Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для студентов очно-заочной формы обучения




На базе среднего профессионального образования

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач. ед. час. 1 семестр
Общая трудоемкость дисциплины по уч. плану 3 108 -
Переаттестация 2 72 -
Итого по индивидуальному плану 1 36 36
Аудиторные занятия - 8 8
Лекции - 8 8
Практические занятия - - -
Самостоятельная работа студентов - 100 28
Форма промежуточной аттестации -

Экзамен

Для студентов заочной формы обучения

На базе среднего профессионального образования

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач. ед.

час.

по семестрам

0 1
Общая трудоемкость дисциплины по уч. плану 3 108 - -
Переаттестация 2 72 - -
Итого по индивидуальному плану 1 36 18 18
Аудиторные занятия - 4 2 2
Лекции - 4 2 2
Практические занятия - - - -
Самостоятельная работа студентов - 104 16 16
Форма промежуточной аттестации -

Экзамен

Для студентов заочной формы обучения

На базе высшего образования

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач. ед. час. 0 семестр
Общая трудоемкость дисциплины по уч. плану 3 108 -
Переаттестация - 108 -
Аудиторные занятия - - -
Лекции - - -
Практические занятия - - -
Самостоятельная работа студентов - - -
Форма промежуточной аттестации -

Экзамен



Содержание дисциплины

Текст рабочей программы

Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества

Тема 1.1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания

Проблема происхождения философии. Философия как особая форма общественного сознания. Понятие философии. Философия как вид мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения. Исторические виды мировоззрения и их особенности, философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия; типы философского мировоззрения.

Примеры философствования. Проблема классификации философских школ и направлений. Онтологический подход: материализм, субъективный и объективный идеализм; монизм, дуализм и плюрализм. Методологический подход: метафизика, диалектика. Гносеологический подход: скептицизм, гносеологический оптимизм, агностицизм; рационализм и сенсуализм, рационализм и иррационализм. Аксиологический, этический и эстетический подходы.

Структура философского знания: предмет и важнейшие проблемы разделов философии.

Основные функции философии. Социальное назначение философии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования, концентрированное выражение отношения человека к окружающей действительности. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентации философии. Место философии в культуре современного общества.

Раздел II. История философии

Тема 2.1. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения)

Особенности генезиса философии в странах Древнего Востока и Древней Греции. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии. Космоцентрический тип философствования.

Веды как единство мифологических, религиозных, ритуальных, философских взглядов Древней Индии. Упанишады. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Индии. Основные философские идеи веданты, буддизма. 

Философские идеи в Древнем Китае. Особенности китайского мифологически-религиозного мировоззрения. Учение Лао-Цзы. Социально-философская и нравственно-правовая проблематика философии Древнего Китая; конфуцианство, легизм.

Характерные черты античной философии. Досократический период; проблема первоначала. Классический период греческой философии. Софисты. Сократ и его роль во взглядах на человека. Майевтика. Система объективного идеализма Платона. Платоновская доктрина человеческой души, познания, природы и космоса. Идеальное государство Платона. Философское учение Аристотеля; его логика, этика и учение об обществе. Сократические школы эпохи эллинизма: киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни, неоплатонизм.

Своеобразие и особенности философской мысли Средневековья. Теоцентрический тип философствования, его культурно-исторические и социальные предпосылки.

Апологетика; Тертуллиан, Ориген. Патристика. Августин Блаженный и его учение о "двух градах". Христианская догматика и философская мысль. Принципы теоцентристской философии: креационизм, супранатурализм, сотериология, провиденциализм, эсхатология. Схоластический реализм и номинализм. Фома Аквинский о соединении веры и разума. Уильям Оккам и его принцип экономии мысли.

Предпосылки эпохи Возрождения в странах Западной Европы. Ренессансное мировосприятие; гуманизм. Основные идеи философии эпохи Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма. Ренессансный человек – хозяин своей судьбы. Понимание человека как творческой личности. Эстетическое отношение к действительности. Расцвет искусства. Пантеизм как философское миропонимание. Николай Кузанский и его идея ученого незнания. Эразм Роттердамский. Развитие науки и ее влияние на философию. Леонардо да Винчи. Н.Коперник. Дж. Бруно. Г.Галилей. Роль философии эпохи Возрождения на последующее развитие европейской культуры.

Социально-культурное содержание эпохи Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

Ф. Бэкон и его учение о методе. Виды человеческих заблуждений (идолов) по Бэкону. Разработка индуктивной методологии науки. Представления Бэкона об идеальном обществе. Развитие механистического материализма в философии Т. Гоббса. Ограниченность свободы воли. Идея общественного договора. Ограниченность власти государства естественными законами. Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Сенсуалистическая трактовка опыта и "чистый разум". Философское обоснование либерализма. Договорная теория государства. Разделение властей. Гармония человека и общества.

Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Радикальный гносеологический скептицизм Д. Юма.

Рационализм Р. Декарта. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины; механистичность материального мира. Пантеизм Б. Спинозы; Бог – природа – субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Свобода как осознанная необходимость. Г.Ф. Лейбниц и его монадология. Основные характеристики монады; трактовка пространства и времени. Истины факта и метафизические истины.

Европейское просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Гуманизм. Критика религиозного фанатизма. Нравственное облагораживание человечества. Ш. Монтескье о естественных и социальных законах, способах правления, разделении властей. Вольтер о свободе человека и равенстве перед законом. Ж.-Ж. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Французский материализм XVIII в. Природа как причина самой себя; вечность и самодвижение материи. Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...