Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. Внутренняя политика Ивана Калиты




Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Биографические данные Ивана Калиты………………………..6

1.1Из предыстории государства……………………………………………….6

1.2Биография Ивана Калиты………………………………………………….7

Выводы по первой главе………………………………………………………9

Глава 2. Внутренняя политика Ивана Калиты………………………….10

2.1Особенности строительства государства………………………………..10

2.2Иван Калита – первый каменный строитель…………………………….14

2.3 Отношения с церковью……………………………………………………15

Выводы по второй главе……………………………………………………...22

Глава 3. Внешняя политика Ивана Калиты……………………………..23

3.1Иван Данилович Калита – князь московский……………………………23

3.2Иван Данилович Калита – князь владимирский………………………...25

3.3 Купли Ивана Калиты……………………………………………………..29

Выводы по третьей главе…………………………………………………….32

Заключение…………………………………………………………………..33

Список литературы………………………………………………………….36

Введение

На фоне славных дел деда Александра Невского и внука Дмитрия Донского деяния Ивана Калиты кажутся весьма незначительными, а личность — невыразительной. Да и само прозвище (кошелек, мешок с деньгами) то ли купеческое, указывающее на жадность, скопидомство, то ли поповское, обозначающее щедрость, раздачу милостыни нищим,— но никак не княжеское. По мнению некоторых историков, Иван, как и многие его венценосные родственники,— посредственность, стремящаяся с помощью татар и собственной бережливости лишь «округлить» свои владения за счет более талант­ливых, но надменных и нерасчетливых соседей. Другие ученые ука­зывают на результаты деятельности Ивана и его потомков — создание мощного Российского государства с центром в Москве, находят провидческий дар у этого заурядного на первый взгляд князя. В их работах Калита превращается в талантливого политика, дипло­мата, экономиста и психолога, неустанно работавшего на перспек­тиву, закладывая основы будущего могущества Москвы. Кто прав,  сказать трудно.

В процессе работы удалось ознакомиться с 4 источниками, представленными в полном собрании русских летописей в III и XV томах (Новгородская первая летопись младшего извода; Тверской сборник), в сборнике памятников литературы Древней Руси. В своде «Духовных и договорных грамот великих и удельных князей», который рисует политическую сторону процесса образования русского централизованного государства содержится духовная грамота Ивана Даниловича Калиты, датированная 1339 годом. Основание для датировки – упоминание второй жены Ивана Даниловича Калиты. «Княжни с меньшими детьми» указывает на время значительно позднее 1332 г., - второго брака Калиты, поскольку грамота в двух вариантах написана в связи с поездкой в Орду, ее правильнее всего датировать 1339 г., когда Иван Калита с сыновьями отправился в Орду.

«Повесть о Щевкале», являющаяся ценным памятником древнерусской литературы, показывает единственное и ярчайшее восстание русских людей против ордынского ига, в котором раскрылось антиордынское настроение низших сословий. Итак, в процессе исследования использовался письменный источник, главным образом, нарративный (повесть, летописи), а также актовый (грамота) по характеру.

Казалось бы, такого человека-правителя отече­ственные и иные историки должны были возвеличить за его государственные деяния. Но не тут-то было. Образ московского князя, оставившего в отечествен­ном летописании столь глубокий след, исследователи и писатели обрисовывали далеко не радужными крас­ками. Причина кроется прежде всего в личности Ивана Калиты, по заветам которого потомки постепенно «собрали Русь». Карамзин определяет могущество Москвы как «силу, воспитанную хитростью».

По Карамзину, московский князь Иван Данило­вич был прежде всего исключительно хитрым удель­ным владетелем. Хитростью он сумел снискать осо­бую милость правителей Золотой Орды, убедил хана Узбека, во-первых, не посылать больше на Русь бас­каков собирать дань, а поручить это дело русским кня­зьям. И второе — закрыть глаза на территориальные переделы в области великого княжения Владимирс­кого, то есть на приращение к Москве чужих земель. Другой не менее знаменитый отечественный ис­торик В. О. Ключевский указал, что все московские князья, начиная с Ивана Калиты, «усердно ухажива­ли за ханом и сделали его орудием своих замыслов». С легкой руки Ключевского за Иваном Даниловичем на долгие годы закрепилась характеристика «князя-скопидома». Последующие историки прозвище кня­зя, внука Александра Невского, стали переводить как «мешок с деньгами». В тоже время интересно и порой строго негативное мнение Л.В. Черепнина, которое он доступно излагает на страницах книги «Образование русского централизованного государства в XIV – XV вв.». На мой взгляд, умеренная оценка деятельности Ивана Даниловича Калиты дается в статье Борисова Н., который, думается, определил и показал все стороны правления князя.

Не менее ценен материал, предоставленный Грековым И.Б., Шахмагоновым Ф.Ф., которые, главным образом освятили события 1327 в Твери. Интересна точка зрения Гумилева Л.Н., который видит возвышение Москвы не только в непосредственной заслуге Калиты, но и в стечении в то время в Москву множества пассионарных людей[1].

Цельюпредлагаемой работы является:

    рассмотреть особенности внешней и внутренней политики Ивана Даниловича Калиты.

           В связи с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:

1. Дать краткий очерк биографии Ивана Калиты

2. Выявить особенности внутренней политики Ивана Калиты

3. Отметить особенности внешней политики Ивана Калиты..

Хронологические рамки деятельности изучаемой личности могут быть представлены исходя из того, когда родился Иван Данилович, т.е. по мнению большинства исследователей – это 1288 год (по мнению других – 1283 г.), конечной датой исследуемого периода является год смерти Ивана Калиты, т.е. 1340 год. В географические рамки изучаемого периода входит Северо-Восточная Русь.

         

Глава 1. Биографические данные Ивана Калиты

Из предыстории государства

Борьба за великокняжеский престол между сыновьями Ярослава Всеволодовича Андреем и Александром Невским сменяется междо­усобицами сыновей последнего — Дмитрия и Андрея, неоднократно приводивших татар на Русь. Их младший брат Даниил, получивший от отца Московское княжество, обычно поддерживал Андрея, но в 1301 г. выступил против него на стороне Ивана Дмитриевича Переяс­лавского. 

В 1302 году, незадолго до своей кончины, князь московский Даниил получил значительное приращение к своему уделу. Его бездетный племянник Иван Дмитриевич по смерти своей оставил Даниилу свое богатое Переяславльское княжество.

Теперь, объединенное с Переяславльским, московское княжество сделалось вдруг одним из сильнейших во всей северо-восточной Руси, соперничая в величии своем разве что с Тверским. Неудивительно, что между двумя этими славными княжествами, по наущению врага рода человеческого, должна была вспыхнуть искра раздора. И эта искра, тлеющая до времени скрытно, вспыхнула несколькими годами спустя. Однако великому князю Даниилу Александровичу не суждено было дожить до этого часа.

Вскоре после того, в 1303 году, почувствовав приближение смерти, Даниил принял схиму в построенном им на берегу Москвы-реки монастыре в честь Даниила Столпника[2].

Смирение князя было столь велико, что он назначил положить свое тело не в храме, но на общем братском кладбище монастырском.
Господь не оставил князя Даниила, наградив его за подвиг земной жизни. Мощи его были обретены нетленными и прославлены многими чудесами.Православная церковь причислила великого князя Даниила к лику святых.
1.2 Биография Ивана Калиты

Дата рождения Ивана Даниловича Калиты неизвестна. Исследователи в своем большинстве сходятся, что он появился на свет где-то около 1288 года. Известно, что он имел много братьев – Юрия, самого старшего, Александра, Бориса, Афанасия, Семена и Андрея. Последние два указаны в древних родословных росписях – летописи же об их судьбе ничего не сообщают. Неизвестно, имел ли Калита сестер. Юрий и Иван по своей деятельности были важнейшими людьми в истории Руси в XIV века. Они подняли значение Москвы и твердо поставили историческую задачу, которую предстояло постепенно разрешить их преемникам в последующие времена.

Есть упоминание о княжиче Иване в древнерусских летописях, относящиеся к 1300 году. Тогда он был приглашен стать крестным отцом первенца-сына влиятельного московского боярина Федора Бяконта — Елевферия (или Симеона — по другим источникам). Крестник в последующем ста­нет митрополитом Алексием, который будет факти­ческим главой московского правительства при мало­летнем князе Дмитрии Донском.

Княжича воспитывали в семейном кругу так же, как и в других княжеских семьях. Его учили позна­вать ратное искусство, грамоте — читать ветхозавет­ную книгу Псалтырь. Иван, в отличие от своих бра­тьев, на долгие годы пристрастился к чтению старин­ных, религиозных книг, черпая в них житейскую муд­рость.

С раннего детства он испытал страх перед ордын­цами — «злыми татарами». Ханский баскак жил ря­дом с отцовским теремом, в деревянном московском Кремле. В 1293 году он стал свидетелем нашествия на русские земли Дедюневой рати. Тогда ордынцы за­хватили Москву, а ее правитель князь Даниил ока­зался беспомощным пленником, которому потом да­ровали свободу в обмен на клятвенное послушание хану Золотой Орды[3].

Думается, что ордынское владычество оставило глубокий, болезненный след в психике и умонастро­ениях юного княжича, сына владетеля небольшого уде­ла в пределах Великого княжества Владимирского. Прежде всего это был страх перед могуществом Золо­той Орды. И такое было не случайно — потомки ве­ликого завоевателя Вселенной Чингисхана прекрас­но знали силу слепого страха, поддерживая ее в со­знании покоренных народов. Постоянное унижение перед завоевателями порождало ощущение безысход­ности и отчаяние. Пройдет немало времени, прежде чем самосознание русского народа обретет прежнюю силу.

Из лето­писей известно, что жену Ивана Даниловича звали Еленой, о дате же свадьбы ничего не известно. Некоторые историки считают, что Елена была дочерью смоленского князя Александра Глебовича. Но прямых летописных под­тверждений этому нет.

Считается, что с первой супругой Иван Данило­вич Калита прожили счастливой супружеской парой. В сентябре 1317 года у них появился первенец, кото­рого назвали Симеоном (1316 - 1353) или в просторечии — Семе­ном. В декабре 1319 годя княгиня Елена подарила мужу второго сына — Даниила (1320 - 1328). В 1326 году в Семье Ивана Калиты родился Иван (1326 - 1359), а в 1327 – Андрей (1327 - 1353)[4].

 После смерти любимой жены Елены в 1331 году, летом 1332 года Иван Данилович женится во второй раз. Летописи сообщают скудные сведения о его новой супруге по имени Ульяна, которая родила ему двух дочерей – Марию и Феодосию. Существует мнение, что от второго брака у Ивана Калиты были ещё дочери Феотиния и Евдокия. Об их судьбе сведений почти не имеется.

В 1238 году он выдал свою дочь Марию за юного ростовского князя Константина Васильевича. Тот, после смерти своего старшего брата Федора, стал пра­вить всем Ростовским княжеством. Зять Калиты стал одним из сильнейших русских князей, но при этом остался послушным «подручником» правителя Моск­вы.

Другая дочь, Феодосия, была выдана замуж за белозерского князя Федора Романовича, ставшего вскоре старшим в своей семье. Белозерские князья на дол­гие годы станут верными союзниками московских. Со временем белозерские владения перейдут под власть Москвы.

Последний год жизни Иван Данилович сильно хворал, и немалую часть государственных забот взял на себя его старший сын 23-летний Семен. Дел было много, приходилось каждодневно «радеть» за благо­получие Русской земли.

Последние дни жизни великий князь Иван Дани­лович провел в монастыре, приняв постриг и став иноком Ананием. 31 марта 1340 года московский пра­витель, прозванный Калитой, отошел в вечность: «в лето 6848. Преставился князь великыйИванъ Данилович на Москве, в чернцех и въ схиме…» и на другой день был погребен в построенной им церкви Архангела Михаила, оставивши своим преемникам из рода в род завет продолжать прочно поставленное им дело возвышения Москвы и распространения ее власти над всеми русскими землями[5].

 



Выводы по первой главе

Дата рождения Ивана Даниловича Калиты неизвестна. Исследователи в своем большинстве сходятся, что он появился на свет где-то около 1288 года.

Есть упоминание о княжиче Иване в древнерусских летописях, относящиеся к 1300 году.

Иван, в отличие от своих бра­тьев, на долгие годы пристрастился к чтению старин­ных, религиозных книг, черпая в них житейскую муд­рость.

Последние дни жизни великий князь Иван Дани­лович провел в монастыре.

Глава 2. Внутренняя политика Ивана Калиты










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...