Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Максимальное количество баллов по дисциплине 90 баллов.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии [Текст]: учебное пособие для вузов/А.П. Бизюк.-СПб.:Речь,2010

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст]: учебник для студентов вузов/Т.Г. Визель.-Москва:АСТ Астрель,2009

Дополнительная литература

3. Бадалян Л.О. Невропатологи: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений./Л.О. Бадалян. - М.: 2001.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии:учеб.пособие для вузов /А.Р.Лурия.-5-е изд., стер.-М.:Академия, 2007

5. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для вузов. / А.Р.Лурия . - М.:Академия,2002.

6. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. /Л.С. Цветкова. - М.: 1985, 2004.

7. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. /Л.С. Цветкова..-М.: Воронеж: МОДЭК; МПСИ, 2000.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

8. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем./П.К. Анохин. – М.: 1971.

9. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии./В.М. Астапов. – М.: 1994.

10. Адрианов О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга./ О.С. Андрианов. – М.: 1976.

11. Вассерман Л.И. Методы нейропсихологической диагностики./ Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон. – СПб.: 1997.

12. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации. Собр.соч., т.1. /Л.С. Выготский. М.: 1983.

13. Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация. / Э. Голдберг. - М.:2003.

14. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека/А.Р. Лурия, - СПб.: Питер, 2008,- 624 с

15. Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. Нейропсихологическая диагностика. /под ред. Е.Д.Хомской. – . М.: 2004.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

16. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. /А.В. Семенович. – М.: МГУ, 1991.

17. Хрестоматия по нейропсихологии. /Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: 1999, 2004.

18. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.- Изд, 2-е,испр.и доп./Л.С. Цветкова.-М.: Роспедагенство,Когито-центр,1998.

19. Юров Ю.В. Основы нейропсихологии: учебно-методическое пособие/ Ю.В. Юров.- Воронеж: ВГПУ,2006-63

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

20. www.nlr.ru/ – Российская национальная библиотека.

21. www.nns.ru/ – Национальная электронная библиотека.

22. www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека.

23. www.,biznes-karta.ru/ – Агентство деловой информации «Бизнес-карта».

24. www.nlr.ru/ – Российская национальная библиотека.

25. www.nns.ru/ – Национальная электронная библиотека.

26. www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека.

27. www.,biznes-karta.ru/ – Агентство деловой информации «Бизнес-карта».

                                                                

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 6

5.1  Оценочные средства контроля формируемых компетенций

ОПК-3

способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся

З.1 теоретические основы и практическое значение нейропсихологии как прикладной отрасли психологических знаний; З.2 знать принципы мозговой организации ВПФ У.1 уметь осуществлять сравнительный анализ нейропсихологических теорий В.1 владеть методологическим аппаратом изучения состояния корковых функций Текущий контроль: Проверка выполнения самостоятельных заданий (таблиц), конспектов, тезауруса; выполнение практической работы на занятии, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, контрольные работы по 1,2 разделам. Промежуточная аттестация: экзамен

ПК-3

готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ

З.3 знать основные направления комплексной лечебно-реаби­литационной работы по преодолению нарушений ВПФ. У.2 уметь определять специальные методы и приемы восстановления или развития пострадавшей функции на основе анализа структуры дефекта; В.2 владеть методами и приемами нейропсихологической работы по устранению расстройств ВПФ Текущий контроль: Проверка выполнения самостоятельных заданий (таблиц), конспектов, тезауруса; выполнение практической работы на занятии, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, контрольные работы по 1,2 разделам. Промежуточная аттестация: экзамен

ПК-5

способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития

З.4 знать современные теории функциональной организации головного мозга во взаимосвязи с реализацией психической деятельности в норме и в патологии У.3 уметь  распознавать нарушения высших психических функций при различной локализации мозговых поражений. В.3 владеть методами и приёмами нейропсихологического обследования для выделения ведущего нейропсихологического синдрома и дифференциации признаков с целью установления топики патологического процесса Текущий контроль: Проверка выполнения самостоятельных заданий (таблиц), конспектов, тезауруса; выполнение практической работы на занятии, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, контрольные работы по 1,2 разделам. Промежуточная аттестация: экзамен
   

 

Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Контрольные вопросы и задания по разделу I

1. Раскройте специфику нейропсихологического подхода к анализу проблем развития и жизнедеятельности индивида?

2. Дайте определение высших психических функций.

3. Какие принципы мозговой организации ВПФ сформулированы Л.С. Выготским?

4. Почему современная концепция высших психических функций называется системной и динамической?

5. Каковы особенности функциональной специфики и взаимодействия полушарий мозга?

6. В чем проявляются изменения мозговой организации психических процессов по мере их функционального развития.

7. Раскройте возможности практического использования теоретических положений, разработанных современной нейропсихологией.

8. В чем состоит вклад отечественной науки в развитие нейропсихологии?

9. Каковы основные положения учения о мозговой организации психических процессов?

10. Сформулируйте основные положения «теории системной динамической организации высших психических функций».

11. Объясните суть принципа иерархического строения коры.

12. Какие из трех блоков мозга обладают модальной специфичностью?

13. Какой блок мозга называется накопительным, а какой реализующим, и почему?

14. Как связаны между собой нейропсихологический фактор и нейропсихологический синдром?

15. Какие типы факторов вы знаете?

16. Какие условия могут приводить к ослаблению модально-неспецифического фактора?

17. Какие явления наблюдаются при поражении и раздражении первичных зон затылочной коры?

18. При раздражении каких отделов зрительной коры возникают сложные зрительные галлюцинации?

19. Приводит ли поражение вторичных областей зрительной коры к снижению остроты зрения?

20. Чем отличается сужение зрительного поля от сужения объема зрительного восприятия?

21. Каковы отличия зрительных агнозий, возникающих при поражении вторичных правой и левой затылочных областей?

22. В чем заключаются функции первичной проекционной височной коры мозга?

23. Какие отделы височной коры являются аппаратами речевого слуха?

24. Перечислите вторичные нарушения, связанные с расстройством речевого слуха.

25. При какой локализации поражения мозга возникают нарушения фонематического слуха?

26. В чем отличие сенсорной амузии и сенсорной афазии?

27. Зону перекрытия каких корковых отделов анализаторов составляют третичные зоны задних отделов мозга?

28. К какому возрасту созревают третичные зоны коры?

29. Какие модально-специфические эффекты возникают при раздражении третичных зон коры электрическим током?

30. Что происходит с движением при нарушении кинестетических синтезов?

31. К чему приводит нарушение организации движений речевого аппарата?

32. Что такое кинетические мелодии?

33. В случаях каких поражений мозга возникает элементарная двигательная персеверация?

34. Участвуют ли лобные доли мозга в регуляции активности элементарных форм ориентировочного рефлекса?

35. Что такое эхопраксическое действие?

36.  К чему приводят попытки использовать собственную речь для регуляции поведения у лобных больных?

37. Чем чаще всего замещается выполнение двигательной программы у лобных больных?

38. Что является наиболее тонким средством диагностики поражений лобных долей мозга?

Контрольные вопросы и задания по разделу II

1. Что такое астереогноз?

2. Что происходит с движением при нарушении кинестетических синтезов?

3. К чему приводит нарушение организации движений речевого аппарата?

4. Что такое кинетические мелодии?

5. В случаях каких поражений мозга возникает элементарная двигательная персеверация?

6. Назовите наиболее важные признаки созревания двигатель­ной сферы.

7. Охарактеризуйте различные виды апраксий.

8. Какие методы нейропсихологической диагностики возможно использовать для выявления нарушений праксиса при различной локализации мозговых поражений..

9. Нейропсихологическая организация внимания.

10. Расстройства внимания при различной локализации мозговых поражений.

11. Дифференциальная диагностика различных уровней нарушений внимания.

12. Основы церебральной организации памяти.

13. Анатомические и нейродинамические механизмы памяти человека.

14. Модально-специфические нарушения памяти.

15. Нарушения памяти при поражениях мозга.

16. Специфика нарушений памяти при поражении глубинных структур мозга.

17. Особенности расстройств памяти при поражениях мозга различной локализации в зависимости от латерализации полушарий мозга.

18. В чем особенности нарушений памяти при поражениях мозга различной локализации?

19. Экспресс – методики нейропсихологической диагностики нарушений памяти.

20. Какие зоны мозга и поля относятся к числу речевых

21. Как функционально организована последовательность исполнения речевой деятельности

22. Дайте нейропсихологическое определение речи

23. Что является основой смыслоразличения речи в звуковом составе языка

24. Как называются основные виды речи

25. Что такое афазия и от каких форм патологии их необходимо отличать

26. В чем проявляются нейропсихологические признаки нарушений вербально- логического мышления ?

27. Нейропсихологический анализ нарушений наглядно-образного мышления.

28. Роль различных зон мозга в мыслительной деятельности.

  1. Что общего в принципах коррекционного и восстановитель­ного обучения?
  2. Чем отличаются принципы коррекционного обучения от принципов восстановительного обучения?
  3. На что рассчитаны основные прямые методы коррекционного обучения — на растормаживание или стимуляцию?
  4. На что рассчитаны основные прямые методы восстановитель­ного обучения — на растормаживание или стимуляцию?
  5. Каковы главные мозговые механизмы, на которые рассчита­но коррекционное обучение при афазии?
  6. Чем отличаются методы восстановления речи при афазии от методов коррекционного обучения при алалии?
  7. Чем отличаются методы восстановления гностических и праксических неречевых ВПФ от методов восстановления неречевых ВПФ символического уровня?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...