и язычный бугры.
4. Срезать гипс за пределами рисунка. Нож по гипсу.   Вестибулярный контур выпуклый, экватор — в пришеечной трети. Язычный контур выпуклый, экватор — в средней трети коронки. Вестибулярный бугор выше язычного.  
5. Нанести на гипсоблок контуры вестибулярной и язычной поверхностей зуба Циркуль, линейка, химический карандаш.   Вестибулярная и язычная поверхности сходны с прямоугольником. Медиальные фасетки больше дистальных.  
6. Срезать гипс за пределами рисунка.        Нож по гипсу. Апроксимальные контуры конвергируют к шейке зуба, выражена «талия» зуба. Экватор — в окклюзионной трети. Выражен признак угла коронки.
7. Сгладить и закруглить переходы между поверхностями. Нож по гипсу. Придана ромбовидность окклюзионной поверхности: наибольшая диагональ от вестибуло-медиального бугра к язычно-дистальному.                                           
8. Смоделировать рельеф вестибулярной поверхности. Нож по гипсу. Вертикальные валики разделены вертикальной бороздой, не достигающей шейки зуба. Экватор - в пришеечной трети.                     
9. Смоделировать рельеф язычной поверхности. Нож по гипсу. Сделана вертикальная борозда, отделяющая большую мезиальную часть поверхности от меньшей дистальной. На медиальном язычном бугре расположен бугорок Карабелли. Экватор — в средней трети.  
10. Смоделировать окклюзионную поверхность зуба. Нож по гипсу, зуботехнический шпатель. Вырезаны вестибулярные и язычные бугры, фиссура в форме буквы «Н».                                      
11.Смоделировать шейку зуба. Нож по гипсу, циркуль, линейка.   Контур шейки на вестибулярной и язычной поверхности слабо изогнут в сторону корня, на апроксимальных — в сторону коронки зуба.
12. Окончательная отделка поверхности гипса.           Наждачная бумага. Модель зуба имеет аккуратный вид и плавные                                переходы с одной поверхности на другую — соответственно анатомическому строению                                                                                                      естественного зуба.

Схема ориентировочной основы действий при моделировании из гипса

Первого моляра нижней челюсти

Компоненты действия Средства действий,                           методика работы Критерии самоконтроля
1. Произвести одонтометрию естественного удалённого зуба человека С помощью циркуля и линейки измерить вестибуло-оральные и медио-дистальные размеры зубов в области анатомической шейки, экватора и окклюзионной поверхности. Размеры естественных зубов человека соответствуют данным таблицы.  
2. Произвести разметку гипсового блока (высота коронки и пришеечной трети корня). Циркуль, линейка, химический карандаш. Естественные размеры зуба увеличены в 2 раза.
3. Нанести на гипсоблок контуры апроксимальных поверхностей коронки. Разметить глубину борозды между вестибулярными и язычными буграми. Циркуль, линейка, химический карандаш. Апроксимальные поверхности имеют форму неправильного четырёхугольника. окклюзионный контур — ломаная линия, разделяющая вестибулярный и язычный бугры.
4. Срезать гипс за пределами рисунка. Нож по гипсу.   Вестибулярный контур выпуклый, экватор — в пришеечной трети. Язычный контур выпуклый, экватор — на границе средней и окклюзионной трети. Вестибулярный бугор ниже язычного. Коронка зуба имеет язычный наклон.  
5. Нанести на гипсоблок контуры вестибулярной и язычной поверхностей зуба. Циркуль, линейка, химический карандаш.   На вестибулярной поверхности намечены 3 бугра, на язычной — 2.                                                                                                  
6. Срезать гипс за пределами рисунка Нож по гипсу. Апроксимальные контуры конвергируют к шейке зуба, более выраженно с язычной стороны. Экватор — в окклюзионной трети.
7. Сгладить и закруглить переходы между поверхностями. Нож по гипсу. Медиальная поверхность шире дистальной.
8. Смоделировать рельеф вестибулярной поверхности. Нож по гипсу. Сделаны 2 вертикальные борозды, отделяющие друг от друга 3 одонтомера. Вестибуло - медиальная борозда более выражена чем вестибуло-дистальная. Наиболее крупный валик вестибуло-медиального одонтомера, наименьший — у дистального одонтомера. Экватор — в пришеечной трети.
9. Смоделировать рельеф язычной поверхности. Нож по гипсу. Сделана вертикальная борозда, отделяющая более широкую медиальную часть язычной поверхности. Экватор — на границе окклюзионной и средней трети.  
10. Смоделировать окклюзионную поверхность зуба. Нож по гипсу, зуботехнический шпатель. Вырезаны скаты вестибулярных и язычных бугров, фиссура в форме буквы «Ж».                                                  
11. Смоделировать шейку зуба. Нож по гипсу, циркуль, линейка.   Контур шейки на вестибулярной и язычной поверхностях слабо изогнут в сторону корня, на апроксимальных — изогнут в сторону коронки зуба.
12. Окончательная отделка поверхности гипса. Наждачная бумага. Модель зуба имеет аккуратный вид и плавные                                  переходы с одной поверхности на другую — соответственно анатомическому строению                                                                                                          естественного зуба.

 

Контрольные вопросы

1.Макроскопическое строение первых моляров верхней челюсти постоянного прикуса. Признаки латерализации. Форма контура поперечного сечения области шейки зуба.

2. Макроскопическое строение первых моляров нижней челюсти постоянного прикуса. Признаки латерализации. Форма контура поперечного сечения области шейки зуба.

3. Отличительные особенности строения 2 и 3-их моляров верхней челюсти.

4. Отличительные особенности строения 2 и 3-их моляров нижней челюсти.

 

Тестовый контроль

Выберите один правильный ответ

 

1. Пятибугорковая форма жевательной поверхности характерна

 

1) для первого премоляра верхней челюсти

2) для первого моляра верхней челюсти

3) для первого моляра нижней челюсти

 

 

2. Анатомическая шейка зуба соответствует

1) переходу эмали в цемент корня

2) границе между над- и поддесневой частью зуба

3) экватору зуба

 

 

3. Форма окклюзионной поверхности 1-х моляров нижней челюсти

1) ромбовидная с 4-мя буграми

2) прямоугольная с 2-буграми

3) прямоугольная с 5-ю буграми

 

4. Форма окклюзионной поверхности 1-х моляров верхней челюсти

1) ромбовидная с 4-мя буграми

2) округлая с 2-мя буграми

3) прямоугольная с 5-ю буграми

 

5. Количество корней у моляров нижней челюсти

1) 1

2) 2

3) 3

 

 

Самостоятельная работа

1.Изобразить рисунками (5 проекции) моляры верхней и нижней челюсти.

Литература

Основная

1. Пропедевтическая стоматология [Текст] : учебник для студентов стоматол. фак. мед. вузов по

 спец. "Стоматология" / Каливраджиян Э. С., Брагин Е. А., Абакаров С. И., Жолудев С. Е. . –

 М. : ГЭОТАР-Медиа , 2013 . – 351с.

2. Пропедевтическая стоматология [Электронный ресурс] : учебник для

студентов, обучающихся по специальности 060201,65 «Стоматология» / Базикян

Э.А. и др.]; под ред. Э. А. Базикяна, О.О.Янушевича. – 2-е изд,. испр. и доп.- М.:

ГЭОТАР-Медиа , 2013 . – 640 с.- Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru

Дополнительная :

1. Зубопротезная техника [Электронный ресурс] : учебник / Арутюнов С. Д., Булгакова Д. М.,

 Гришкина М. Г. ; под ред. М. М. Расулова, Т. И. Ибрагимова, И. Ю. Лебеденко . - 2-е изд. . –

М. : ГЭОТАР-Медиа , 2013 . - 384 с. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru

2. Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение [Текст] : учебник

 для студентов мед. вузов, обучающихся по спец. стоматология / Трезубов В. Н.,

 Мишнёв Л. М., Жулёв Е. Н., Трезубов В. В. ; под ред. В. Н. Трезубова . - 5-е изд.,

испр. и доп. . - М. : МЕДпресс-информ , 2011.-372 с.   

3. Ортопедическая стоматология. Технология лечебных и профилактических аппаратов [Текст]

 : учебник для мед. вузов / Трезубов В. Н., Мишнев Л. М., Незнанова Н. Ю., Фищев С. Б. ; под

ред. В. Н. Трезубова . - 3-е изд., испр. и доп. . - М. : МЕДпресс-информ , 2011 . – 310 с.

 4. Основы клинической морфологии зубов [Текст] : учеб. пособие / Самусев Р. П., Дмитриенко

С. В., Краюшкин А. И. ; под ред. М. Р. Сапина . - М. : Оникс 21 век : Мир и образование ,

2002 . - 367 с.

5. Практические занятия по пропедевтике стоматологических заболеваний [Текст] : учеб.

 пособие для студентов мед. вузов / Данилина Т. Ф., Колесова Т. В., Касибина А. Ф. и др. ;

Минздравсоцразвития РФ . - Волгоград : Изд-во ВолГМУ , 2010 . - 308 с. .

6. Пропедевтическая стоматология в вопросах и ответах [Электронный ресурс] : учеб. пособие /

Булгакова А. И., Галикеева А. Ш., Валеев И. В. и др. ; под ред. А. И. Булгаковой . - М. :

 ГЭОТАР-Медиа , 2008 . - 128 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru

7. Тестовые задания для текущего и рубежного контроля уровня знаний студентов

по специальности "Стоматология" [Текст] : учеб. пособие / Михальченко Д. В.,

Данилина Т. Ф., Колесова Т. В. и др. ; ВолгГМУ Минздрава РФ, Каф.

пропедевтики стоматол. заболеваний . - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ , 2014 . – 115 с

 

 

Занятие №5.

«Пропедевтика» Тема № 5. Прикус. Разновидности прикуса, их морфо-функциональная характеристика. Артикуляция, окклюзия. Биомеханика нижней челюсти. Функциональная взаимосвязь элементов зубочелюстной системы.

Цель занятия:

1. Изучить разновидности прикуса, их морфо-функциональную характеристику.

2. Изучить виды окклюзии, биомеханику нижней челюсти.

Задачи:

1. Научиться определять вид прикуса, признаки смыкания зубов.

2. Изучить характеристику видов окклюзии.

3. Изучить движения нижней челюсти, суставные, мышечные, зубные признаки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...