Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Суть, источники, ресурсы и особенности политической власти.




Понятие политики. Многообразие подходов к определению политики

 «Политика» может иметь несколько значений, и все зависит от того, какой смысл вкладывают в них при конкретном применении. Термин политик  происходит от греческого слова, которое означало место, в смысле город.В древнегреческом обществе каждый город представлял из себя самостоятельное государство, поэтому можно говорить, что первоначальный содержание понятия polityka (от греч.Слова polis).

Политика - это сфера деятельности, которая связана с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью захвата, организации и использования государственной власти; управления социальными процессами.

- Политические институты - это организации и учреждения (государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения и т.д.);

- Политические отношения - связи между гражданами и властью, между небольшими и значительными социальными группами, между государством и гражданским обществом.

Выделяют: экономическую политику (промышленная, сельско-хозяйственная, финансовая, в области транспорта и связи и др.); социальную политику (здравоохранения, бытового обслуживания); культурную политику (образование, наука, искусство).Разделяет политику на: внутреннюю - регулирование экономических, социальных, политических отношений между людьми в определенном обществе;

внешнюю - направленную на безопасность государства, реализацию внутренних целей; 7 мировую или международную, с целью решения задач, стоящих перед мировым сообществом.

Функции политики: а) управления - определяются направления экономического, социального и политического развития общества; б) прогностическая - разрабатываются перспективы развития; в) интеграционная - для объединения групп общества на основе идей; г) мобилизационного-организаторская - с целью решения задач; д) идеологическая - разработка общественного идеала; е) воспитательная - включение человека в политическую жизнь; ж) инновационная - творческое уразумение политической действительности, способов и методов ее изменения.

Главная задача политики как науки - определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика как искусство - это искусство управления государством, искусства завоевания и удержания власти, преобразования в жизнь различных общественных целей и интересов. Как говорят, политика - это искусство возможного, достижение цели с наименьшими затратами и потерями.

 

Политология как наука. Функции и методы политологии : взаимосвязь политологии и другими общественным наукам.

 Политология как слово образовалось из двух греческих слов: polityka (государственные дела) и logos (учение). В широком смысле слова политология понимается как общая, интегративный наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую психологию и другие политические дисциплины. Поэтому еще говорят, что политология это наука о том, как управлять обществом и государством.Политология - это наука о закономерностях развития политического процесса, политической системы и власти; о сущности, формах и методах деятельности всех субъектами политики. Функции политологии: методологическая - заключается в разработке теории и методологии исследований политических явлений и процессов; познавательная - это накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений, выявление проблем и противоречий; инструментальная (рэгуляцивная) - связано с вопросами практической политики; это выработка практических рекомендаций для властей, предварительная экспертиза решений, средств влияния на политическую действительность;прогностическая - предусматривает выработку ближайших и дальнейших перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование политического процесса; идейно-воспитательная - выработка, обоснование определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости политической системы.

Методами политологии являются: исторический, который используется для изучения политических явлений в процессе их становления, в связи с прошлым, их развития; ситуативно - суть его в учете всех условий и обстоятельств, создающих конкретный процесс, ситуацию и т.д .; институциональный - для наблюдения, описания, анализа политических структур,  и их взаимосвязей, которая предусматривает оценку на основании национального и мирового опыта; деятельностный - указывает политику в развитии, динамике; социологический- для изучения поведения социальных групп; экономические - предусматривают тесную связь между политикой и экономикой; психологии - используется для изучения мотивов человеческого поведения, лидеров, конфликтов.

Развитие политологии невозможно обособленно и поэтому она плотно взаимодействует с рядом других социальных и гуманитарных наук, с которыми ее соединяет общий объект исследования - политическая жизнь общества. Плотная связь политологии с философией, социологией, особенно с политической социологией, экономическими науками, правовыми, историей, психологией, географией, антропологией, биологией, демографией, этнографией, логикой, кибернетики, статистикой, общей теорией систем. Политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в конце XIX - начале XX вв. Это стало возможным в результате развития публичной политики, как относительно автономной сферы жизни общества, укрепления государственных и политических институтов, которые составили современную политическую систему (парламентаризм, разделение властей, избирательные системы, возникновение партий). В 1857 г. в Колумбийском колледже США создается кафедра История и политическая наука в 1880 г. – первая школа политической науки.  В ХХ в. процесс выделения политологии в самостоятельную учебную и учебную дисциплину завершился, выделились ее главные национальные школы и направления. В 1948 году ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) рекомендовала всем странам курс политологии для изучения в вузах. Под эгидой ЮНЕСКО в 1949 г. была создана Международная ассоциация политической науки (МАПН). В СССР политология как наука изучается только с 1989 года, до сих пор она как самостоятельная наука не признавалась и трактовалось, как антимарксистскими, буржуазная Лженаука. Были возможны политические исследования в рамках научного коммунизма, исторического материализма, истории КПСС. Ситуация изменилась со второй половины 1980-х годов.

 

Суть, источники, ресурсы и особенности политической власти.

Власть является одной из главнейших категорий политологии, которая связанна с политикой. Человек в обществе постоянно встречается с властью: он сталкивается с различными ее уровнями и сам имеет определенную власть над другими. Как только является группа, какая бы малая она ни была, сразу возникает феномен власти. Ведь одни начинают приказывать, а другие - подчиняться и повиноваться. Поэтому можно наблюдать власть и в семье. Самой очевидной проявлением власти в истории человечества была и есть государство. Существует объективные потребность людей в само регуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, сочетать, снимая социальную напряженность. Политологи подчеркивают естественный характер власти. Зло не в самой власти, а у тех, кто ее реализует. Каждый человек изначально в той или иной степени стремится к власти, причем есть люди, которые всегда стремятся управлять, а другие подчиняются. В то же время, вообще, есть люди, которые совсем не хотят управлять. Следует отметить, что без стремления к власти не бывает лидеров. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-нибудь, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. В то же время есть власть для чего-то, ради достижения определенной цели.

Источники власти: а) структурно-функциональный подход - власть это продукт системы социальных отношений (экономических, социальных, политических, религиозных и др);  б) психологический подход - стремление к власти заложено в природе индивида; в) прагматичный подход - власть это стремление человека к обеспечению благосостояния; г) марксистский подход - власть в обществе классов. Вначале была (в древности) общественная власть, позже, в условиях разделения труда и собственности, она становится политической. Постепенно оно оформляется в законах, превращается в государственную. Политическая власть имеет более широкое содержание. Это способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике в соответствии со своими потребностями и интересами. Основные черты политической власти: 1)легальность - законность власти; она действует на основе фиксированной норм, законов, кодексов и т.д .; 2) легитимность - добровольное признание существующей власти подданными, доверие с их стороны (признается, а не просто навязывается). Необходимо обратить внимание на то, что легальность и легитимность не одно и то же. Власть может быть легальной, но не легитимной; 3) вярховнасць либо гасподства - обязательность выполнения властных решений всеми членами общества, должны быть приоритеты; 4) влияние - способность субъектами политики воздействовать в нужном направлении на поведение лиц, групп и т.д .; 5) эффективность и результативность- в конкретных социальных итогах проверяется способность власти управлять всеми сферами общественной жизни. Государственная власть - это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, так как государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех частей населения. Но нельзя политическую и  государственную власть объединить. Власть и политика неделимый и взаимообусловлены.

Ресурсы представляют из себя либо важные для объекта ценности (деньги, предметы обихода), либо средства, которые способны повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (СМИ), либо средства, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы и др.).

 Система ресурсов субъектов политической власти:

а) государственная власть, с ее: возможностями принуждения; экономическими, социальными и культурно-информационными ресурсами; монопольным правом издавать законы;

б) интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.); национальные и религиозные чувства

в) язык, как элемент политической культуры. Язык власти опирается стереотипы, а значение слов зависит от воли вождя, от умения читать между строк.

г) экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество (культура, образование, трудовые навыки и т.д.).

Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественныйнастроение, участие населения в политической жизни, время, которое имеет власть для

решения своих задач;

е) знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации (СМИ).

Различные ресурсы используются обычно субъектами власти в комплексе, причем каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности. Так, для убеждений наиболее подходит молодежь. Оппозиция опирается нанедовольных. Во время революций, войн чаще используется насилие. Принуждение наиболее распространено в странах со слабыми, неразвитыми демократическими традициями. В обществе с традициями индивидуализма основное давление делается на использование материального интереса, денег,причем используется и принуждение - страх за жизнь, здоровье, благополучие.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...