Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Тема 5.2 Глобальные проблемы современной цивилизации.
Противоречивость современного мира. Выдающиеся достижения в областях материальной и духовной деятельности. Актуальность проблемы направленности исторического процесса.
Признаки социального позитивного социального развития; научно-технический и технологический прогресс; усложнение структуры социальных систем; увеличение срока жизни людей; рост численности населения. Неоднозначности тенденций в обществе с точки зрения морали, психологии, биологии.
Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их черты, проявления, роль в обществе. Объективная и субъективная обусловленность появления и действий выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям.
Человечество перед лицом глобальных проблем.Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем "природа – общество", "общество – общество", "человек – общество".
Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Римский клуб и проблемы глобального моделирования. Концепции экологического пессимизма, научно-технического оптимизма. Теории "пределов роста", "органического роста", устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Порочность войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем.
Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.
Разделы и темы дисциплины,
Виды занятий, используемые образовательные технологии
Тематический план
Для студентов очной формы обучения
На базе среднего общего образования
№
| Раздел дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые
при проведении занятий
| Лекции
| Практ.
занятия
| I
| Предмет философии, ее роль в жизни общества
| 6
| 2
| 4
| | 1.1.
| Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания
| 6
| 2
| 4*
| лекционное занятие;
практические занятия в диалоговом режиме
| II
| История философии
| 14
| 6
| 8
| | 2.1.
| Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения)
| 4
| 2
| 2
| лекционное занятие;
практическое занятие в диалоговом режиме
| 2.2.
| От классики к постмодернизму (западная философия 19-20 веков)
| 6
| 2
| 4*
| лекционное занятие;
практическое занятие в диалоговом режиме;
занятие с элементами групповой дискуссии
| 2.3.
| Основные этапы и особенности развития русской философии
| 4
| 2
| 2
| лекционное занятие;
практическое занятие в диалоговом режиме
| III
| Проблемы бытия и сознания в философии
| 8
| 2
| 6
| | 3.1.
| Бытие, материя, сознание
| 4
| 2
| 2*
| занятие с элементами групповой исследовательской работы
| 3.2.
| Философия развития
| 4
|
| 4*
| лекционное занятие;
практическое занятие в диалоговом режиме
| IV
| Познание - ключевая проблема философии
| 6
| 2
| 4
| | 4.1.
| Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания
| 6
| 2
| 4*
| лекционное занятие;
практическое занятие в диалоговом режиме
| V
| Философия о человеке и обществе
| 8
| 2
| 6
| | 5.1.
| Природа и сущность человека. Человек и общество
| 6
| 2
| 4
| лекционное занятие; занятие с элементами групповой исследовательской работы
| 5.2.
| Глобальные проблемы современной цивилизации
| 2
|
| 2*
| лекционное занятие;
практическое занятие в диалоговом режиме
| | Всего
| 44
| 14
| 30
| |
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
| 32%
|
| * занятия проводятся в активных и интерактивных формах
Тематический план
Для студентов очно-заочной формы обучения
На базе среднего общего образования
№
| Раздел дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые
при проведении занятий
| Лекции
| Практ.
занятия
| I
| Предмет философии и ее роль в жизни общества
| 6
| 2
| 4
| | 1.1.
| Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания
| 6
| 2
| 4*
| лекционное занятие;
практические занятия в диалоговом режиме
| II
| История философии
| 6
| -
| 6
| | 2.1.
| Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения)
| 2
| -
| 2
| практическое занятие в диалоговом режиме
| 2.2.
| От классики к постмодернизму (западная философия 19-20 веков)
| 2
| -
| 2
| практическое занятие в диалоговом режиме;
занятие с элементами групповой дискуссии
| 2.3.
| Основные этапы и особенности развития русской философии
| 2
| -
| 2*
| лекционное занятие;
практическое занятие в диалоговом режиме
| III
| Проблемы бытия и сознания в философии
| 6
| 2
| 4
| | 3.1.
| Бытие, материя, сознание
| 4
| 2
| 2
| занятие с элементами групповой исследовательской работы
| 3.2.
| Философия развития
| 2
|
| 2*
| практическое занятие в диалоговом режиме
| IV
| Познание - ключевая проблема философии
| 4
| 2
| 2
| | 4.1.
| Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания
| 4
| 2
| 2
| лекционное занятие;
практическое занятие в диалоговом режиме
| V
| Философия о человеке и обществе
| 6
| 2
| 4
| | 5.1.
| Природа и сущность человека. Человек и общество
| 4
| 2
| 2
| лекционное занятие; занятие с элементами групповой исследовательской работы
| 5.2.
| Глобальные проблемы современной цивилизации
| 2
| -
| 2
| практическое занятие в диалоговом режиме
| | Всего
| 28
| 8
| 20
| |
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
| 29%
|
| * занятия проводятся в активных и интерактивных формах
Тематический план
Для студентов заочной формы обучения
На базе среднего общего образования
№
| Раздел дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
| Лекции
| Практ.
занятия
| 1.1.
| Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания
| 4
| 2*
| 2*
| лекционное занятие в диалоговом режиме;
практическое занятие в диалоговом режиме
| 2.1.
| Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения)
| 2
| 2
| -
| лекционное занятие
| 2.2.
| От классики к постмодернизму (западная философия 19-20 веков)
| 2.3.
| Основные этапы и особенности развития русской философии
| 3.1.
| Бытие, материя, сознание
| 2
| 2
| -
| лекционное занятие
| 3.2.
| Философия развития
| 4.1.
| Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания
| 5.1.
| Природа и сущность человека. Человек и общество
| 2
| 2
| 5.2.
| Глобальные проблемы современной цивилизации
|
| Всего
| 10
| 8
| 2
| |
| % занятий, проводимых в активных и интеракт. формах
| 40%
|
| * занятия проводятся в активных и интерактивных формах
Тематический план
Для студентов очной формы обучения
|