Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности




Направление: 44.03.03 - Специальное (коррекционное) образование

                                                                 

 

Уровень образования:     бакалавриат

Профильная направленность:    Логопедия

 

 

Челябинск 2017

 


 

Лист согласования

 

 

Разработчики:  

 

 

 

   

 

 

 

 доцент кафедры СППиПМ  

 

 

С.Г. Щербак

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры

« 17 » мая

 

2017 Протокол 9
   

 

 

 

Заведующий кафедрой  

 

 

Л.А. Дружинина

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

Одобрено представителем работодателя

Н.В. Войниленко, директор МБС(К)ОУ школы-интерната № 11

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия, должность, место работы)

Руководитель ОПОП  

 

 

С.Г. Щербак

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

Декан факультета  

 

 

Н.Г. Сошникова

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

                         

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ



Направление: 44.03.03, Специальное (коррекционное) образование,

Уровень образования:бакалавриат

 

 

Профильная направленность: Логопедия

 

Челябинск, 2017 г.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 6

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………………..16

4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 17

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 27

6 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 29

7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 29

8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 30

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 31

 


 





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу базовой части обязательных дисциплин, содержание разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Логопедия»: Б1.В.ОД.11

Курс «Основы нейропсихологии» имеет общий объём 3 ЗЕТ (108 часов), из них 36 часов аудиторная работа: 18 часов лекционных занятий и 18 часов практических занятий), самостоятельная работа студентов (36 часа) и 36 часов – промежуточный контроль (экзамен). Дисциплина изучается в течение 4 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы Преподавание курса осуществляется на межпредметной основе с привлечением знаний студентов по медицинским, лингвистическим и психолого-педагогическим дисциплинам: «Психология», «Патопсихология», «Специальная психология», «Основы нейрофизиологии и ВНД», «Логопедия», «Клинические основы интеллектуальных нарушений», «Невропатология».

При изучении дисциплины учитываются знания студентов в области основ медицинских знаний, анатомии и физиологии человека, нейрофизиологии, возрастной и специальной психологии и др. У студентов должны быть сформированы умения ориентироваться в вопросах строения и функционирования центрального и периферического речевого аппарата, обеспечивающих речевую деятельность определять симптомокомплекс основных речевыхнарушений; навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины

Принципы системного подхода при изучении особенности высших психических функций человека, их психологическая структура, нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы при нарушениях психической деятельности рассматриваются в курсе «Основы нейропсихологии». Для профессиональной подготовки будущих специалистов важным является изучение теоретических основ нейропсихологии, методов нейропсихологической диагностики.

Курс «Основы нейропсихологии» является основой для изучения дисциплин: «Основы логопедии», «Нарушения письменной речи», «Афазия», «Психолого-педагогическая диагностика при нарушениях речи», «Логопсихология», «Логопедическая работа при сенсорных, интеллектуальных и двигательных нарушениях у детей», а также для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла и для прохождения производственной практики.

1.4. Цели дисциплины:

Целью курса является формирование у студентов основ психологических знаний и представлений о роли нейропсихологии как прикладной отрасли психологической науки в целом, ориентированной на оказание помощи лицам с аномалиями в развитии.

 При изучении данной учебной дисциплины студенты должны усвоить теоретические основы изучения высших психических функций: их генеза и сложного строения, ведущей роли коры больших полушарий в мозговой организации психических процессов; концепции организации мозга как субстрата психической деятельности; системной динамической локализации высших психических функций человека; закономерности реализации отражательной функции мозга, как в условиях нормального развития, так и при локальных повреждениях мозга.

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п

 

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

Знать Уметь Владеть
1. ОПК-3 способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся З.1 теоретические основы и практическое значение нейропсихологии как прикладной отрасли психологических знаний; З.2 знать принципы мозговой организации ВПФ У.1 уметь осуществлять сравнительный анализ нейропсихологических теорий   В.1 владеть методологическим аппаратом изучения состояния корковых функций  
2. ПК-3 готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ З.3 знать основные направления комплексной лечебно-реаби­литационной работы по преодолению нарушений ВПФ. У.2 уметь определять специальные методы и приемы восстановления или развития пострадавшей функции на основе анализа структуры дефекта;   В.2 владеть методами и приемами нейропсихологической работы по устранению расстройств ВПФ
3. ПК-5 способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития З.4 знать современные теории функциональной организации головного мозга во взаимосвязи с реализацией психической деятельности в норме и в патологии У.3 уметь  распознавать нарушения высших психических функций при различной локализации мозговых поражений.   В.3 владеть методами и приёмами нейропсихологического обследования для выделения ведущего нейропсихологического синдрома и дифференциации признаков с целью установления топики патологического процесса;  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I. Функциональная организация мозга и психическая деятельность (основные принципы)          
I.1 Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение 2 0 2 4 8
I.2 Синдромный анализ и системная организация психических процессов. 4 0 2 6 12
I.3 Локальные системы мозга и их функциональный анализ 6 0 4 10 20
  ИТОГО 12 0 8 20 40
II Раздел II. Психические процессы и их мозговая организация          
2.1 Мозговая организация внимания и памяти 2 0 2 4 8
2.2 Мозговая организация движений и действий 0 0 2 4 8
2.3 Мозговая организация речи 2 0 2 4 8
2.4 Мозговая организация мышления 2 0 0 2 4
2.5 Основные принципы коррекционного и восстановительного обучения 0   4 2 4
  ИТОГО 6 0 10 16 32
  Промежуточный контроль (экзамен) 0 0 0 0 36
  ВСЕГО: 18 0 18 36 108

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...