Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Для студентов очно-заочной формы обучения
На базе среднего профессионального образования
Для студентов заочной формы обучения На базе среднего профессионального образования
Для студентов заочной формы обучения На базе высшего образования
Содержание дисциплины Текст рабочей программы Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества Тема 1.1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания Проблема происхождения философии. Философия как особая форма общественного сознания. Понятие философии. Философия как вид мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения. Исторические виды мировоззрения и их особенности, философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия; типы философского мировоззрения. Примеры философствования. Проблема классификации философских школ и направлений. Онтологический подход: материализм, субъективный и объективный идеализм; монизм, дуализм и плюрализм. Методологический подход: метафизика, диалектика. Гносеологический подход: скептицизм, гносеологический оптимизм, агностицизм; рационализм и сенсуализм, рационализм и иррационализм. Аксиологический, этический и эстетический подходы. Структура философского знания: предмет и важнейшие проблемы разделов философии. Основные функции философии. Социальное назначение философии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования, концентрированное выражение отношения человека к окружающей действительности. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентации философии. Место философии в культуре современного общества. Раздел II. История философии Тема 2.1. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения) Особенности генезиса философии в странах Древнего Востока и Древней Греции. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии. Космоцентрический тип философствования. Веды как единство мифологических, религиозных, ритуальных, философских взглядов Древней Индии. Упанишады. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Индии. Основные философские идеи веданты, буддизма. Философские идеи в Древнем Китае. Особенности китайского мифологически-религиозного мировоззрения. Учение Лао-Цзы. Социально-философская и нравственно-правовая проблематика философии Древнего Китая; конфуцианство, легизм. Характерные черты античной философии. Досократический период; проблема первоначала. Классический период греческой философии. Софисты. Сократ и его роль во взглядах на человека. Майевтика. Система объективного идеализма Платона. Платоновская доктрина человеческой души, познания, природы и космоса. Идеальное государство Платона. Философское учение Аристотеля; его логика, этика и учение об обществе. Сократические школы эпохи эллинизма: киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни, неоплатонизм. Своеобразие и особенности философской мысли Средневековья. Теоцентрический тип философствования, его культурно-исторические и социальные предпосылки. Апологетика; Тертуллиан, Ориген. Патристика. Августин Блаженный и его учение о "двух градах". Христианская догматика и философская мысль. Принципы теоцентристской философии: креационизм, супранатурализм, сотериология, провиденциализм, эсхатология. Схоластический реализм и номинализм. Фома Аквинский о соединении веры и разума. Уильям Оккам и его принцип экономии мысли. Предпосылки эпохи Возрождения в странах Западной Европы. Ренессансное мировосприятие; гуманизм. Основные идеи философии эпохи Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма. Ренессансный человек – хозяин своей судьбы. Понимание человека как творческой личности. Эстетическое отношение к действительности. Расцвет искусства. Пантеизм как философское миропонимание. Николай Кузанский и его идея ученого незнания. Эразм Роттердамский. Развитие науки и ее влияние на философию. Леонардо да Винчи. Н.Коперник. Дж. Бруно. Г.Галилей. Роль философии эпохи Возрождения на последующее развитие европейской культуры. Социально-культурное содержание эпохи Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Ф. Бэкон и его учение о методе. Виды человеческих заблуждений (идолов) по Бэкону. Разработка индуктивной методологии науки. Представления Бэкона об идеальном обществе. Развитие механистического материализма в философии Т. Гоббса. Ограниченность свободы воли. Идея общественного договора. Ограниченность власти государства естественными законами. Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Сенсуалистическая трактовка опыта и "чистый разум". Философское обоснование либерализма. Договорная теория государства. Разделение властей. Гармония человека и общества. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Радикальный гносеологический скептицизм Д. Юма. Рационализм Р. Декарта. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины; механистичность материального мира. Пантеизм Б. Спинозы; Бог – природа – субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Свобода как осознанная необходимость. Г.Ф. Лейбниц и его монадология. Основные характеристики монады; трактовка пространства и времени. Истины факта и метафизические истины. Европейское просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Гуманизм. Критика религиозного фанатизма. Нравственное облагораживание человечества. Ш. Монтескье о естественных и социальных законах, способах правления, разделении властей. Вольтер о свободе человека и равенстве перед законом. Ж.-Ж. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Французский материализм XVIII в. Природа как причина самой себя; вечность и самодвижение материи. Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 183. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |